Из ТГГ Головнин из Токио
новая дискуссия
Дискуссия
535
Министр обороны Японии Нобуо Киси сегодня как бы походя резко высказался по поводу политики Москвы, еще раз обозначив существенное изменение тона заявлений Токио по сравнению с временами, когда у власти находился его старший брат – ныне уже бывший премьер Синдзо Абэ.
Глава военного ведомства в видеообращении к участникам симпозиума, организованного ведущей деловой газетой «Никкэй», рассуждал об изменении понятия «война» в современном мире. «Вторжение теперь может начаться так, что этого никто и не осознает, - сказал министр обороны. – А войну можно вести и без использования регулярных вооруженных сил».
В качестве примера министр легко указал на «нелегальную аннексию Крыма».
Рассуждения главы военного ведомства, впрочем, касались в первую очередь КНР и Тайваня, который, как постоянно напоминают в Токио стоит перед возрастающей угрозой прямого или гибридного вторжения со стороны Пекина. «Силы мира и демократии, - сказал он, - находятся под угрозой в Азии и других частях планеты в силу попыток силой изменить глобальный статус-кво».
Про «незаконную аннексию Крыма» в Токио иногда говорили и во время 8-летнего правления Синдзо Абэ, который всячески старался наладить диалог с Москвой и верил в компромисс по Южным Курилам на основе уступок со стороны Японии. Однако заявления такого рода делались все же при крайней необходимости обозначить свое единство с общей линией Группы семи. Или при желании остановить Трампа, который хотел расширить «семерку» за счет РФ, Индии и Южной Кореи. Что в силу разных причин было совершенно неприемлемо для Токио.
В остальные моменты Япония при экс-премьере Абэ избегала любой риторики, которая могла бы обидеть Москву. Перестали говорить и о «незаконной оккупации», и об «исконных территориях», хотя все эти термины сохранялись в официальных документах. Теперь же высшие чины в Токио церемонятся все меньше – недавно, например, правительство Японии открыто назвало Россию главной угрозой кибернетической опасности наряду с Китаем и Северной Кореей. На повышении уровня резкости, по всеобщему мнению, сказывается то, что нынешние первые люди в Токио отбросили былые надежды на скорое заключение мирного договора и решение вопроса о Южных Курилах.