ГЛОНАСС
198,237 319
 

  Alt333 ( Слушатель )
24 окт 2009 00:21:07

Тред №158293

новая дискуссия Дискуссия  258

Удаление на усмотрение власть предержащих.
Объём статьи великоват (хотя подсократил), но оригинал не очень читабелен и не знаю что с ним будет.
Так это зарождалось !

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ РАДИОКОСМИЧЕСКОЙ ШКОЛОЙ

Автор: Валентин  Семёнович Шебшаевич. Известный ученый в области радионавигации дтн проф. полковник, работавший в коллективах ЛВВИА им. А. Ф. Можайского и ЛНИРТИ (Ленинградского научно-исследовательского радиотехнического института / Российского института радионавигации и времени).

 Современная спутниковая радионавигация создавалась усилиями многих стран, однако решающий вклад был внесен советскими и американскими специалистами, разработавшими спутниковые радионавигационные системы (СРНС) - низкоорбитальные («Цикада» и «Транзит») и среднеорбитальные (УРАГАН/«ГЛОНАСС» и «Навстар’’/GPS).    Советские и американские СРНС создавались параллельно, независимо друг от друга, практически в одни и те же сроки. Каждая из сторон вела разработки на собственной научно-технической базе, сформировавшейся в процессе предшествующего развития радионавигацион-ной техники и, в особенности, в периоды разработок СРНС первого и второго поколений. Различия в научных традициях и подходах приводили к неодинаковости технических решений, что породило отличия технических характеристик СРНС, наиболее существенные для систем «ГЛОНАСС» и GPS.
     Первое научно обоснованное предложение об использовании ИСЗ для навигации родилось в Ленинграде ещё до запуска первого советского ИСЗ (04.10.1957).    В Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ЛВВИА)в период с 1955 по 1957 г. проводились научные исследования возможностей использования радиоастрономических методов для самолетовождения (научный руководитель - автор статьи), в связи с этим и возникла идея об использовании искусственных небесных тел, снабжённых радиопередатчиками необходимой мощности. Ракетная техника к тому времени набрала потенциал, достаточный для выхода на околоземную орбиту малого спутника, хотя о подготовке к практической реализации запусков ИСЗ ничего не сообщалось. В проводившихся исследованиях и было предложено применять ИСЗ в качестве орбитальных радионавигационных точек (РНТ). При этом обращалось внимание на то, что наблюдение за орбитальными РНТ позволяет за короткий сеанс получить достаточный набор изменяющихся навигационных параметров (чего не давали медленно перемещающиеся по небосводу Солнце и Луна). В работе было сделано заключение о технической осуществимости идеи и о перспективности применения ИСЗ как носителей радионавигационных сигналов.
  В октябре 1957 г. в Ленинграде проводилась межведомственная научно-техническая конференция (НТК) по проблеме радиоастрономической навигации, одобрившая предложение о навигационном использовании ИСЗ и рекомендовавшая провести комплексные научные исследования по обоснованию технических путей создания спутниковых РНС.
  Большое внимание новой проблеме уделил один из руководителей конференции проф. А.В. Беляков - известный авиационный штурман, участник первого трансарктического перелета из Москвы в США (1937 г.), пользующийся прочным авторитетом в авиационных кругах. В основу технического задания на эти исследования легли проработки ленинградских специалистов.
  Научные основы низкоорбитальных СРНС были существенно развиты в процессе выполнения комплексных научных исследований по теме «Спутник» (1958-1959 гг.), которые осуществляли пять ленинградских организаций (ЛВВИА им. А.Ф. Можайского, Институт теоретической астрономии АН СССР, Институт электромеханики АН СССР, два морских НИИ) и Горьковский научно- исследовательский радиофизический институт с участием крупных специалистов по аналитической механике (чл.-корр. АН СССР А.И. Лурье) и расчетам орбит (проф. П.Е. Эльясберг).
  Всего за два года, по существу, были заложены теоретические основы СРНС первого поколения.   Следует особо отметить, что именно тогда был предложен способ закладки с земли в память ИСЗ набора эфемерид с последующей передачей их в цифровом коде по радионавигационному каналу, который используется до наших дней во всех СРНС.  
  Таким образом, исследования 1955-1959 гг. заложили в нашей стране самостоятельный научно-технический фундамент спутниковой радионавигации и подготовили к началу 1960 г. этап практического создания низкоорбитальной СРНС, реализация которого была поручена Ленинградскому научно-исследовательскому радиотехническому институту (ЛНИРТИ) - ныне РИРВ. Здесь незамедлительно, в первой половине 1960 г., был разработан аванпроект первой советской низкоорбитальной СРНС «Циклон».      Создание системы «Циклон» (и её модификации «Цикада» ), её испытания, совершенствование, ввод в эксплуатацию, разработка аппаратуры потребителей (АП), доработка алгоритмов и программ заняли 60-е и начало 70-х годов (известно, что начало ОКР было сдвинуто на четыре года в угоду интересам определенных кругов военно-промышленного комплекса, и первый навигационный ИСЗ «Космос-192» был выведен на орбиту 23.11.1967).
  Непосредственно разработкой средств первой советской СРНС занимались в красноярском КБ прикладной механики (руководители - М.Ф. Решетнев и Г.М. Чернявский), в московском НИИ приборостроения (руководители - М.И. Борисенко, Н.Е. Иванов) и в ЛНИРТИ (руководители - П.П. Дмитриев и А.Ф. Смирновский).   Низкоорбитальные СРНС из-за дискретности навигационных сеансов и их значительной продолжительности могли успешно применяться как высокоточные средства только для малоподвижных объектов, прежде всего - морских кораблей.    В конце 60-х годов возникла проблема расширения возможностей СРНС на навигационное обеспечение высокодинамичных объектов и одновременного повышения его оперативности и точности.    В 1970 г. были сформулированы первые тактико-технические требования к новой системе. Разработка системы «ГЛОНАСС» как единой СРНС для потребителей различного назначения развернулась в 70-е годы.    СРНС «ГЛОНАСС»  создавалась большой кооперацией организаций, ядро которой составили предприятия, разрабатывавшие СРНС первого поколения: НПО ПМ, РНИИКП, РИРВ. Разработка ИСЗ и наземных средств системы «ГЛОНАСС» проводилась коллективами, руководимыми акад. М.Ф. Решетневым, докторами технических наук Ю.Г. Гужвой, Л.И. Гусевым, А.Г. Геворкяном, Н.Е. Ивановым, инженерами В.Ф. Черемисиным, В.И., Ермоленко, В.Н. Казанцевым. Аппаратура потребителей различного назначения разрабатывалась коллективами под руководством докторов технических наук Р.И. Полонникова, Ю.М. Устинова, кандидатов технических наук В.Н. Богданова, С.Н. Клюшникова, И.В. Кудрявцева, В.Ю. Кутикова, И.А. Новикова, В.С., Подклетного, В.А., Салищева, Г.С., Цехановича, А.А., Шебанова, Б.В. Шебшаевича, Л.И. Янковского.
Источник: http://www.internavi…2007_3.pdf
  • +0.68 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!