Скопирую пост из космической ветки сюда. как знать, может этот маленький шажок к орбитальным многоразовым относительно дешёвым ЛА без гигантских РН?
В Нижней Салде (Свердловская область) провели испытания демонстратора будущего двигателя для полностью возвращаемой ракеты-носителя. Пуск демонстратора — уменьшенной модели будущего двигателя — успешно проведен на площадке Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМаш). Проект двигателя разрабатывают НИИМаш, ГРЦ им. Макеева, НПО автоматики, ЮУрГУ и Уральский государственный университет. Дполнительное обсуждение
https://enciklopediy…ulizm.htmlДемонстратор (он был создан учеными Южно-Уральского государственного университета) состоит из 16 экспериментальных жидкостных двигателей для ракет (их разработали специалисты НИИМаш), собранных в некое подобие «короны» вокруг сопла. С помощью этой конструкции можно будет производить запуски ракеты каждые 24 часа, а не через несколько месяцев, как это происходит сейчас. К тому же, новый двигатель будет использовать водородное топливо, что в разы снизит время, затрачиваемое на подготовку полета.
В ходе испытаний модели были произведены демонстрационные пуски двигательной установки с центральным телом. Его главное отличие от традиционного реактивного в том, что сопло внешнего расширения находится не внутри, а снаружи центрального тела. Такому двигателю не страшны колоссальное давление и нагрев при посадке на Землю. Испытания удались. По мнению экспертов, пуск подтвердил высокую эффективность, надежность и безопасность «внешней тяги».
– Пуск прошёл успешно. Далее будем работать над переводом системы на топливную пару «водород-кислород». Уже сейчас чётко видно, что уральские учёные в этой сфере обладают компетенциями действительно мирового уровня, – отметил директор по развитию Уральского научно-образовательного центра Игорь Манжуров.
Планируется, что космический грузовик «Корона» начнёт регулярные ежедневные (!) рейсы на орбиту в 2030 году. Аббревиатура расшифровывается как «космическая одноступенчатая ракета – орбитальный носитель аппаратов». Ну и схема двигательной установки соответствующая: центральное тело в обрамлении камер сгорания.
Руководитель проекта, профессор ЮУрГУ Сергей Ваулин после испытаний сказал:
- Мы представляем вам начальный результат грандиозного проекта, который называется "Корона". Идею создать многоразовый корабль в свое время продвигали в ГРЦ им. В. П. Макеева, запустив даже проект «Корона», но он был заморожен. А теперь идею возродили в рамках межрегионального НОЦ мирового уровня. Он был создан в 2020 году, и те проекты, которые в нем сейчас реализуются, мирового уровня. Если бы не было соглашения трех губернаторов Свердловской, Челябинской и Курганской областей, сложно было бы представить, что мы дойдем до итогов сегодняшнего дня.
- Таких двигателей еще не было, в основном теоретические разработки, - продолжил профессор Ваулин. - У американцев не получилось запустить такой двигатель, а у нас получилось. Та же топливная пара, спирт+кислород. В чем здесь дело? Ракета «Корона» полностью многоразовая. Взлетает на своих двигателях и на них же возвращается. Такого в мире нет ни у кого. Хотел бы выразить огромную благодарность губернатору Челябинской области Алексею Текслеру, потому что он поверил в этот проект, поддержал его, выделил средства, чтобы финансировать работу.