Цитата: НАлЕ от 24.10.2009 14:02:47
Зацепили Вы меня этой фразой. Возвращаясь к "вечному" спору между авиаторами и ракетчиками: что сложнее, ракета или самолет? Ответ очевиден - самолет (многоразовость, длительная и многофункциональная эксплуатация, жизнеобеспечение для человека и т. д. и пр. ...).
Но:
Представьте себе такую ситуацию: у Вас есть новый испытанный и обкатанный автомобиль (какой угодно марки: БМВ, Мерс, Тойота, ...). Вы его заправили под завязку, поставили в бокс, обеспечивающий приемлемый ТВР, закрыли ворота на замок и ушли.
Через 20 ... 30 лет Вам приспичило срочно куда-то поехать на этом автомобиле. Возникает несколько вопросов:
1. Как быстро Вы откроете ворота гаража? :o
2. Заведется ли двигатель и как скоро?
3. Если двигатель заведется, то далеко ли Вы уедете?
А теперь вместо слов: автомобиль, бокс (гараж), ворота подставьте соответственно слова: МБР, ШПУ, ЗУ и ответьте снова на эти три вопроса. :P
помнится на военной ветке это уже обсуждалось. Позвольте мне разделить свой ответ на две части-общетеоретическую и по НК-33
Обшетеоретическая
Уважаемый НаЛЕ! А вообще какая выборка из существующей группировки (совокупности) ракет будет представительна для подтверждения заданых показателей надежности после истечения ГС? Если тупо пользоваться подходами теории надежности, то для подтверждения имеющейся ВБР нужно стрельнуть одну из шести, каждый год (минимум!). Если совсем строго-одну стрельнуть и еще одну продефектировать. При положительных результатов экспериментов ГС остальных (четырех!) можно продлевать на один год. Понятно, что такая метода подтверждения даром никому не нужна. Из группировки в 100 штук за год надо убить 34. Три года - и нет группировки.С другой стороны-а как сделать вывод о том, что все нормально при минимальных затратах. Т.е что бы угробить поменьше. Эта интереснейшая проблема так и называется-проблема деградации технического состояния сложных технических систем. Очень плотно ей занимались до недавнего времени в академии Петра Великого (бывшей Дзержинского). Идея примерно такая-нащупать общие закономерности и определить момент когда пора все снимать по косвенным признакам. Ну, например, по дрейфу физико-химических характеристик какой-нибудь резинки. Типа средний квадрат модуля упругости резинки (по серии испытаний) не должен выскочить за какую-то расчитанную цифру. выскочили-хорош, давайте снимать. Приведенный пример очень условен, только для иллюстрации. Конечно нужно провести огромную серию наблюдений, найти эти закономерности (не факт еще что они есть), но только тогда (в принципе) можно строго сделать вывод о техническом состоянии всей совокупности. А иначе получается гадание на кофейной гуще. Упал Днепр из-за отказа (дефекта) руль-машины. Как можно строго сделать вывод о нераспространении дефекта на остальную матчасть? Сразу скажу, что по многолетней практике ПСЭ мы в своей части криминала не видим. Все работает. Но настораживающие моменты начинают появляться. На этом про теорию я заканчиваю, потому что дальше придется переходить в практическую плоскость со всеми вытекающими
Про НК-33
Вообще ДХшные двигатели, как ни странно находятся в более выгодной с этой точки зрения ситуации, чем космические.
1.Для них это первый огонь, ресурс свой они не тратили и шаловливые человеческие ручки, по большому счету в них не лезли.
2.Все таки они значительно менее напряженные и более "дубовые". Запасы по тому же охлаждению-сумашедшие. В разы в газовом тракте меньше свободного кислорода.
3.ТВР опять же, не факт что на складе такие же условия, что и в шахте.
Космический же движок проходит КТИ, потом послепусковую обработку и перезарядку (замену разовых элементов) С НК-33 дело усугубляется тем, что он старый и там нет обязательной для всех кислородно-керосиновых двигателей процедуры термовакуумной сушки. Все к чему-негативные моменты могут быть привнесенными, следствием ДХ, привнесенными и усугубленными ДХ и наоборот. Разобраться становится сложнее. понятно-акт напишут, причину (вероятную) укажут. Но под НК-33 уже разворачиваются проекты с реальным финансированием, а если есть вероятность, что некоторые экземпляры уже нельзя применять именно из-за длительного хранения? Вот люди и психуют.
ну и напоследок, вспомнилось, для смеха, суббота же.
"Из сонма множества причин
Та наиболее прилична,
Что меньше задевает чин
И объясняется привычно.
Что бы остаться навека
И стать причиной отличной
Она случайной быть должна
И безусловно единичной"
это отрывок большого стихотворения, автор главный технолог техномаша, запамятовал к сожалению фамилию. Написано в шуточной форме про работу аварийных комиссий по РКТ. Писал по памяти, если переврал-извините.