Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,104,994 7,840
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
03 ноя 2021 00:48:35

С просторов рунета или "Как там у них в Финляндии? Взгляд изнутри"

новая дискуссия Дискуссия  192

Как обычно блестящая статья-анализ от Наблюдатели, ставящая точки над и во многих мифах о... или..
Как там у них в Финляндии? Взгляд изнутри

Из цитируемого источника

Прислали мне ссылку на материал из Дзена про финское образование. Дело в том, что из всех утюгов льётся информация о том, что это одна из самых передовых систем образования в мире, а всё почему? Очень просто: выводы делают на основании публикаций вроде [1], а также на основании международных исследований. PISA, например.
Несколько месяцев назад я писал про то, что до Финляндии докатилась мода на «беспредметное» обучение в школе, упоминаемое в статье [1]: «А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе», школьники смогут получше разобраться в микро– и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми». Курс — это замена школьного предмета. Тогда-то я поделился прогнозом, что финское образование очень быстро «сдуется». Дело в том, что международные исследования «не заточены» на подготовку научной элиты, исследователей, творцов, они «заточены» на подготовку «грамотных пользователей», как нам ставили цель совсем недавно.
Если взять их за образец и стремиться отвечать «международным критериям» и занимать места в международных рейтингах, то получится, как в Финляндии. Привожу выдержки из второй статьи про среднее профессиональное образование, в которой отражена и средняя школа, под ней есть интересные комментарии.
Разоблачаю миф об образовании в Финляндии. Грустная правда
«…В Финляндии в 2015 году около 16 % молодежи до 25 лет не имело никакого образования, кроме школьного. На что-то большее, кроме школы, просто не способны, даже на ПТУ. Вот такой печальный итог хвалёного финского школьного образования.
Самый простой путь после школы — это пойти в финское ПТУ. Я сам учился в таком заведении в Финляндии. Кроме как сказать, что это были 3 года пустого времяпровождения и разгильдяйства, я ничего не могу. Всю учебу можно было уложить в полгода, но её в Финляндии размазывают на 3 года. Я учился на оператора станков с ЧПУ. Нам давали задание: изготовить деталь. Я её делал за 1-2 часа. Но по финской программе на неё отводилось 2-3 недели. Поэтому оставшиеся 3 недели мы слонялись без дела. Поскольку у нас была общага в 100 метрах, то мы просто сваливали домой. То есть приходишь каждое утро, 10 минут мелькаешь перед преподавателем, он запоминает, что вроде ты был сегодня. Миссия выполнена, после этого 10 минутного “мелькания“ просто сваливаешь домой. Так проходили следующие 3 недели, пока не дадут следующее задание. Так же быстро делали деталь, а оставшиеся 3 недели, целыми днями тупо играли в карты в раздевалке. Телефонов с интернетом тогда ещё не было. Полнейшее разгильдяйство и маразм. Вот краткое содержание учебы в финской шараге.
Но для многих финнов, прошедших через финскую школу, и такая разгильдяйская учеба в шараге неподъемная. Согласно Финскому министерству образования, ежегодно более 10 тыс. учеников до 24 лет бросают учебу в финском ПТУ. Главные причины: одиночество, боязнь социальных контактов и ситуаций, психические проблемы, отсутствие мотивации, слабые школьные знания, неправильный выбор профессии и т.д.
В опросе приняли участие 30 преподавателей из разных финских ПТУ. Вот что они говорят.
Преподаватель Veikko Ahava, училище Tredu: “Базовые навыки работы руками, это такие же простые навыки, как умение читать или считать. Каждый должен быть способен поменять перегоревшую лампочку или повесить картину на стену. Однако многие учащиеся даже не знают название инструментов. Учебу приходится начинать с объяснения, что такое молоток и отвертка”.
С математикой у многих огромные проблемы. Многие учащиеся даже не знает примитивных вещей из начальной школы. Не могут длину в сантиметрах перевести в миллиметры. И подобрать заготовку нужной длины.
Преподаватель Veikko Ahava, училище Tredu: “Когда нужно выполнить в уме простые действия, часть учеников считают на телефоне”.
От себя скажу, что я был в шоке, когда в нашей группе 17 летним финским студентам преподаватель объяснял, как умножить ½ на ¼. Это было полное дно и триумф банальной безграмотности. Чему их учат в финской школе?
Преподаватель Matti Hellsten училище Tredu: “Проблемы начинают появляться когда студенты попадают в трудовую жизнь. Многие общаются только со своими друзьями, поэтому коммуникация с незнакомыми людьми является огромной проблемой”.
Для многих студентов выступление со своим докладом или общение с клиентом на практике является очень большим испытанием. От себя скажу, что финны очень замкнутые люди и крайне неохотно идут на контакт. Также встречаются очень зашуганные, замкнутые в себе люди.
Преподаватель Mari Ahopelto, училище REDU: “Для многих студентов обычный разговор или выступление с докладом перед другими является невозможным. Часть из них может выступить только наедине c учителем или просто записать его в одиночестве на видео”.
Преподаватель Niina Ojanpera, училище Gradia: “У молодежи не много друзей среди тех с кем они учатся. Индивидуальный учебный план это хорошо, но другая сторона — это одиночество”.
От себя скажу, я сам это наблюдал, когда часть студентов в нашей группе ни с кем не общались, и были, по сути, изгоями. С общительностью у финнов большие проблемы. Это финская реальность.
Многие студенты страдают психическими проблемами. Например, в столичном регионе, около 9% молодежи находится под наблюдением психических учреждениях. С каждым годом эта цифра растёт. Среди студентов много случаев депрессии, панических атак и случаи расстройства с возможностью сосредоточится.
Преподаватель Mari Ahopelto училище REDU: “Обычное явление, что есть студенты, которые садятся ближе к двери. Чтобы в случае психического приступа быстро выйти из класса”.
У многих студентов проблема с пониманием прочитанного в учебнике. Многие не могут ясно излагать свои мысли в письменном виде.
Преподаватель Mari Ahopelto, училище REDU: “Многие контрольные работы приходится принимать в устной форме, чтобы хоть как-то поставить удовлетворительную оценку”.
В Финляндии практически невозможно остаться без диплома об окончании школы, поэтому оценки некоторым ученикам натягивают. В финском языке есть даже слово, обозначающее данную ситуацию. В переводе на русский и русскую систему оценок “Трояк из жалости”. Вот так и раздают дипломы об окончании школы и получают проблемы, описанные выше. Вот такая хваленая финская школьная система образования.
P.S. С осени 2021 года в Финляндии в силу вступил закон об обязательном образовании до 18 лет. Всех после школы, кто не продолжает учебу, будут насильно в обязательно-принудительном порядке запихивать в финские ПТУ». [2]
Комментарий. Результаты, описанные преподавателями финских ПТУ отражают последствия идеологии, при которой никого нельзя заставлять учиться, через требования, которые вдруг окажутся непосильными для некоторых обидчивых учащихся. Обучение стремится к плинтусу. А мы идём той же дорожкой, задав в ФГОСе требования к учащимся на уровне «трояк из жалости». Такое обучение тормозит сильных, а, по аксиоме 1, «все школы в Финляндии равны» от самой большой (960 учеников) до самой маленькой (11 учеников) [1]. Все великолепно оборудованы, но сильным деваться некуда… Это путь в деградацию. По аксиоме 2, ни детей, ни их родителей нельзя расстраивать, сообщая о реальных достижениях учащихся... Это как прятать от больного результаты медицинских измерений. Эту мудрость я бы сравнил ещё с отказом штрафовать за управление транспортом в пьяном виде — вдруг оштрафованный водитель расстроится!
Так что тут есть над чем поразмышлять и извлечь уроки из уже проведённого финского опыта, не повторяя этот опыт в России, как у нас очень любят делать. У нас же переняли опыт США, от которого они сами рады бы избавиться, да для этого надо иметь колоссальное финансирование. Это я про школы-монстры на тысячи учащихся, где просто невозможно разумное управление коллективом учителей, которых директор не всех помнит в лицо. Про неуправляемость ученического коллектива можно только догадываться. Но наши Мальчиши-Плохиши тащат в Россию всё, что за границей хотели бы выбросить на помойку…
Используемые источники
1. Почему финское образование одно из лучших в мире? https://masterok.livejournal.com/3511048.html
2. Разоблачаю миф об образовании в Финляндии. Грустная правда | Финский иммигрант | Яндекс Дзен (yandex.ru)
  • +0.06 / 5
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!