ВМФ/ВМС
17,555,563 45,251
 

  osankin ( Слушатель )
08 ноя 2021 01:08:50

Немного разного о вертолётах корабельного (судового) базирования

новая дискуссия Дискуссия  382

В процессе беседы заинтересовал вопрос о технических требованиях к к процессу эксплуатации палубных вертолётов в отечественном флоте. Соответствующего документа МО РФ найти не удалось, но Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93 имеется в открытом доступе. И там есть необходимая информация:
 
Цитата9.2. Обслуживание гидросамолетов и вертолетов на морских судах
9.2.1. Гидросамолеты [самолеты-амфибии, гидровертолеты (в дальнейшем - гидросамолеты)] хранят и обслуживают на берегу и на плаву, а палубные вертолеты - на берегу и борту морского судна. 
...
9.2.3. Инженерно-технический персонал, допускаемый к работе на гидросамолетах, должен знать особенности их ТО на воде, в том числе правила подъема ВС на берег (спуска на воду), буксировки, встречи и установки на МС, применения инструмента, приспособлений и средств обслуживания, заправки ГСМ и других работ.

9.2.4. При обслуживании палубного вертолета на борту морского судна используют полетную палубу или специальную стоянку, которые оснащают швартовочными устройствами, исключающими перемещение вертолета на судне, и средствами палубного обслуживания.
На борту судна содержат необходимые средства обслуживания, запас ГСМ, спецжидкостей, газов, расходных материалов, запасные изделия, а также средства заправки ВС горюче-смазочными материалами. В комплект СНО специального применения включают приспособление, исключающее обжатие амортизационных стоек шасси при хранении ВС на борту морского судна. При стоянке вертолета лопасти винтов закрепляют от раскачивания или снимают (складывают).


Учитывая, что основным палубным вертолётом ГВФ России является Ка-32, всё вышеизложенное в полной мере относится и  к эксплуатации вертолётов Ка-27 всех модификаций, базирующихся на боевых кораблях ВМФ РФ. Соответственно, на вертолётонесущих кораблях должны быть обеспечены условия, изложенные в п. 9.2.4 документа ГА-93. Дополнительно к этому должны обеспечиваться условия для хранения авиационного вооружения и специальной техники, используемой в составе соответствующего комплекса вооружения. Это отдельная песня, требующая дополнительных объёмов в корпусе корабля и, соответственно, дополнительного водоизмещения. 
В процессе поиска необходимой информации была найдена статья годичной давности "Какая «Минога» нужна флоту", опубликованная изданием "Армейский стандарт".  И там содержится вот такая информация: 

Цитата...
Последние лет сорок, начиная с 1981 года, основным вертолетом советского, а затем российского флота считается Ка-27 (по кодификации НАТО — Helix, «Спираль»). Он умеет практически все: вести разведку, высаживать на побережье небольшие группы десанта, прикрывая их огнем, искать и спасать в море сбитых летчиков и, главное, выслеживать и уничтожать подлодки противника.
Над морем палубные Ка-27 действуют обычно парами. Одна машина с помощью бортовой аппаратуры ищет подлодку, а вторая атакует обнаруженный объект с применением противолодочных ракет АПР-2 или АПР-3, унифицированных малогабаритных торпед УМГТ-1, а также морских бомб ОМАБ-25-12Д или ОМАБ-25-8Н.
Одна пара Ка-27 может «закрыть» порядка двух тысяч квадратных километров морской акватории.
Эти надежные, технологичные машины обладают целым рядом уникальных качеств. Особо летчики отмечают конструктивную соосную схему вертолета. Они говорят, что если другие машины при порывистом боковом ветре вечно пытаются «довернуться» на ветер, сопротивляясь управлению, то Ка-27 этот ветер практически не замечает. Это особенно важно во время полетов над морем, где порывистый ветер — явление постоянное.
К тому же благодаря соосной схеме, когда несущие винты располагаются один над другим и вращаются в разные стороны, Ка-27 не нуждается в хвостовом винте и, соответственно, в хвостовой балке. Это делает его более компактным, чем одновинтовые собратья, построенные по классической схеме.
За все время было выпущено порядка 400 единиц этих вертолетов. Сегодня в морской авиации ВМФ России числится около 60 противолодочных Ка-27 и Ка-27М, еще порядка 16 поисково-спасательных Ка-27ПС, 28 единиц Ка-29 в варианте транспортно-боевых, а также несколько машин радиолокационного дозора Ка-31.
Для своего времени Ка-27 имел довольно продвинутые противолодочную автоматизированную поисково-прицельную систему и пилотажное навигационное оборудование. Оно не раз модернизировалось, но в конце концов окончательно морально устарело. Встал вопрос о создании принципиально новой машины, оснащение которой должно отвечать современным военным вызовам.
...
неприятной новостью для потенциального противника стало известие о разработке вертолета нового поколения Ка-65 «Минога» (в военной кодификации — изделие 450). Впервые о нем заговорили в 2015 году. Тогда начальник морской авиации ВМФ Игорь Кожин на одном из брифингов рассказал, что уже к 2020 году флот, возможно, получит новую винтокрылую машину, которая придет на смену старому тяжелому корабельному вертолету Ка-27.
...
Пока о создаваемом вертолете сведений крайне мало. Точный облик не раскрывается. Известно только, что в 2019 году завершен его эскизный проект. В начале 2020-го руководство холдинга «Вертолеты России» утвердило с военными условия технического задания, а летом в рамках военно-технического форума «Армия-2020» подписало договор на разработку технического проекта будущего вертолета.
После этого специалисты заговорили, что «Минога», как и следовало ожидать, строится по традиционной для «Камова» соосной схеме. То есть несущие винты крутятся в противоположные стороны. При этом в конструкции «Миноги» применена особая форма лопастей, которая не позволяет воздушному потоку срываться, снижает сопротивление, увеличивая скорость полета до 320 км/ч.

Также специалисты отмечают, что габариты «Миноги» существенно меньше, чем у Ка-27. Это позволит Ка-65 базироваться на кораблях меньшего размера. В частности, на фрегатах и корветах, где вместо одной старой машины теперь можно будет разместить две новых. Кроме того, за счет широкого применения композитных материалов взлетный вес «Миноги» не превысит шести-семи тонн, что в два раза меньше, чем у Ка-27. При этом новый вертолет намного мощнее старого и способен заменить все три версии Ка-27: противолодочную, поисково-спасательную и транспортно-боевую.

«Минога» будет напичкана самой современной электроникой. Для нее создана специальная автоматизированная комплексная система управления с перепрограммируемой платформой, куда интегрированы различные подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы.
Защищенные широкополосные каналы связи будут обеспечивать не только передачу голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. Ряд новинок повысит устойчивость к помехам и уровень защиты передаваемой информации. Этот специализированный комплекс связи обеспечит вертолету полную интеграцию в автоматизированные системы управления войсками и ведения боя, что является принципиальным требованием при создании современной военной техники.
Исходя из общности задач, специалисты делают вывод, что «Минога» будет иметь вооружение, аналогичное Ка-27, только в более современном исполнении. Открытых данных по вооружению «Миноги» пока нет. Однако военные эксперты не сомневаются, что вертолет получит перспективные авиационные противолодочные ракеты, малогабаритные торпеды и ориентирные морские бомбы, которые создают на водной поверхности хорошо видимый ориентир в виде светового пятна. Визуально его можно обнаружить с расстояния от 10 до 26 км.
По мнению специалистов, с новым боевым противолодочным оснащением вертолет «Минога» превратится в кошмар для экипажей подлодок противника. И он уже не за горами. Если, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первый опытный образец «Миноги» будет готов к 2025 году, то, по подсчетам экспертов, на старт серийного производства вполне можно рассчитывать в 2027–28 году.



Самое интересное здесь, что Ка-65 будет меньше и легче, чем Ка-27, хотя до сих пор предполагалось, что будет ровно наоборот.  
Это, собственно, ответ на опасения, высказанные в статье Сергея Мороза о Ка-27, относительно возможности базирования "Миноги" на кораблях с относительно небольшим водоизмещением.
Но тут возникает другой вопрос, как предполагается на меньшем по размерам вертолёте разместить комплекс вооружения, который несёт Ка-27?. 
Отредактировано: osankin - 08 ноя 2021 20:10:40
  • +0.12 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  Бурбон ( Слушатель )
08 ноя 2021 11:25:11
Судя по кадрам в сети то Минога я бы сказал по размерам между 27м и 8кой.
Можно предположить что элементная база стала компактнее и поэтому Минога будет меньше. 
Но, 27 и далее и так не особо просторный для десанта. Куда ещё меньше делать? А ведь десанту может ещё понадобиться взять с собой какой нибудь миномёт или агс. А если вертолёт будет ещё меньше то там и десанту будет тесно без доп. обвеса.
В общем хрень какая то. Америкосы вкорячили блэк хок на корабли и не парятся габаритами. А тут ещё уменьшить...
  • +0.52 / 5
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
08 ноя 2021 11:39:48

Чисто из занудства, Ка-27 для десанта и его поддержки называется Ка-29.
  • +0.50 / 4
  • АУ
 
 
 
  Бурбон ( Слушатель )
08 ноя 2021 13:03:56

Только они вообще редкий зверь в ВМФ. И я подозреваю что на УДК что строятся в Крыму будут не 29е а именно 27е.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
08 ноя 2021 16:32:52

Напрасно так думаете. Модернизация идет в плановом порядке с 2012 года, к "Мистралям" полагалось минимум 16 штук, начиная с 2016 они каждый год поступают на флоты, есть на всех флотах, на Северном и Тихоокеанском не менее чем по 8 штук, отряд ( 4 шт на Балтике), 2+2 на Черноморском - это только по открытым источникам.
  • +0.94 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  Бурбон ( Слушатель )
08 ноя 2021 16:49:14

Просто Минога подразумевается как замена 27м.
На корветах и фрегатах 27.Как в них залезет тогда досмотровая группа не понятно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
08 ноя 2021 22:52:13

Причём всех модификаций, включая Ка-27ПЛ/ПС и Ка-29.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Портос ( Специалист )
08 ноя 2021 23:58:46

Для того чтоб понять чего туда влезет, хорошо бы увидеть его в железе.

Касаемо количества бортов любых морских, надо посчитать количество посадочных мест на кораблях Флота
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
09 ноя 2021 09:37:22

Зря подозреваете. И оснастка есть - выпустят дополнительные. Ка-29М планировался к заказу под "Мистрали-Рюс". На пару с Ка-52К. Не мешает нам ничего этот заказ повторить.... только машин надо больше - УДК значительно крупнее.
  • +0.52 / 21
  • АУ