АВИАЦИЯ и иные...
13,481,547 34,207
 

  Вадим Р. ( Слушатель )
11 ноя 2021 13:08:53

Турецкий ударный истребитель пятого поколения поступит в серию в 2028 году

новая дискуссия Новость  845

Турецкий ударный истребитель пятого поколения поступит в серию в 2028 году
АНКАРА, 11 ноября. /ТАСС/. Турецкая аэрокосмическая компания TAI (Turkish Aerospace Industries) в 2022 году завершит работу над проектом истребителя пятого поколения TF-X и в 2028 году намерена перейти к серийному производству. Об этом в четверг заявил в эфире телеканала CNN TÜRK гендиректор компании Темель Котиль.
"18 марта 2023 года этот самолет запустит свои двигатели. То есть в 2022 году он будет готов. Над проектом трудится тысяча инженеров, и мы сейчас смогли выйти на этап производства [деталей]. К 2028 году планируем начать серийный выпуск. Это самолет технологий 2020-х годов", - сказал он.
  • +0.48 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (21)
 
 
  User78 ( Практикант )
11 ноя 2021 13:16:03


Поспешишь - людей насмешишь. Американцы со всем своим огромным опытом в проектировании истребителей и с вполне успешным F-22 за плечами, потратили 17-19 лет после первого полёта прототипа Lockheed Martin X-35, чтобы он превратился в серийный F-35. 
И то, F-35 до сих пор очень сырой, у него куча неизлеченных детских болячек и ограничений по эксплуатации.

А турки без малейшего опыта разработки хотя бы более простеньких истребителей замахнулись всего за 5 лет после первого полёта в 2023-2024 довести свой арт-концепт "TF-X" до серии к 2028-2029? Ну-ну. 

Как там поживает турецкий танк "Altay", впервые продемонстрированный ещё в далёком 2011 году?  Сколько серийных образцов уже выпустили? :)
  • +1.21 / 26
  • АУ
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
11 ноя 2021 15:59:51

Да, будет у них к 2029му пятое колено, не сомневайтесь! Вон, даже имя спецом для них зарегали - Şah Mat
  • +0.71 / 14
  • АУ
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
11 ноя 2021 14:32:00

Из серии, кто скорее помрет-ишак или падишах.
100% что свой истребитель самостоятельно они не запилят.
потому что  надо в общих чертах иметь свое:
-школа аэродинамики ЛА;
-школа конструирование ЛА;
-школа материаловедения;
-разработка и изготовление авионики;
-разработка и изготовление авиадвигателей.
даже если двигатели и авионику турки закупят на стороне, все равно, ни к 2028, ни к 2030, ни к 2035 г  ничего не получится.
Да и после 2035 г тоже ничего не получится.
хоть 1000 туркоинженеров будет трудиться, хоть 10 000.
  • +0.84 / 18
  • АУ
 
 
  ii ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:04:15

Тут такое дело...
Наше видение искажено вошедшими "в плоть и кровь" требованиями МО РФ и сильно отличается от видения людей (особенно политиков) живущих в иной реальности.
Попробую пояснить:
1. Всемирно признанного стандарта содержащего требования к самолёту (или, например, типу боевого самолёта) 5-го поколения, вроде FAR/АП-21, как известно - НЕТ.
Следствие - спецификация 5-го поколения по-турецки может натягиваться на ту же Анку, например. Иран же не постеснялся заявить, что их НЕЧТО, натянутое на F-5 - истребитель 5-го поколения? Чем Турция хуже?
2. Гриппен - вполне себе шведский пипелац, не смотря на двигатель и Телефункены с Талесами, всякие. Не говоря уже о средствах поражения (кстати, тут Турция кое-что уже имеет). Ну и планер Лави в Китае неплохо прижился, как родной (это про аэродинамическую школу, если что).
Следствие - СВОЙ это по месту окончательной сборки... или покраски, на худой конец.
Как вариант - просто пока ещё не известно, ОНО серийное будет из F или, всё же, Су. Зато известно, что из 35. И что - точно будет.
3. Посмотрите на практическую реализацию национальной программы "Make in India" Веселый Окончательная сборка, скажем, Су-30МКИ в Индии - делает его соответствующим этой программе. Ну да, не сообразили во-время пафосное имя ему прилепить из-за отсутствия опыта... Так уже у Ка-226 этот недостаток будет устранён! Другое дело, что Л/С ВВС РИ сильно не любит машины собранные HAL'ом (любые) (из личного общения), но ради подъёма национальной промышленности и ИДЕИ - почему нет?
Так что - ждём. Для нас результат, скорее всего, будет неожиданным.
ИМХО. Жующий попкорн
  • +1.17 / 22
  • АУ
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
12 ноя 2021 01:16:27

При помощи МиГовцев. При их же помощи там и МиГ-1.42/44 пристроили. Чего добру пропадать?Веселый

ЦитатаСледствие - СВОЙ это по месту окончательной сборки... или покраски, на худой конец.
Как вариант - просто пока ещё не известно, ОНО серийное будет из F или, всё же, Су. Зато известно, что из 35. И что - точно будет.
3. Посмотрите на практическую реализацию национальной программы "Make in India" Веселый Окончательная сборка, скажем, Су-30МКИ в Индии - делает его соответствующим этой программе. Ну да, не сообразили во-время пафосное имя ему прилепить из-за отсутствия опыта... Так уже у Ка-226 этот недостаток будет устранён! Другое дело, что Л/С ВВС РИ сильно не любит машины собранные HAL'ом (любые) (из личного общения), но ради подъёма национальной промышленности и ИДЕИ - почему нет?
Так что - ждём. Для нас результат, скорее всего, будет неожиданным.
ИМХО. Жующий попкорн

Ну, где 2028, там и 2033. Может, и запилят к тому времениВеселый
  • +0.51 / 18
  • АУ
 
 
  BUR ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:17:37

Нахрена все эти школы, если можно купить чертежи (до последней заклепки!) МиГ-21, все материалы для него нынче доступны как гражданские.
Подходящие двигатели и авионику купить в Китае (а то что у двигателей ресурс как от оригинального МиГ-21 не важно).
И красиво покрасить.
 
Полетит не хуже оригинального МиГ-21Улыбающийся А если ещё и отделать (углепластиковыми наплывами поверх корпуса) под Су-75 так и со 100 метров не отличишьУлыбающийся
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:22:33

Кстати да, турки скорее всего именно лицензию на Су-75 и купят и выдадут за совместную
разработку.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
11 ноя 2021 18:46:09

И испортят его, как испортили южнокорейский танк К-2, убрав автомат заряжания...Смеющийся
Хотя, учитывая то, что происходит в их экономике, скоро им будет не до "разработки" ВиВТ.Улыбающийся Не от хорошей жизни они готовы продавать "Байрактары" кому угодно. Турки, одним словом, чего с них взять...Незнающий
  • +0.72 / 13
  • АУ
 
 
 
  А75 ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:32:07

Полагаю это стеб, иначе это что-то из разряда "Илон Маск в одиночку сделал то, над чем десятилетиями бились ракетно-космические отрасли таких сверх-держав, как СССР и США"...
А так-то и "учебное пособие" по изготовлению ядерной бонбы на коленке в этих самых интернетах можно найти, да вот не выходит каменный цветок у кого попало...
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:43:59

Естественно это шутка.. но не совсем.
Для целей Турции и работы по окружающим её странам (естественно кроме бСССР и, ныне, Сирии) – написанного достаточно.
 
П.С. Лет 15 назад читал, что МиГ-21 облучали в безэховой камере и благодаря его воздухозаборнику обратное рассеяние с фронта было чуть-ли не как у новейших "невидимок". И внешний вид Су-75 имеет нечто общее.
П.П.С. "Илон Маск" в одиночку... так и, например, Иран сделал на 250кг нагрузки НОО... там ведь прежде всего вопрос цены и целесообразности.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  А75 ( Слушатель )
11 ноя 2021 16:58:00

Оно понятно, разглядеть КНД через осевой ВЗ - задача не тривиальная... Но и минусов хватает - ФАРу с достаточно большим полотном туда не впихнуть, по плотности компоновки и объемам планера там все на таком пределе, что эта концепция в современные требования никак не вписывается. Время "балалайки" ушло безвозвратно, хотя это была целая эпоха - МиГ-21!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  User78 ( Практикант )
11 ноя 2021 18:55:08


+1, так и есть.

Например, можно вспомнить как в 2015 году турки торжественно представили свои будущие региональные пассажирские самолёты TRJ-328 и TRJ-628, последний типа должен был конкурировать с российским SSJ-100 и китайским ARJ-21. Были нарисованы красивые рендеры с дизайном в футуристическом стиле:





Максимально пафосная озвучка пафосных рекламных роликов:


.
Позор
 
В те далёкие времена турки всё ещё были полны оптимизьму и можно было встретить подобные статьи:

ЦитатаТурецкие военные могут вскоре разместить заказ на региональные самолеты
08.12.2015

Штаб турецких вооруженных сил готовится разместить свои первые заказы на местные турецкие региональные самолеты, которые в настоящее время строятся, заявили представители министерства обороны.
 
Они сказали, что турецкий генеральный штаб разместит заказы в агентстве по оборонным закупкам, в Подсекретариате оборонной промышленности (SSM), но они не указали количества в первом заказе.
Один чиновник сказал, что военные заказы будут на обе модели планируемого регионального самолета TRJ328 и TRJ628.
 
Военные планируют использовать TRJ328 для перевозки личного состава и разведки, а TRJ628 - для грузовых перевозок.
Ожидается, что SSM подпишет контракт с базирующейся в США Sierra Nevada Corp. (SNC), компанией, которая разрабатывает модели TRJ для начала 2016 года.
 
В июне Турция объявила о планах спроектировать, разработать и произвести местный турецкий региональный самолет, впервые в истории страны.
 Согласно плану, SNC и базирующаяся в Анкаре компания по оборонным технологиям STM создали совместное предприятие TRJet для строительства турецкого регионального самолета. Однако недавно STM прекратила свое участие в предприятии. 
Турецкий реактивный самолет будет представлен в четырех вариантах: реактивный самолет TRJ-328 и турбовинтовой TR-328, каждый на 32 места, а также реактивный самолет TRJ-628 и турбовинтовой TR-628, каждый на 60–70 мест. TRJ328 и TRJ628 будут основаны на Dornier 328 и Dornier 628 соответственно.
Для продолжения программы Турция приобрела права интеллектуальной собственности на самолеты Дорнье. Он также сообщил, что разместит первоначальный заказ на партию из 50 платформ TRJ. SNC планирует поставить первый TRJ328 в 2019 году.

https://www.hurriyet…jets-92191

...

Но разработать современный пассажирский самолёт оказалось несколько сложнее и дороже чем просто нарисовать пафосный ролик, поэтому в 2017-м году программу TRJ по-тихому полностью свернули:

ЦитатаТурция отказалась от программы производства региональных пассажирских самолетов
30.10.2017

Как сообщает американское издание "Defense News" в статье Burak Ege Bekdil "Turkey terminates local jet program worth billions", Турция без особой огласки отказалась от национальной программы производства региональных пассажирских самолетов TRJet. Официальные лица турецких закупочных структур подтвердили, что программа TRJet была прекращена после того, как ряд исследований показал, что она утратила свою "экономическую целесообразность".
"Прогнозы затрат и продаж не были обнадеживающими", - сказал официальный представитель, знакомый с программой TRJet .

Турецкая перспективная национальная программа производства региональных пассажирских самолетов TRJet основывалась на идее организации в Турции самолетов Dornier, разработанных в свое время потерпевшей банкротство в 2002 году американско-германской компанией Fairchild Dornier GmbH.

Самолеты серии Dornier 628 существовали только в аванпроектах, и их полноценная разработка должна была быть осуществлена именно в Турции в рамках программы TRJet .
Права на указанные типы самолетов Dornier 328 и Dornier 628 c начала 2015 года принадлежат американской корпорации Sierra Nevada Corporation (SNC), у которой Турция и приобрела лицензионные права. 

Фактическим генеральным подрядчиком по организации их выпуска в Турции должна была выступать Esen System Integration - турецкое отделение SNC, которое планировала построить для этого специальный завод в Анкаре при участии STM. Компания Esen System Integration изначально делала сверхоптимистичные прогнозы на продажу от 500 до 1000 самолетов TRJ328 и такого же количества самолетов TRJ628.

Для поддержки программы в 2015 году турецкое правительство обязалось приобрести 50 самолетов TRJet для государственных заказчиков (в том числе военных).
По первоначальным планам, первый полет первого изготовленного в Турции самолета TRJ328 должен был состояться в 2019 году, а первый полет TRJ628 - в 2023 году. Однако в последние два года программа TRJet фактически не продвигалась.

Совершенно очевидно, что программа организации производства целого семейства реактивных и турбовинтовых региональных пассажирских самолетов оказалась вне реальных экономических и индустриальных возможностей Турции

https://vpk.name/new…letov.html

То есть турки не смогли освоить хотя бы лицензионную сборку небольших 30-местных немецких самолётиков Dornier 328Jet под своим названием TRJ328. И тем более не смогли самостоятельно разработать с нуля новый 70-местный лайнер TRJ628.  

Теперь же они замахнулись на проект в разы более сложный и дорогой чем создание TRJ - на разработку и производство истребителей пятого поколения. Причем хотят это сделать в рекордные сроки - всего за 5 лет, намного опередив по этому показателю США и Евросоюз.Улыбающийся

Даже Франция, Германия и Испания, с большим опытом разработки и производства Eurofighter Typhoon, и то совместными усилиями планируют начать выпуск своего NGF/FCAS не раньше 2040 года. А турки без малейшего опыта, с нулевой научной школой в аэродинамике, авиаконструировании, материаловедении, авиадвигателестроении - мриют к 2028 начать серийное производство. 

Причем сейчас экономическая ситуация в Турции намного хуже чем была в 2015-м году.  Сегодня турецкая лира пробила очередное дно - уже 9,9 лир за доллар (в 2015 было 2,3 лир за доллар):



https://1prime.ru/Fo…85952.html

Для такой импортоориентированной страны как Турция (у них импорт намного превышает экспорт) - это очень тяжелый удар. C 2015-го года турецкая лира упала к доллару в 4,3 раза, к рублю - в 3,8 раза.  
Если в 2013 году ВВП Турции был $957,8 млрд, в 2014 - $939 млрд, то к 2020 он снизился до $720 млрд. При этом госдолг Турции вырос с $85 млрд в 2016 до $260 млрд в 2021, инфляция выросла до 20-30%, безработица выросла до 18-20%.
______________________________________________________________

История с турецким истребителем 5-го поколения очень напоминает историю с иранским истребителем 5-го поколения F-313 "Qaher":





Его впервые представили публике в феврале 2013 года.
С тех пор прошло уже 9 лет, в Иране сменилось 3 падишаха президента, а воз и ныне там - до сих пор не было хотя бы одного испытательного полёта.  Незнающий
  • +1.11 / 29
  • АУ
 
 
 
  ii ( Слушатель )
11 ноя 2021 22:38:38

Обратите внимание на то, насколько похожа одна из моделей похожа на Ан-148. Похоже, это одна из фирменых разводок Кивы. Кого он только так не кинул ))))
  • +0.73 / 10
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
11 ноя 2021 22:47:18

Дык, Дорнье 328 он есть высокоплан. А 628 ниасилили. Тут непонятно кто у кого и что. Кива, вроде, разводил Арзербаржан(С) на подъём авиапрома.
  • +0.20 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
11 ноя 2021 23:05:57

Авиапром могут "позволить" себе только те, для кого критически важно иметь собственный. Остальным дешевле покупать готовые изделия.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  checot ( Слушатель )
12 ноя 2021 00:03:08

Ну да. Все знают (tm), что Турция великая авиастроительная держава.
Нахрен на мелочи размениваться - сразу 5-е поколение. Гавно вопрос.
А Папуа-Новая Гвинея уже 9-е поколение делает. “Мамой клянус, на заборе читал”©
  • +0.20 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
12 ноя 2021 03:55:58

ну, у них же собранный с миру по нитке байрактар "выстрелил"
вот они, видимо и подумали, что ухватили авиационного бога за бороду.
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  User78 ( Практикант )
11 ноя 2021 23:09:03


Не, Ан-148 гораздо крупнее, просто по схожей схеме. 

Концепт TRJ328 - точная копия Dornier 328Jet, вмещавшего 32-34 пассажира. Это был последний пассажирский самолёт, целиком разработанный и производившийся в Германии (кроме двигателей и авионики), производство прекратили в 2002, за 7 лет успели выпустить 110 таких самолётиков. 

Dornier 328Jet:


TRJ-328:


Турки даже индекс 328 не стали убирать. :)
Кстати, Dornier 628 тоже разрабатывался немцами, но не успел взлететь:

ЦитатаПрава на указанные типы самолетов Dornier 328 и Dornier 628 c начала 2015 года принадлежат американской корпорации Sierra Nevada Corporation (SNC), у которой Турция и приобрела лицензионные права. Sierra Nevada Corporation с 1994 года контролируется и возглавляется семьей Озмен турецкого происхождения, которая и выступила "драйвером" продвижения самолетов Dornier в Турцию.

  
То есть туркам досталась вся техническая документация самолётов этой обанкротившейся немецкой компании (не надо было тратить время на проектирование), а также лицензионные права на их производство. Государство поддержало инициативу и готово было с ходу закупить сразу 50 самолётов для гос. компаний.  Но всё равно, не шмогли собрать хотя бы один самолётик. Незнающий
  • +0.94 / 22
  • АУ
 
 
 
 
 
  ii ( Слушатель )
12 ноя 2021 00:10:50

Так вышло, что я работал с группой голанских спецов, которые TAI консультировали... Ну и с локальным представителем амерской фирмы в Турции (тема - автоматизация проектирования и управления) работал (коллегами тогда были (кстати, чувак на RR много лет работал, очень даже грамотный)).
Поэтому я примерно представляю возможности TAI (на протяжении 25 лет -персонал не больше 1200 человек), которая может серийно оперение к F-16 лабать.
Ну и с Кивой поработал, когда он нам 178-ю втирал...
Кстати, при желании в интернете можно найти фрагменты аванпроекта Y-20 на базе Ан-70 найти...
А ещё, опять же, так вышло, что пришлось работать с предложениями Кивы Азербайджану и Индии...
Отсюда и мои предположения.
Не настаиваю, разумеется ))))
  • +1.00 / 22
  • АУ
 
  BlackShark ( Эксперт )
12 ноя 2021 01:10:50

Очередные турецкие смешные рассказы. Что там в этом проекте своего, а?
  • +0.50 / 19
  • АУ
 
 
  Вадим Р. ( Слушатель )
12 ноя 2021 01:29:59

Ну, если исходить из доступной информации ТАСС об этом суперсекретном проекте, то своего там: фирма с тысячью инженеров, деньги и некие детальки (возможно, облегчённый крепёж). Даже про двигатель сказано, что он "свой" для самолёта, а не для Турции.
  • +0.42 / 3
  • АУ