Говоря о масштабах пропаганды Китая за рубежом, можно поговорить о Чехии.
В начале 2020 года стало известно, что местная кредитная контора Home Credit дала пиар-компании C&B Reputation Management в рамках кредитования китайских компаний на чешском рынке на сумму 10 млрд. фунтов (что превышает военный бюджет Польши) некую сумму на размещение в чешских СМИ положительной информации о Поднебесной.
Также кредитор спонсировал в республике работу аналитического центра, продвигающего в национальном экспертном сообществе прокитайские тезисы. Упомянутой PR-компании оплатили "2000 часов работы", направленной на формирование положительного имиджа Пекина среди чехов. Для этого в стране была создана широкая сеть политиков, экономистов и независимых экспертов по Китаю + финансировалась деятельность отдельного аналитического центра. Похоже, что сумма была внушительной.
У китайцев, кстати, размещением в зарубежных СМИ занимается подразделение военной разведки. Есть такое Бюро внешних связей Управления по политической работе Центрального военного совета. Скрытая пропаганда среди войск и населения противника, операции влияния, поддержка деятельности подпольных структур КПК на территориях, контролируемых противником - вот это все.
Вот отрывок из книги «Военная разведка» Центра анализа стратегий и технологий:
«Более широко известно об использовании БВС каналов народной дипломатии, причем наиболее известной платформой, используемой сотрудниками службы, является Китайское общество дружественных связей с заграницей (КОДСЗ).
Важной структурой, ассоциированной с БВС, является ассоциация культурного развития «Дунфан И», создавшая в 2009 г. собственную лабораторию на факультете журналистики пекинского университета Цинхуа и имеющая обширную программу международных контактов в сфере образования и СМИ.
В целом развитие тесных контактов с представителями китайских и зарубежных СМИ с целью влияния на их работу, включая прямое размещение материалов, является одним из важных направлений работы БВС. В некоторых случаях БВС создает коммерческие структуры, через которые налаживаются отношения сотрудничества с крупными компаниями или важными фигурами за рубежом».