Умрет ли когда-нибудь ложь об успехе социализма? Левые интеллектуалы во всем мире настаивают на том, чтобы говорить нам то же самое, что они говорили на протяжении 100 лет после каждого катастрофического социалистического эксперимента: «Это был не настоящий социализм». В следующий раз все обязательно будет по-другому. Райнер Цителманн 12 ноября 2021
После того, как каждый без исключения социалистический эксперимент за последние 100 лет потерпел неудачу, должно быть ясно, что меньше всего мир нуждается в каких-либо новых. Но по мере того, как воспоминания о крахе реального социализма в Советском Союзе и Восточной Европе отступают, социалистическая мысль переживает новое возрождение. Один из наиболее уважаемых современных левых философов, словенец Славой Жижек, беззастенчиво отстаивает «новый коммунизм» в своей книге 2021 года «Левые, которые осмеливаются говорить свое имя».. Он призывает к реабилитации всей линии антилиберальных мыслителей «закрытого» общества, начиная с Платона. Он продолжает: «Необходима реполитизация экономики: экономическая жизнь должна контролироваться и регулироваться свободными решениями сообщества, а не слепым и хаотическим взаимодействием рыночных сил, которые принимаются как объективная необходимость». Затем он пишет: «Сегодня нам нужны левые, которые осмеливаются произносить свое имя, а не левые, которые постыдно прикрывают свое ядро каким-то культурным фиговым листком. И это имя коммунизм». Он утверждает, что левые должны наконец отказаться от социалистической мечты о более равноправном и «справедливом капитализме» и принять более радикальные «коммунистические» меры. В качестве четко сформулированной цели он предлагает «... противостоящий класс должен быть уничтожен». Жижек превозносит «величие Ленина», которое заключалось в том, что после захвата власти большевиками он твердо придерживался своих социалистических принципов, даже несмотря на то, что не существовало условий для реального «строительства социализма». Согласно теориям, развитым Карлом Марксом и Владимиром Лениным, «социализм» является необходимым переходным этапом до достижения конечной цели коммунизма. Жижек предлагает повернуть эту последовательность вспять и нацелиться непосредственно на коммунизм, который в конечном итоге должен эволюционировать или регрессировать в социализм. По словам Жижека, «большой скачок вперед» в конце 1950-х годов при Мао Цзэдуне предоставил возможность «обойти социализм и напрямую войти в коммунизм». Очевидно, Жижек рассчитывает, что его читатели не знают, что этот величайший социалистико-коммунистический эксперимент в истории человечества привел к гибели 45 миллионов человек. Царствование капитализма и его «улучшение»? Немногие из них столь же радикальны или открыты в своих формулировках, как Жижек. Многие современные антикапиталисты перестали говорить о необходимости упразднения капитализма и начали призывать его «исправлять», «реформировать» или «улучшать». Капитализм изображается как дикое животное («хищный капитализм»), которое нужно «приручить». Интеллектуалы постоянно придумывают новые концепции для «улучшения» экономической системы или ограничения ее «зол». Интеллектуалы, которые верят, что могут спроектировать экономическую систему на чертежной доске, страдают от того же заблуждения, что и те, кто думает, что могут искусственно «сконструировать» язык, - но они всегда настаивают, чтобы это происходило на службе «справедливости» или «равенства». ” Самый свежий пример этого - французский экономист Томас Пикетти. В своей высоко оцененной работе «Капитал в XXI веке» он подчеркнул: Я принадлежу к поколению, которое достигло совершеннолетия, слушая новости о крахе коммунистических диктатур, и никогда не испытывало ни малейшей привязанности или ностальгии по этим режимам или Советскому Союзу. Я был на всю жизнь вакцинирован против обычной, но ленивой риторики антикапитализма, некоторые из которых просто игнорировали исторический провал коммунизма, а многие из них отвернулись от интеллектуальных средств, необходимых для выхода за его пределы. На первый взгляд все это звучит довольно безобидно. Однако Пикетти - радикальный антикапиталист и защитник социализма, как он демонстрирует в своей последней книге « Капитал и идеология» . В типичной конструктивистской манере он представляет идеальную социальную и экономическую систему, которую он называет «социализмом участия» (чтобы отличить его от реального, актуального социализма, который потерпел неудачу в 24 попытках). Он совершенно прав, называя свою систему «социализмом», потому что, по сути, она направлена на «преодоление нынешней системы частной собственности». В частности, видение Пикетти включает следующее: каждый молодой взрослый должен получить крупную сумму денег в подарок от государства в возрасте двадцати пяти лет. Это будет финансироваться за счет прогрессивного налога на частное богатство, который поднимется до 90 процентов для крупнейших состояний , и наследства, которое также будет облагаться налогом до 90 процентов. Конечно, Пикетти также предлагает соответственно высокий налог на доходы, который также поднимается до пика в 90 процентов. И он также применил бы ту же самую ставку налога к дивидендам, процентам, прибыли, ренте и т. д. Чтобы «выйти за пределы» частной собственности, Пикетти призывает к подходу к регулированию акционерных корпораций, который, на первый взгляд, может показаться перекликающимся с немецкой системой определения права собственности, которая дает представителям рабочих половину мест в наблюдательном совете компании. Однако, по словам Пикетти, у этого подхода есть «ограничения», в том числе тот факт, что акционеры имеют решающий голос в случае равенства голосов. Если бы Пикетти добился своего, он бы устранил это «ограничение», разорвав связь между размером капитала, вложенного в фирму, и экономической властью акционера в фирме. Он предлагает, чтобы инвестиции, превышающие 10 процентов капитала фирмы, получали право голоса, соответствующее лишь одной трети инвестированной суммы. Конечно, Пикетти ясно, что хозяева спешат покинуть такую страну. Пикетти предполагает, что для борьбы с этим правительству придется ввести «выездной налог» (скажем, 40 процентов). По сути, это возведет «фискальную стену», чтобы не дать предпринимателям и другим богатым людям, которые не хотят жить при «социализме участия» Пикетти, уехать из страны. Пример Пикетти подтверждает эту мысль: попытки «улучшить», «исправить» или «реформировать» капитализм, которые на первый взгляд кажутся безобидными, всегда заканчиваются чистым социализмом и полным отсутствием свободы. Единственное различие между предложениями Пикетти и традиционным социализмом состоит в том, что, согласно его модели, частная собственность не будет национализирована одним махом по приказу одной правящей партии, скорее та же цель будет достигнута в течение нескольких лет посредством изменений вносимых в налоговое и корпоративное законодательство. Неудачная идея, которая никогда не умирает В своей книге « Социализм: неудавшаяся идея, которая никогда не умирает» немецко-британский экономист Кристиан Ниемиц цитирует более двух десятков социалистических экспериментов, все без исключения закончились неудачей. В своих « Лекциях по философии истории» немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель высказал мнение: «Но опыт и история учат тому, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали на принципах, выведенных из нее». Возможно, это суждение слишком сурово, но очевидно, что большое количество людей неспособно обобщать исторический опыт. До капитализма подавляющее большинство населения земного шара жило в крайней нищете. В 1820 году так было у 90 процентов людей на планете. Сегодня этот показатель составляет менее 10 процентов. И, возможно, наиболее примечательной особенностью этого спада является то, что в последние десятилетия, после падения коммунизма в Китае и других странах, скорость спасения людей от бедности увеличилась больше, чем в любой предыдущий период в истории человечества. В 1981 году этот показатель все еще составлял 42,7 процента; к 2000 году он упал до 27,8 процента, а к 2021 году - всего 9,3 процента. Многие люди просто не хотят извлекать очевидные уроки из множества реальных примеров, которые доказали, что больший капитализм ведет к большему процветанию. Похоже, они также не хотят извлекать уроки из неудач всех разновидностей социализма, которые когда-либо пробовали в мире. Даже после краха большинства социалистических систем в начале 1990-х годов где-то в мире регулярно предпринимаются попытки реализовать социалистические идеалы . «На этот раз, - заявляют социалисты, - мы сделаем это лучше». Самый недавний случай - это Венесуэла, и снова большое количество интеллектуалов в западных странах, таких как США и Германия, были восхищены экспериментом по реализации «социализма XXI века». Сара Вагенкнехт, видный член крупнейшей левой партии Германии Die Linke , приветствовала Уго Чавеса как «великого президента», человека, посвятившего свою жизнь «борьбе за справедливость и достоинство». Она поблагодарила Чавеса за то, что он показал миру, что «альтернативная экономическая модель возможна». У Чавеса было много поклонников среди левых интеллектуалов в Соединенных Штатах, и покойный Том Хайден заявил: «Я предсказываю, что со временем имя Уго Чавеса будут почитать миллионы». Профессор Принстона Корнелл Уэст тоже объявил себя фанатом: «Мне нравится, что Уго Чавес сделал бедность своим главным приоритетом. Я хочу, чтобы Америка сделала бедность своим приоритетом ». Последствия венесуэльского эксперимента, как и всех предыдущих крупномасштабных социалистических экспериментов, были катастрофическими. И левые интеллектуалы во всем мире настаивают на том, чтобы говорить нам то же самое, что они говорили на протяжении 100 лет после каждого катастрофического социалистического эксперимента: «Это был не настоящий социализм». В следующий раз все обязательно будет по-другому. Райнер Зительманн - историк и социолог, автор книги «Сила капитализма».