Президент России Владимир Путин выступает на заседании Коллегии Министерства иностранных дел России в Москве, Россия, в четверг, 18 ноября 2021 г. (Михаил Метцель, Sputnik, Кремлевский бассейн, фото через AP) | Михаил Метцель, Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через AP Сэмюэл Чарап 19.11.2021, Сэмюэл Чарап ( @scharap ) - старший политолог некоммерческой беспартийной корпорации RAND. Ранее он работал старшим советником заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности и вместе с Тимоти Колтоном является соавтором книги « Все проигрывают: украинский кризис и разрушительное соревнование за постсоветскую Евразию» . Тревожная новость о том, что Россия наращивает войска вдоль границы с Украиной, может показаться дежавю . Прошлой весной были аналогичные заголовки , и с момента подписания так называемого мирного соглашения «Минск-2» в 2015 году периодически вспыхивали усиленные боевые действия вдоль линии соприкосновения в оспариваемом регионе Донбасса. Если тактика России кажется повторением прошлого, то же самое относится и к подходам США к нестабильной ситуации на Украине. Политика США в основном заключалась в том, чтобы предлагать Москве кнут, а Киеву - пряник. Сменявшие друг друга администрации пытались использовать инструменты принуждения - в основном санкции или их угрозу - чтобы побудить Россию вывести войска из контролируемых повстанцами районов Донбасса и предотвратить дальнейшие вторжения. Параллельно Вашингтон поддерживает Киев в экономическом, политическом и военном отношении. Предполагается, что США могут заставить Россию отступить, угрожая последствиями, одновременно укрепляя оборону Украины и привязывая ее к Западу. Такой подход был очевиден на прошлой неделе, когда госсекретарь Энтони Блинкен пригласил своего украинского коллегу подписать новую Хартию стратегического партнерства между США и Украиной , пообещав « твердую приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины » и предупредив Россию от совершения « серьезной ошибки»» Но нынешнее наращивание военной мощи Москвы в последние месяцы сопровождалось резким ужесточением риторики, предполагающей, что на этот раз все по-другому. Президент Владимир Путин может полагать, что Украина находится на переломном этапе и что пора поднять ставки. Риск крупной войны кажется достаточно реальным, чтобы оправдать новый подход США. Нынешняя политика угроз наказаний и поддержки Киева может быть морально оправдана, но вряд ли изменит расчет Путина. Администрация Байдена должна принять неудовлетворительную реальность, заключающуюся в том, что она, скорее всего, не сможет принудить Путина к деэскалации, если он будет полон решимости действовать. Плечи Америки ограничены. Соединенные Штаты действительно имеют значительные рычаги воздействия на Украину, и эти рычаги в значительной степени не задействованы. Вместо того чтобы сосредоточиться только на принуждении России, администрация Байдена также должна подтолкнуть Киев к тому, чтобы он предпринял шаги по выполнению своих обязательств по соглашению "Минск-2", чего Украина не проявляла особого желания делать с тех пор, как сделка была заключена шесть лет назад. Шаги Украины по выполнению соглашения, какими бы ошибочными они ни были, на самом деле могут вызвать деэскалацию со стороны России и оживить вялотекущий мирный процесс. Угрозы в адрес Украины, подразумеваемые наращиванием российских войск, достойны морального осуждения и противоречат международным обязательствам Москвы. Но наша лучшая надежда - убедить Киев сделать первый шаг, чтобы избежать войны. Минск II был миром победителя, по сути навязанным Россией Украине под дулом пистолета. Украинские войска только что были разгромлены, а Германия и Франция настаивали на прекращении кровопролития. Положения соглашения предусматривали, что Киев должен делегировать значительные политические полномочия районам, удерживаемым пророссийскими повстанцами на Донбассе, и даже провести переговоры с этими повстанцами о “новой конституции”, которая закрепила бы их особый статус. В свою очередь, российские войска будут выведены и передадут контроль над границей. Хотя детали соглашения касаются конкретно Донбасса, в его условиях подразумевалось широкое политическое урегулирование: Украина получила мир, но должна была предоставить конституционно гарантированный рычаг влияния российским повстанческим ставленникам, который Москва могла бы использовать, чтобы помешать Киеву полностью перейти на сторону Запада. Но сделка так и не была реализована на местах. Украина сопротивлялась просьбам выполнить политические положения Минска II. Например, вместо того, чтобы принять новую конституцию, кодифицирующую новые полномочия союзников России на Донбассе, украинский парламент принял поправку к конституции, закрепляющую стратегическую цель членства в НАТО и ЕС. Россия воспользовалась медлительностью Украины, чтобы оправдать ее постоянный отказ выполнить свою часть сделки. В течение почти семи лет кипящий конфликт, казалось, достиг стабильного равновесия. Ни одна из сторон не получила того, чего хотела, но ни одна из них не была готова к эскалации, чтобы форсировать проблему. Между тем Украина значительно углубила свою интеграцию с Европейским Союзом и НАТО. Хотя ни один из блоков не готов предложить стране полноправное членство, оба де-факто закрепили Украину в своей орбите. Президент Владимир Зеленский, несмотря на свою кампанию за прекращение войны, занял жесткую позицию, даже призывает к пересмотру Минска-2 и требует конкретных обещаний относительно членства Украины в НАТО . Теперь сообщения из Москвы говорят о том, что Кремль больше не готов терпеть такой статус-кво. За последние шесть месяцев и Путин, и бывший президент России Дмитрий Медведев опубликовали крайне провокационные статьи об Украине; Первые ставили под сомнение основания для создания независимого украинского государства, а вторые язвительно отвергали украинское руководство как «невежественное и ненадежное». Для Москвы конфликт на Донбассе всегда был средством достижения цели: иметь рычаг влияния на Украину, чтобы ограничить ее западную интеграцию. Как сказал один высокопоставленный бывший российский чиновник , «получить Донбасс, но потерять Украину означало бы поражение Кремля». Нынешнее наращивание сил говорит о том, что Москва теперь верит в скорое поражение - если только ситуация не обострится. Россия вполне может быть готова к нападению гораздо глубже на украинскую территорию и обладает для этого военным потенциалом. Последствия могут быть катастрофическими. Вооруженные силы Украины, дислоцированные на востоке, скорее всего, понесут тяжелые потери, а гражданское население пострадает как непосредственно от боевых действий, так и косвенно от неизбежного экономического кризиса. Европейская безопасность будет значительно подорвана, а союзники по НАТО, вероятно, потребуют дополнительных развертываний и гарантий США. И без того ограниченные перспективы сотрудничества США с Россией по любому важному вопросу повестки дня Байдена - от киберпреступности до изменения климата - полностью исчезнут. Возможно, еще не слишком поздно для администрации Байдена перехватить дипломатическую инициативу и посреднические договоренности, чтобы предотвратить войну. Но для этого ему следует переосмыслить базовую формулу кнута и пряника, которая до сих пор характеризовала подход Америки. Реальность такова, что Украина зависит от политической, дипломатической, экономической и военной поддержки со стороны Запада, и особенно от Соединенных Штатов. В ключевые моменты Вашингтон использовал это влияние - например, в 2016 году тогдашний вице-президент Байден настаивал на увольнении нечестного главного прокурора Украины, эпизод, ставший знаменитым после первого импичмента президента Дональда Трампа. Но США еще не использовали свое влияние, чтобы добиться прогресса в конфликте на Донбассе. Он мог бы, например, попросить Киев провести всеобщую амнистию, к которой призывает Минск, или продвинуть конституционные поправки в парламенте, где они застряли с 2018 года. Вашингтон по понятным причинам неохотно делал это в прошлом; Минск представляет условия России, навязанные с помощью вооруженной агрессии. Принуждать жертву - хорошего друга Соединенных Штатов - выполнять приказ агрессора противоречит принципам США. Однако, если Украина предпримет видимые шаги в отношении Минска, которые она до сих пор отказывалась предпринимать, это возложит на Москву бремя деэскалации, отвода своих сил от границы и возвращения за стол переговоров. Для Путина применение силы не самоцель ; если он сможет получить то, что хочет, без войны, он, вероятно, это сделает. Если Россия не отступит после уступок Украины, по крайней мере, будет более сильный западный консенсус в поддержку Киева против Москвы - а сами уступки могут быть отменены. Это не решит полностью более широкий конфликт, но может разрядить текущий кризис и предотвратить потенциальную катастрофу. Это также могло бы активизировать процесс урегулирования конфликта, особенно если бы Соединенные Штаты приняли более непосредственное участие наряду с Францией и Германией. Если бы принуждение России к отступлению было возможным, в таких сомнительных компромиссах не было бы необходимости. Но это не так, и они есть. Россия продемонстрировала, что готова пойти на крайние меры в Украине - намного дальше, чем США или ЕС. Без готовности подтолкнуть украинцев к игре с Минском, нынешняя политика угрожающих последствий для Москвы и усиления поддержки Киева может оказаться недостаточной для прекращения войны. Байдену, возможно, также придется подтолкнуть Украину к некоторым болезненным шагам в направлении компромисса, чтобы спасти ее от бедствия.