АВИАЦИЯ и иные...
13,478,553 34,207
 

  Technocratus ( Слушатель )
23 ноя 2021 00:17:18

Композитный офф

новая дискуссия Дискуссия  629

Отношение к авиации косвенное, но событие важное:

ЦитатаКомпания Росатома запустила в промышленную эксплуатацию завод по производству ПАН-прекурсора

Компания UMATEX (предприятие Госкорпорации «Росатом») ввело в эксплуатацию завод по производству ПАН-прекурсора (сырье для получения углеродного волокна). Торжественная церемония запуска завода состоялась 22 ноября 2021 года в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан).
...
Компания UMATEX реализовала инвестиционный проект по созданию завода всего за три года. Общий бюджет проекта составил 8,5 млрд рублей. С запуском нового завода по производству полиакрилонитрильного волокна UMATEX завершил формирование полной технологической и производственной цепочки создания композитных материалов от сырья, углеродного волокна, тканей и препрегов на его основе до готовых изделий. Строительство завода было профинансировано Госкорпорацией «Росатом» (5,2 млрд руб.), АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» (3 млрд руб.) и Минпромторгом РФ (0,3 млрд руб.).

https://www.rosatom.ru/journal…rekursora/
5 тысяч тонн в год - должно хватить на МС-21, и еще останется Крутой
  • +1.24 / 27
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  BUR ( Слушатель )
23 ноя 2021 00:23:04

Выделил жирным шрифтом самое главное
  • +0.66 / 25
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
23 ноя 2021 06:00:36


Самолеты и композиты. Часть III. Импортозамещение.

ЦитатаСчитать, что с композитами у нас все хорошо, было бы слишком оптимистичным. Однако уровень развития композиционной отрасли позволяет решить все задачи, возникающие как в обеспечении обороноспособности нашей страны, так и ее технологического развитии.
Сегодня у нас проблемы не с композитами, а с сырьем для их изготовления. Наблюдается даже не парадоксальная, а дикая ситуация.
Конструкторы закладывают в конструкцию препрег американского производства. После этого начинаются работы по его замещению на отечественный. Ввиду отсутствия в стране углеродных волокон надлежащего качества для замещающего препрега используются японские волокна. После введения санкций начинаются работы по замещению японских волокон в отечественном препреге.
Так как отечественные волокна по-прежнему отсутствуют используются волокна производства КНР. На что будем замещать в случае отказа Китая от поставки УВМ?
Существует надежда на получение ограниченной номенклатуры российского углеродного волокна необходимого качества на рубеже 2021-2022 годов. Предстоит новая работа по замещению китайского волокна (в части препрегов) на российское.
И это только в части волокон. Если ввести сюда еще и ткани то ситуация получиться и вовсе неприглядной. И все это притом, что на производства углеродного волокна и углеродных волокнистых материалов за последнее десятилетие, государством выделялись огромные деньги, которые успешно осваивались.

Ярким примером такого «менеджерско-бухгалтерского» подхода» является ООО «Порше специальные материалы».
Сколько гордости на «Сделано у нас».
Инвестиции 2,5 млн. евро Основной потребитель тканей ОНПП «Технология» на котором из углепластика выпускают много гражданской и военной продукции. Детали перспективного авиалайнера МС-21, а так же (по слухам) элементы корпуса самолета "ПАК ФА"
И в конце заметки – «Завод работает на сырье японского производителя Toho Tenax, и сам занимается сложной логистикой и таможенным оформлением стратегического материала, поставки которого не так просто организовать в нашу страну». Такая новость может вызвать радость только у чиновников и очень недалеких людей.
Что происходит с ООО «ПСМ» сегодня, желающие могут узнать, задав соответствующий вопрос «адептам» сайта «Сделано у нас».
В конечно итоге ВИАМу пришлось приобрести комплект оборудования для изготовления углеродных тканных наполнителей, фирмы ORIT (КНР) и организовал их производство в Воскресенском филиале. Отличительной чертой гибкого ткацкого производства созданного в ВЭТЦ ВИАМ является возможность использования сырья различных производителей.

Обращает на себя внимание высокое качество углеродного волокна производства китайской компании «Zhongfu Shen Ying Carbon Fiber Co, Ltd». Начиная практически с нуля, за 20-30 лет Китай опередил Россию и вплотную приблизился к Японии, а может и сровнялся с ней.
Мы же, не только утеряли паритет с США и Японией, но и пропустили вперед некоторые другие страны.

Так применялись ли наши материалы при производстве МС-21 или нет? Получить ответ на этот вопрос от наших «эффективных менеджеров» и разнокалиберных чиновников практически невозможно.
В начале марта 2019 г. обозреватель РИА Новости А. Паньшин прямо задал этот вопрос руководителю ВИАМ, академику Е. Каблову и получил такой же прямой ответ.
«— В МС-21 применялись наши материалы или нет?— В этом самолете достаточно хороший объем применения композитов, но наших материалов там нет. Сейчас задача поставлена за два года заменить все композиционные материалы на отечественные, и она решается, так как американцы перекрыли нам поставки этих материалов. Мы нашли все решения, чтобы провести импортозамещение»
Не думаю, что стоит как-то комментировать ответ одного из самых компетентных и информированных специалистов в данной области. Тем не менее внимательно вчитаться в формулировку ответа явно стоит.
  • -0.49 / 12
  • АУ
 
 
  BUR ( Слушатель )
23 ноя 2021 15:26:52



Компания UMATEX (предприятие Госкорпорации «Росатом») ввело в эксплуатацию завод по производству ПАН-прекурсора (сырье для получения углеродного волокна). Торжественная церемония запуска завода состоялась 22 ноября 2021 года ...
UMATEX завершил формирование полной технологической и производственной цепочки создания композитных материалов от сырья, углеродного волокна, тканей и препрегов на его основе до готовых изделий.
 
Итого:
В начале марта 2019:задача поставлена за два года заменить все композиционные материалы на отечественные
22 ноября 2021: UMATEX завершил формирование полной технологической и производственной цепочки... от сырья... до готовых изделий

ну да, почти 3 года вместо 2-х... или Вы имели в виду что-то иное?
 
П.С.
1. Невозможно быть сразу лучшим во всём.
2. Но для получения лучшего результата надо брать лучшие мировые материалы и компоненты... поэтому всегда будут области, где будет догоняющее развитие, ибо см (1).
П.П.С. Если/пока есть возможность просто купить самые передовые материалы и компоненты то не обязательно это делать через разведку используя 4-е страны за 10-кратную цену и пытаться немедленно воспроизвести у себя своими силами. Иногда проще, дешевле и, главное, быстрее купить оборудование и лицензию получив, таким образом, стартовую точку для своего развития. Примеры времен СССР (как с двигателями от Роллс-Ройса для Миг15 (если не ошибаюсь), как с ВАЗ в Тольятти, как с американскими инженерами из 30-х годов (авиационные моторы) Вы, надеюсь, можете привести сами.
  • +0.67 / 21
  • АУ