СССР перед Великой Отечественной войной
119,180 845
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
05 дек 2021 11:39:31

Завод заводов

новая дискуссия Дискуссия  199

Завод заводов

«Уралмаш», который назвали «заводом заводов», стал одним из главных объектов индустриализации
uralmash.ru


В 1920-е годы в Советском Союзе остро осознали: Запад ушел далеко вперед в своих экономических, производственных и оборонных возможностях и это может создать угрозу безопасности страны в случае военного конфликта. Отсюда та категоричность, с которой сформулировал необходимость скорейшей индустриализации Сталин: «Мы отстали от передовых стран Запада на пятьдесят-сто лет. Либо мы преодолеем это отставание за десять-пятнадцать лет, либо нас сомнут». Вопрос о том, можно ли было, как считают многие, проводить ее не такими темпами и с гораздо меньшими жертвами, оставим на рассмотрение экономистов и историков. Случилось то, что случилось. Прошедший в декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозгласил индустриализацию генеральной линией экономического развития СССР и принял решение превратить Советский Союз из страны, ввозящей машины, в страну, производящую их.

А «Уралмаш», который назвали «заводом заводов», стал одним из главных объектов индустриализации. Для противостояния враждебному окружению молодому государству нужны были корабли, самолеты, пушки, танки, снаряды… А для этого были необходимы новые заводы, оборудование для которых должен был выпускать «Уралмаш». Производя доменное, прокатное, агломерационное, кузнечно-прессовое оборудование, поставляя в разные уголки Земли экскаваторы, дробилки, мельницы, машины непрерывного литья заготовок, буровые установки, он взрастил сотни предприятий в бывшем СССР и по всему миру.

Начало строительства «Завода заводов»
 
ПОЧЕМУ «УРАЛМАШ»
В 1920-е годы в СССР была только одна мощная угольно-металлургическая база, на Украине, и ее было недостаточно для решения задач индустриализации и обороны страны. Тем временем на Урале уже были разведаны залежи первоклассной железной руды, а в Западной Сибири — великолепные угольные месторождения. И поэтому давно, еще с дореволюционного времени, витала в воздухе идея создания Урало-Кузнецкого конгломерата — два мощных металлургических предприятия (одно в Западной Сибири, другое на Южном Урале) плюс завод тяжелого машиностроения для обеспечения их всем необходимым. Без этого завода никак нельзя было обойтись: делать ставку на закупки оборудования за границей означало ставить все свои планы в зависимость от отношения к СССР зарубежных стран. А если война?

Три предприятия Урало-Кузнецкого комбината должны были потянуть за собой экономику двух огромных регионов: для полного цикла производства машин (будь то танки или тракторы, пассажирские или боевые самолеты) требуются электродвигатели и моторы, подшипники, стальные канаты, приборы, резинотехнические изделия и многое другое. В том числе вагоны, чтобы перевозить уголь и руду; станки и инструменты для обработки деталей, сварочные электроды и т. д. Еще требовалось очень много электроэнергии, для выработки которой нужно было строить электростанции. А это котлы, турбины, электрогенераторы, высоковольтная аппаратура. Значит, следовало строить электромашиностроительные, турбинные, вагоностроительные, подшипниковые заводы, заводы резинотехнических изделий, приборостроительные и прочие.
Машиностроение не может существовать без цветных металлов, прежде всего без меди. Значит, надо развивать и цветную металлургию. А чтобы весь этот гигантский комплекс заработал, нужно было подготовить десятки и даже сотни тысяч квалифицированных рабочих и инженеров. Для них надо было строить жилье, создавать сеть училищ, техникумов и вузов. Нельзя было обойтись без отраслевой и академической науки, без здравоохранения.

Председатель Совнаркома Алексей Рыков
Wikipedia

Казалось бы, существовали более дешевые варианты быстрого промышленного роста — можно было развивать и модернизировать заводы Юга и Центра России, а также Ленинграда, где промышленные предприятия уже имели развитую инфраструктуру и была в достатке квалифицированная рабочая сила. Председатель Совнаркома Алексей Рыков склонялся именно к этим вариантам.
Проект Урало-Кузбасса отвергал и весьма авторитетный металлург Владимир Грум-Гржимайло. Будущее металлургии Урала он видел в комплексе небольших заводов, выплавляющих качественную сталь. Крупная же промышленность, считал он, должна развиваться на Юге, где и уголь, и железная руда залегают совсем рядом и низки затраты на перевозки.
Дискуссии еще шли, но уже летом 1926 года на строительной площадке будущего «Уралмаша» вовсю вырубали лес — строили железнодорожную ветку до станции Свердловск Сортировочная.
Там, где сегодня расположился завод, еще в 1920-е годы была тайга. Однажды на склад кооператоров при «Уралмашинострое» даже пожаловал медведь, устроил погром, полакомился патокой.
Хотя в нескольких километрах к западу от места, где теперь расположен Уралмашзавод, у озера Шувакиш, еще в петровские был заводик, плавил железо. Потом следы этого завода, прозванного «мужицким» из-за низкого происхождения его основателей, затерялись в истории.
Это место как раз и выделили для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгородка при нем. Тем более что рядом был важный железнодорожный узел — Свердловск и источники водоснабжения — озеро Шувакиш и Верх-Исетский пруд.

А проектирование начинали на голом месте. В созданное Уралпроектбюро пригласили специалистов из Москвы, Ленинграда, Харбина, но почти никто не приехал. Пришлось обходиться своими силами.
Обратились к опыту развитых стран США и Германии. Рьяно взялись за формирование технической библиотеки: выписали журнал «Машиненбау» и прочие немецкие и американские технические журналы. Пригласили учителя английского языка, набросились на английский. Едва образовалось проектное бюро, еще только начали учиться, набирали людей, а уже установлен срок выдачи проекта — 1 апреля 1926 года.
Наконец, в сентябре 1927 года решение руководством страны было принято, а в марте 1928-го Президиум ВСНХ СССР утвердил Устав Государственного управления по постройке Уральского машиностроительного завода, состоящего на государственном бюджете и находящегося в ведении ВСНХ СССР.

Неизвестный художник. Начало строительства Уралмаша. 1929.
1723.ru

НАЧАЛО
Предварительный проект завода, утвержденный 14–17 мая 1927 года, был рассчитан на годовую мощность 18 тыс. тонн продукции. Но уже в 1928 году Всесоюзное объединение тяжелого машиностроения решает увеличить мощность завода, учитывая потребности растущей металлургии. И 31 июля 1931 года выносит окончательное решение: увеличить производительность завода до 100 тыс. тонн продукции в год с последующим увеличением до 150 тыс. тонн. А это уже завод гигант, тот самый «завод заводов».
И 15 июня 1928 года, в день девятой годовщины освобождения Урала от Колчака, Уральский машиностроительный завод был заложен.
В Свердловске строился не только «Уралмаш», а целый комплекс машиностроительных предприятий: «Электромашина», экскаваторный, артиллерийский, инструментальный и другие. План возведения этих предприятий неоднократно корректировался: вместо одного завода «Электромашина» появились два — «Уралэлектротяжмаш» и Турбомоторный. Инструментальный завод не достроили, а экскаваторный и артиллерийский стали в конце концов частью «Уралмаша».

Строился не только «Уралмаш», а целый комплекс машиностроительных предприятий: «Электромашина», экскаваторный, артиллерийский, инструментальный и другие

Между предприятиями-соседями изначально предусматривались тесные кооперационные связи. Примером может служить оснащение оборудованием металлургических цехов Уралмашзавода, которые должны были выпускать поковки для валов и роторов турбин мощностью до 200 тыс. кВт (это энергетическое оборудование планировалось выпускать на заводе «Электромашина»), Вес таких заготовок достигает 85 тонн, из этого и исходили при закупке прессового оборудования для будущего Уральского завода тяжелого машиностроения. Но создатели «Уралмаша» оказались предусмотрительны ми, и поэтому для кузнечно-прессового цеха было закуплено в Германии уникальное прессовое оборудование, способное изготавливать поковки весом до 100 тонн. Таких прессов во всем мире были тогда единицы. В свою очередь, завод «Электромашина» должен был оснащать машины «Уралмаша» (прежде всего прокатные станы) мощными электродвигателями.

Всю значимость проекта «Уралмаша» оценили во время войны, затем в 1950-е годы, когда, несмотря на коренную реконструкцию ряда цехов и строительство новых, завод не только не снижал, но без особых проблем наращивал производство, выпуская всё новые виды продукции. Все цеха, возведенные в начале 1930-х, до сих пор в строю.
Поскольку «Уралмаш» строился на голом месте, когда начали возводить цеха, возник вопрос: где брать лес, кирпич, щебенку? На Урале не было ни предприятий по производству стройматериалов, ни специализированных строительных организаций. Обходились своими силами. Тогда это называлось «хозяйственным методом». Требовался бутовый камень и щебенка, разрабатывали каменный карьер на станции Иссеть, дробили камень. Требовался песок — открывались песчаные карьеры Калюткинский и Калиновский. Требовался кирпич — строили кирпичный завод. На кирпичный завод необходим проект. Делали. Нужны пиломатериалы — проектируется и строится лесопильный завод. Надо воду — проектируется и строится питьевой и промышленный водопроводы, бурятся скважины. Строителям надо было где-то жить — проектировали и строили дома. Железная дорога не справлялась с поставками, не хватало паровозов и вагонов — «Уралмашинострой» покупает свои паровозы и свои вагоны.
Строился не завод и даже не комбинат, а уралмашевское «государство», самостоятельно решавшее все проблемы по мере их возникновения.
Для ускорения строительства «Уралмашинострою» передали оборудование цеха металлоконструкций (ЦМК), который первоначально предназначался строящемуся Сталинградскому тракторному заводу. Этот цех сходу начал изготовление металлических колонн и ферм не только для строящихся цехов Уралмашзавода, но и для других предприятий, в первую очередь для Магнитки, и существенно продвинул эту стройку. Еще до официального пуска завода ЦМК выдал 27 тыс. тонн металлоконструкций для собственных нужд и для строящихся меткомбинатов.

Будущие цеха «Уралмаша»

.....
....

На стройке
static.ngs.ru

 
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
Но это случилось уже после пуска завода. Официально завод запустили 15 июля 1933 года, хотя фактически он уже работал, ЦМК уже четыре года производил продукцию. Еще в 1931 году были пущены литейные цеха, которые вводились в эксплуатацию постепенно, один за другим. Но и к 15 1933-го далеко не все они были готовы на сто процентов. Завод был сдан с недоделками, ликвидация которых растянулась на многие месяцы.
Весь завод мы описать не можем, но отметим некоторые его особенности. Завод пересекал так называемый главный коридор шириной 30 метров. По замыслу проектировщиков, коридор должен был делить завод на две части: восточную, на которой располагаются все металлургические и заготовительные цеха, склады сырья, вспомогательных материалов и торфа, и западную, где располагаются все механические цеха и железнодорожное депо.
Для обеспечения максимальной надежности снабжения цехов всеми видами энергии под главным коридором был построен энергетический тоннель. Он начинается от ТЭЦ и заканчивается у главной заводской проходной. Возле ТЭЦ ширина тоннеля составляет более восьми метров, высота — почти три метра. Через тоннель к цехам подводятся пар, горячая и холодная вода, сжатый воздух, электроэнергия. От каждого цеха к нему подходит свой небольшой тоннель, в котором уложены кабели и трубопроводы. Конечно, строительство такого сооружения обошлось в свое время очень дорого. Но трубы, уложенные в сухом тоннеле, не коррозируют, и нет нужды в их систематическом ремонте. Главный заводской коридор завода — одно из немногих мест в Екатеринбурге, где никогда не велись раскопки проржавевших инженерных коммуникаций. Так что все дополнительные затраты строителей на создание тоннеля уже давным-давно окупились.

Как пример оснащения завода: в механическом цеху № 1 было собрано 467 разнообразных сложных станков, которые могут сделать все, как писалось в прессе тех лет, от метчика до 100-тонного вала океанского парохода. Были, к примеру, переносные станки, предназначенные для обработки больших деталей, станок насаживался на такую деталь и обрабатывал ее. В группе фрезерных станков был станок с длиной фрезерования пять метров. Один из семи существовавших тогда в мире «Вагнеров» — расточных станков со станиной 37 метров, способных обрабатывать 50 тонные детали, — стоял в механическом. Он имел четры бабки и пять суппортов. Его обслуживала собственная электроподстанция. В группе строгальных тоже была уникальная машина. Длина строгания этого станка — 12 метров, ширина — пять метров, грузоподъемность — 120 тонн. Среди токарных был «Кальмаг», станок с высотой центров в полтора метра и расстоянием между ними шесть метров. Наконец, карусельный станок «Шисс-Дефриз» с диаметром планшайбы 6,5 метра. На митинге в день открытия цеха на ней свободно уместился президиум в 50 человек. В цехах богатое крановое хозяйство. В сталелитейном цехе 27 мостовых кранов и шесть боковых. Многие технологические процессы механизированы. Кузнечнопрессовый цех, сданный только на 50%, должен был развить мощность на 60 тыс. тонн поковок. Крупнейшая в то время американская фирма «Ира-Форд» выпускала только 25 тыс. тонн поковок в год.

Сборка самоходных артиллерийских установок
 
ЗАВОД НА ВОЙНЕ
В годы Великой Отечественной войны стало окончательно ясно значение завода и то, насколько правильно было решение расположить этот центр машиностроения вдали от потенциального театра военных действий. Благодаря этому именно «Уралмаш» стал в военные годы крупнейшим центром промышленной эвакуации.
Первыми приехали ленинградцы — работники артиллерийского производства Кировского завода. Их эвакуация была проведена еще до того, как замкнулось кольцо блокады. В результате дополнительно к 122-миллиметровыс гаубицам М-30 (300 орудий в месяц) на Уралмашзаводе быстро был освоен выпуск пушек Ф-34 (для танков Т-34) и ЗИС-5 (для танков КВ-1).
Вторая волна эвакуации из Ленинграда пришлась на осень 1941 года. На этот раз речь идет об Ижорском заводе, где выпускалась броня для тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, а из нее изготавливались бронекорпуса боевых машин.

Осенью 1942-го в Свердловск начали прибывать эшелоны из Сталинграда. На Урал вместе с семьями эвакуировали работников Сталинградского тракторного завода, выпускавшего танки Т-34, и артиллерийского завода «Баррикады».
Объединив свои возможности и возможности эвакуированных предприятий, «Уралмаш» стал одним из оплотов советского танкостроения. В годы войны на нем было изготовлено свыше 19 тыс. бронекорпусов, 30 тыс. полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ — это почти треть всего танкового корпуса Советской армии, выпущенного в годы войны.
Но кроме выпуска самих танков завод отвечал за производство бронекорпусов для танков и самоходных артиллерийских установок, которые поставлялись на другие заводы. Более половины средних и тяжелых советских танков и самоходок во время войны имели уралмашевские бронекорпуса.
Причем за четыре военных года заводские металлурги по технологиям продвинулись вперед лет на двадцать, опередив не только советских, но и зарубежных литейщиков. Например, в производстве литых танковых башен из броневой стали, что существенно упрощает ее производство. Тогда считалось, что необходимые прочностные характеристики обеспечивает только катаная броня: литая броня «рыхлая» и, чтобы успешно конкурировать с катаной, она должна быть толще. И все-таки специалисты завода доказали свою правоту. На немецких танках и самоходках до самого конца войны так и не появилось ни одной литой детали из броневой стали.

История завода — история страны
tatic.ngs.ru

 
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
В послевоенное время на Уралмашзаводе был восстановлен выпуск оборудования для черной металлургии, а на базе бронетанкового производства было создано крупносерийное производство буровых установок и карьерных экскаваторов.
Высокопроизводительными блюмингами, прокатными станами и машинами непрерывного литья заготовок с маркой УЗТМ оснащены все крупные металлургические комбинаты России. Уникальные прессы с маркой УЗТМ используются в различных отраслях промышленности: металлургической, авиационной, ракетной, оборонной, в судостроении, энергетике, производстве строительных материалов.

С помощью уралмашевского оборудования в России осуществляется добыча и переработка более трех четвертей железной руды, разливка двух третей российской стали непрерывном способом, выпуск всех железнодорожных рельсов и двух третей холоднокатаного стального листа, добыча четырех пятых нефти и половины природного газа, добыча половины угля открытым способом.
С 2015 года завод находится в прямом управлении компании «Газпромбанк — Управление активами». Основной акционер корпорации — Газпромбанк.
  • +0.09 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!