ЦитатаПремьер-министров России и Сербии Михаила Мишустина и Ану Брнабич попросили до конца года подписать межправительственное соглашение о железнодорожной сети Белграда. Такую просьбу озвучил председателям кабминов двух стран генеральный директор торгового дома "Синара - транспортные машины" (СТМ) Антон Зубихин в пятницу на международном экспортном форуме "Сделано в России - 2021", когда они в рамках осмотра выставки подошли к стенду СТМ.
Компания на основе данного соглашения планирует участвовать в проекте создания в Белграде железнодорожной сети по аналогии с МЦК и МЦД в Москве, в том числе поставить в Сербию электропоезда "Ласточка" и открыть там сервисное депо.
"Сейчас подготовлен проект межправительственного соглашения, который акцептован с российской и сербской стороны. Мы просим, если можно, подписать это межправсоглашение на следующей неделе, - сказал Зубихин. - Мы хотели бы попросить поддержки у вас, Михаил Владимирович, и вас, госпожа Брнабич, финализировать межправсоглашение и подписать [его] в течение недели или до конца года".
Гендиректор торгового дома "Синара - транспортные машины" добавил, что стоимость проекта, получившего название "Белградские диаметры", оценивается в 1,2 млрд евро. Он предусматривает строительство и модернизацию 222 км железнодорожных путей, реконструкцию 74 станций, а также поставку 39 электропоездов "Ласточка". Диаметры свяжут пригороды вокруг Белграда. Кроме того, будет построена железнодорожная ветка с экспресс-сообщением между сербской столицей и ее аэропортом.
https://tass.ru/ekonomika/13167549Белград - город большой (1,4 млн), а метрополитена там нет до сих пор. В середине 80-х там начали было строить метро, успели доделать 2 станции - "Вуков споменик", "Караджорджев парк" и на этом финансирование закончилось:
К 1976 году был разработан проект первой линии, в 1980-е годы началось её строительство. Рассматривалась возможность строительства метро советскими специалистами в счёт погашения внешнеторговой задолженности СССР перед Югославией. Но завершение проекта было отменено в 1982 году, а спроектированные для него две подземные станции и тоннели к ним в центре города было решено поначалу включить в сеть обычных пригородных электропоездов «Беовоз». Строительство было начато в середине 1980-х годов. Тоннели были построены к 1992 году, а подземные станции, выглядящие как обычные станции метро — «Караджорджев парк» (мелкого заложения) и «Вуков споменик» (глубиной 43 метра, одна из самых глубоких в Европе вне стран бывшего СССР) — были открыты 7 июля 1995 года.
С тех пор проект Белградского метрополитена заморожен, вроде как планировали открыть хотя бы одну ветку к 2030, но это неточно. Построенные две станции используют как железнодорожные - там раз в час ходят обычные электрички системы "Беовоз", очень старые рижские эрки:
О существовании метрополитена в Белграде не знают даже многие жители города. Это не шутка, метро в Белграде действительность есть, только власти скрывают. Сербская подземка овеяна таким количеством тайн, что даже за невинный кадр за вами готовы гоняться полицейские.
Станция Вуков споменик, в самом центре Белграда. Вестиблюль выглядит исключительно по-метрошному. Но не спрашивайте белградцев, можно ли отсюда куда-то уехать — на вас станут косится с подозрением о вменяемости. Даже надпись “железнодорожная станция” не значит ровным счётом ничего. Хотя и станция есть, и поезда ходят под землёй, белградская система внеуличного транспорта насчитывает целых пять веток. Но есть нюансы….
Спустившись в этот величественный подземный переход, продолжаешь уверять себя в том, что находишься в вестибюле большой станции метрополитена. Навигация идентична минскому метрополитену, что добавляет сходства…
Кассы. Здесь можно купить билет на Беовоз, так называется причудливое и загадочное метро. А также на любой поезд в Сербии. Беовоз входит в систему сербских железных дорог.
И вот я оказываюсь у того самого эскалатора. Станции в Белграде глубокого заложения, эскалатор длинный, как на “Комсомольской” в Москве. И только подойдя к нему близко-близко замечаю, что все выходы перекрыты, на эскалатор не попасть. Пытаюсь сообразить, что же делать. Скучающие рядом мужички, один из которых одет как типичный подземный служащий, говорит, что у них тут забастовка, и поэтому станция закрыта. Как закрыта? Вы шутите, да? Построили две несчастные подземные станции, поезда у вас ходят раз в час, а вы ещё и бастуете?
И вот здесь, наконец, пришло время рассказать, что же такое этот метрополитен-Беовоз из себя представляет. Это на самом деле ровно две станции в центре Белграда. Одну я показал, вторая выглядит как просто остановка в тоннеле…Пять линий Беовоза существуют в реальности, это линии городских электричек, которые курсируют через город насквозь, а в центре имеют подземные станции, чтобы не рушить городскую инфраструктуру. Эдакий аналог парижского RER и немецкого S-Bahn. С той лишь разницей, что здесь удобная и простая система так и не заработала. Что помешало — хороший вопрос. Наверное, коктейль из развала Югославии, смешанный с сербским раздолбайством, приправленный кровавыми балканским войнами девяностых годов. Сербов можно понять, им не до того было. А ведь объём работы огромный, загнать электрички под землю, прорыть тоннели под всем городом, но так и не запустить систему в полную силу. Станций наверняка больше, просто до них не дошли руки. Что же мешало заняться развитием своего транспорта потом? Станция Вуков споменик открыта, например, двадцать лет назад…тогда же всё окончательно остановилось.
Огромный подземный переход мог бы стать торговым центром, как "Охотный ряд" в Москве. Но сюда даже дорогу не спускаются перейти, наверху есть удобный уличный переход. Зато если полицейский увидит человека с фотоаппаратом здесь или в вестибюле, начнёт свистеть, кричать и поднимет вой, что фотографировать запрещено. ХА-ХА-ХА.
Единственные арендаторы, которые нашлись — пара компьютерных клубов, как у нас лет десять назад. Натурально, народ сидит и режется в “контру”, или во что там сегодня молодёжь играет.
Нет денег. Потому и метро не достроили, потому и разбомбленные здания не сносят. Именно так вам будут отвечать на все вопросы, почему чего-то нет в Сербии. Денег нет на самом деле, страна живёт очень бедно, но подобный ответ всегда ставит точку. Сказавший эти слова человек подразумевает, что добавить здесь и нечего.
Заглянул на главный железнодорожный вокзал. Железные дороги в Сербии это разговор отдельный, и тоже достаточно грустный. Поезда ходят, но редко и очень медленно. Самое популярное направление для сербов это Черногория, бывшие морские ворота страны. Когда-то поезда на Балканах были основным видом транспорта, и контуры стран были другими. Югославские поезда ходили по всей Европе. Сегодня ехать почти некуда. Несколько маршрутов в соседние страны существует, но захотите ли вы ехать шестьсот километров в течение пятнадцати часов? Думаю, нет. Автобусом быстрее. Сербские железные дороги испытывают кризис, и дело не только в маленьких зарплатах, старом подвижном составе и отсутствии спроса.
Бастовали в тот день не только “метрошники”, но и обычные железнодорожники. Честно говоря, забастовку я представлял совсем иначе. Толпа мужиков сидит в круг в рабочей одежде, стучит касками по мостовой и скандирует: Забастовка! Голодовка!. Может быть, где-то в этом мире и есть нормальные забастовки, но в Сербии, кажется, все просто забыли выйти на работу. Вокзал пустой. Лишь женщина читает книгу да цыганка спит на лавке.
На дальнем перроне стоял тот самый Беовоз. Городская электричка, когда иногда спускается под землю. Это же….да-да! Знакомая каждому советскому ребёнку рижская электричка, которые ещё совсем недавно бороздили просторы России, а по бывшему СССР их до сих пор много, начиная с той же Латвии. Белградская электричка тридцати лет от роду, ярко-голубого цвета, и почти вся покрыта толстым слоем уродливых граффити.
https://macos.livejo…57387.html_____________________________________________________________________
В общем, всё было печально с железнодорожным транспортом в Белграде и Сербии в целом. И вот недавно, наконец-то, принято решение недостроенный проект Белградского метрополитена переделать в подобие МЦД.
Да, конечно, там всё будет намного скромнее чем в Москве. На Белградских диаметрах будет 74 станции (включая пригородные) и 39 поездов. Для сравнения, у нас на МЦК и пяти МЦД суммарно будет 210 станций (более 150 станций только внутри города), более 300 поездов.
Очень интересно, что Сербия решила заказать "Ласточки" у России, а не аналогичные Siemens "Desiro" у Германии. Причем в весьма приличном количестве - почти 40 составов!
С 2014 года в РФ на заводе "Уральские локомотивы" построено 205 составов "Ласточек", в среднем по 25-30 в год. Уровень локализации превышает 82%
, в производстве этих электропоездов участвуют более 160 поставщиков из разных регионов России.