ВМФ/ВМС
17,585,256 45,338
 

  valery913 ( Слушатель )
29 дек 2021 08:29:27

О чем молчит "Акула". Топ самых интересных фактов об атомной подлодке "Дмитрий Донской"

новая дискуссия Статья  640

40 лет назад, 29 декабря 1981 года, был подписан приемный акт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера "Дмитрий Донской" (ТК-208), знаменитой головной "Акулы" — подлодки проекта 941. Этот атомоход — гордость корабелов северодвинской судоверфи "Севмаш" (в составе Объединенной судостроительной корпорации).
"Для того чтобы построить и передать военно-морскому флоту (ВМФ) серию ракетоносцев проекта 941, на предприятии провели масштабную реконструкцию — был построен эллинг, который до сих пор остается самым крупным крытым сооружением для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) в Европе, — рассказал ТАСС генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Корабелы успешно освоили передовой модульно-агрегатный метод строительства АПЛ. Он позволил сократить сроки строительства подводных кораблей проекта 941. Ветераны вспоминают, что работали без выходных и праздников, фактически как в войну, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи".
Он отметил, что в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" спроектировали отличный корабль. "Тяжелые атомные подводные крейсеры сыграли главную роль в обеспечении паритета с Соединенными Штатами Америки. А для личного состава эти корабли стали настоящим домом — подлодка приспособлена и для службы, и для жизни", — подчеркнул гендиректор.
Считаю, что АПЛ "Дмитрий Донской" — это грандиозный атомоход. Такой проект могла реализовать только великая страна. Ни один другой флот мира не обладает подобными кораблями и в ближайшем будущем обладать не будет
Михаил Будниченко
генеральный директор ПО "Севмаш"
Сегодня отечественная оборонная промышленность и ВМФ продолжают укреплять морские границы страны. Севмаш передает в состав флота современные АПЛ четвертого поколения проектов "Ясень-М" и "Борей-А". "Морские рубежи уже охраняют головные корабли серий "Казань" и "Князь Владимир". 21 декабря 2021 года мы подняли Андреевские флаги на первых серийных атомоходах — АПЛ "Новосибирск" и "Князь Олег". Они усилят боевой потенциал Тихоокеанского флота", — сказал Будниченко. 
По его словам, корабли четвертого поколения — "это боевые единицы ВМФ, оснащенные по последнему слову техники". "В проекты внедрены новые технические решения, повышена безопасность, маневренность, снижены шумность и уровень физических полей, реализован комплекс мер, связанных с импортозамещением, — отметил он. — Рядом с новыми АПЛ, выходящими на испытания от набережных Севмаша, всегда идет подводный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской". Он, как старший брат, помогает нашим кораблям делать первые морские шаги".

Самая большая в мире

За свои размеры "Дмитрий Донской" был занесен в Книгу рекордов Гиннесса (1988 год). Атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. Такая конструкция значительно повысила живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Вместе с тем увеличилось и водоизмещение — в подводном положении оно равнялось 48 тыс. т. Для сравнения — американская АПЛ "Огайо" имела подводное водоизмещение в 18 тыс. т.
Субмарина проекта 941 имеет 172 м в длину, 23 м в ширину. Высотой атомоход сравним с девятиэтажным домом. Но даже при таких габаритах АПЛ этого проекта относились к числу самых малошумных среди советских подводных кораблей. Всего на Севмаше было построено шесть атомных подводных лодок проекта 941.
Подводный грузовик
Ранее предполагалось переоборудование части атомоходов проекта 941 в транспортные. Планировалось, что такие подводные лодки будут перевозить грузы по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам кратчайшим путем, связывающим страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Обогрев шахт
При строительстве АПЛ проекта 941 возникли сложности с отоплением ракетных шахт из-за их расположения между двумя прочными корпусами. Вопрос требовал немедленного решения, но все предлагаемые конструкторами и кораблестроителями варианты оказались нежизнеспособными.
Выход из ситуации нашел Сергей Ковалев, главный конструктор проекта 941. Идея пришла спонтанно — на глаза академику попалась брошюра одного профессора, предлагавшего изготавливать нагревательные элементы на основе специальной токопроводящей резины. Подобные агрегаты уже применялись в инкубаторах. Технология оказалась подходящей и для тяжелых атомных подводных крейсеров. После некоторых уговоров и воздействия со стороны властей нагревательные элементы в срочном порядке изготовил завод резинотехнических изделий в Свердловске. Испытывали их на стенде конструкторского бюро "Рубин".

Директор корабля

Самую короткую и емкую характеристику деятельности ответственного сдатчика на АПЛ дал бывший генеральный директор Севмаша Давид Пашаев. Перед посещением подводного крейсера "Дмитрий Донской" он представил тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову ответственного сдатчика корабля Евгения Слободяна. 
На вопрос Юрия Михайловича, что это за должность такая, Пашаев пояснил: "Ответственный сдатчик является директором конкретного корабля со всеми полномочиями от генерального директора и при необходимости может докладывать генеральному директору о проблемах в любое время". Бывший директор Севмаша Анатолий Макаренко отмечал, что сдатчик должен уметь дирижировать производственным оркестром на производстве и при испытаниях.
 
"По самым худшим чертежам"

Директор Севмаша в 1986–1988 годах Анатолий Макаренко вспоминал: "Было время, когда мы неделями не выходили с завода, работали круглые сутки. Я помню, назначал проведение производственных проверок на 10 часов вечера. Рабочие, оценивая напряженность труда, говорили: "Работаем, как в войну".
По установленному директором распорядку проверки по головным кораблям начинались в 16 часов ежедневно, кроме воскресенья, а заканчивались иногда в 22–23 часа. И такой режим работы практически в течение года. В 1981 году коллектив предприятия успешно и в генеральный срок сдал головной корабль проекта 941.
На торжественном собрании, посвященном сдаче головной АПЛ проекта "Акула" и проходившем в северодвинском Дворце культуры, Сергей Ковалев в своем выступлении сказал, что "самая лучшая в мире лодка была построена по самым худшим в мире чертежам". Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.
При строительстве атомоходов третьего поколения широко внедрялся модульно-агрегатный метод постройки. Корабли стали собирать на стапеле из крупных блоков корпуса, функциональных агрегатов и зональных блоков. Они поступали как на конвейер из разных цехов и с других предприятий. Наиболее ярко метод проявился на головном корабле проекта "Акула".

Не без сюрпризов

Директор Севмаша в 1988–2004 годах Давид Пашаев рассказывал о спуске на воду головной АПЛ проекта 941: "Сентябрь подошел, и вывод 711-го заказа состоялся. При этой операции присутствовали министр судостроения М.В. Егоров, его первый заместитель И.С. Белоусов, генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" С.Н. Ковалев, главком ВМФ С.Г. Горшков, командующий Краснознаменным Северным флотом В.Н. Чернавин и много других высоких гостей. Все прошло, как мы говорим, в основном штатно. Разбивались бутылки шампанского в нужное время и в нужном месте. Был короткий митинг, и Гимн Советского Союза, и флотский духовой оркестр".
Но не обошлось и без сюрпризов. "Как и всегда, к началу движения заказа все механизмы и системы стапель-поезда неоднократно проверялись, — вспоминал он. — Надо ли говорить, что в этом случае проверки были особенно тщательными, вывод корабля обеспечивали лучшие специалисты-гидравлисты во главе с бригадиром Алексеем Ивановым, и тем не менее проявился и здесь пресловутый человеческий фактор. Отказал перепускной клапан в системе гидравлики. Кто-то по невнимательности перевернул его. Потребовалось время на то, чтобы разобраться в причине и устранить неисправность".
Пашаев спросил бригадира, сколько на это потребуется времени. Тот ответил, что причина пока неясна, но, как он считает, в течение часа разберутся. 
"Доложил руководству и предложил пройти всем в специальную комнату попить чаю. Министр судостроительной промышленности стал возмущаться, — рассказывает Пашаев. — Обстановку разрядил Борис Вениаминович, сказав министру: "Ты можешь починить? Нет. Вот! И я не смогу. Пойдем в кабинет пить чай, ребята разберутся и позовут, когда будут готовы".
Через 40 минут причину сбоя выявили, неисправность устранили, и вывод благополучно состоялся. "Неоценимы такое понимание и поддержка. В памяти осталось и такое, последовавшее за этим разговором, — вспоминал Пашаев. — Секретарь обкома сказал буквально следующее: "Впереди еще много дел. Напряжение будет возрастать; опять и опять круглосуточная работа, но уже сдаточной командой, о многих участниках строительства можно и забыть. Но их работа заслуживает высокой государственной оценки. Уже сейчас составляйте списки по награждению отличившихся, никого не забудьте. Мы ваше предложение всячески поддержим". Думаю, что такое не забывается. Это была и оценка труда рабочих, и всего коллектива предприятия".

АПЛ для "Булавы"

Когда АПЛ "Дмитрий Донской" находилась на стапеле в высокой степени готовности после модернизации, представители Севмаша вышли с предложением использовать крейсер для отработки ракетного комплекса "Булава" в условиях, приближенных к реальным. Справедливости ради необходимо отметить, что до этого уже были успешно проведены наземные бросковые испытания под Санкт-Петербургом. Давид Пашаев горячо поддержал предложение. Севмаш в тесном взаимодействии с КБ "Рубин" и ВМФ достроил атомоход и подготовил его к проведению испытаний ракетного комплекса.
Достройка лодки была непростой задачей для Севмаша. Министерство обороны финансировало этот заказ по остаточному принципу. И все же гендиректор сдержал обещание и обеспечил спуск на воду крейсера в 2002 году.

Проверка лодки

Главный конструктор проекта 941 Сергей Ковалев вспоминал: "На первом выходе головной подводной лодки проекта 941 я с мостика кидал за борт всякую деревянную тару от провизии и наблюдал, не затянет ли ее в насадки гребных винтов. Этот "научный" эксперимент меня утешил: мусор от винтов отводило в сторону. Вообще на головной лодке проекта 941 мы с командиром Ольховиковым и заместителем председателя правительственной комиссии Рыковым делали многое не предусмотренное программой".
https://tass.ru/armiya-i-opk/13314505
  • +0.54 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (33)
 
 
  Таф ( Слушатель )
29 дек 2021 13:56:46

Сколько же денег стоили нам метания от ракеты к ракете, от проекта к проекту.... рекорды которых лучше не было бы.
Кидайтесь тапками, но амеры поступили куда как умнее. Сделали ракету Трайдент-2. По всем параметрам - шедевр без преувеличения. И под нее серию в 18 корпусов "Огайо". Единая ракета. Один проект а не зоопарк. А серийное изделие всегда надежнее и дешевле уникального.
Это очень сильно упрощает жизнь строителям, ремонтникам, снабженцам, учебным центрам и экономит огромные деньги.
  • +0.25 / 24
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 14:01:45

А что не так? Мы тоже хотели единую серию и единую ракету,
ну с учетом варианта УТТХ Барк. Но тут Союз таки того. И много
что нужное осталось на 404.
  • +0.27 / 9
  • АУ
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
29 дек 2021 14:01:53

Тогда "не шмагла".
А сейчас появилась надежда, Думающий что поползновения сохранить "жижу" на лодках похоронят окончательно.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 14:29:50

Нет. Как и "жижа" у МБР. И там и там будут развивать.
Газель не заменит КАМАЗ.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
29 дек 2021 14:53:47

Надежда умирает последней.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
29 дек 2021 15:06:55
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
04 мар 2024 09:50:09
Отредактировано: Слесарь Полесов - 04 мар 2024 09:50:09

  • +0.19
 
 
 
 
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
29 дек 2021 15:12:16

Да нет, я как раз надеюсь, что очевидные успехи с пусками "Булавы" позволят решить вопрос окончательно.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 15:24:05

БШ совсем недавно опять напоминал про жижу на модернизированном Борее.
Им нам в ГШ виднее, кто супротив, а кто за.
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
29 дек 2021 16:09:18
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
04 мар 2024 09:50:03
Отредактировано: Слесарь Полесов - 04 мар 2024 09:50:03

  • +0.14
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 16:20:33

Наверно да. "Жижа" как раз их в необходимом количестве и потянет.
А в прок или нет, тут вопрос. Первые Бореи ЕМНИП из задела 971
проекта делали. Что там как с ресурсом и прочим, может уже будут
на замену.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AlexanderII ( Слушатель )
29 дек 2021 16:22:25

ЧО?
Бореи после 10го корпуса умеет смысл строить как носители Цирконов. По 5 РПКСН с БРПЛ на Флот с КОН 0,4 достаточно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 16:31:25

Цирконы это Ясень/Ясень-М.
  • +0.34 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AlexanderII ( Слушатель )
29 дек 2021 16:38:13

Нам нужен собственный Огайо - корабль-арсенал со 154 КР в УВПРасстреливающий, Ясень это всего лишь 32 Циркона.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spectator ( Слушатель )
29 дек 2021 16:47:43

Всего лишь 32 циркона, 32 гиперзвуковые ракеты которые могут иметь ЯБЧ, в отличие от дозвуковых томагавков, до которых уже и нету ядерных зарядов (и не скоро появятся). Что-то мне подсказывает, что одна гиперзвуковая ракета с ЯБЧ может сделать на порядок больше, чем сотня дозвуковых крылатых ракет без ЯБЧ.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spectator ( Слушатель )
29 дек 2021 16:52:34

Мне кажется, что ставить равенство между гиперзвуковой ракетой Циркон и дозвуковой Томагавк не совсем корректно. Не говоря уже о том, что к Цирконам ядерные заряды найдутся, а вот Томагавки их еще не скоро увидят (не говоря уже про габариты ракет).
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AlexanderII ( Слушатель )
29 дек 2021 17:16:15

140 ядерных Цирконов немного западнее Бермуд это значительно лучше 154 неядерных Томагавков в Баренцовом))) Это и есть наш "асимметричный" ответ на расширение НАТы
  • -0.20 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spectator ( Слушатель )
29 дек 2021 17:32:04

Вы же понимаете, что у Циркона немного другие габариты, плюс разница в массе. И сомнительно, что можно просто так впихнуть 140 Цирконов в Ясень-М, который то по размерам поменьше Огайо (по длине разница достигает примерно 40 метров).
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AlexanderII ( Слушатель )
29 дек 2021 17:40:14

-4 шахты. Цирконы лезут в шахты УКСК взамен Калибров 1 к 1, Калибр лезет в 533мм. Допустим Циркон пусть не 533мм, но где-то близко, 650. Ок, 20*5 против 22*7 (2 у Огайо не используются).
100 Цирконов тоже неплохо.
  • -0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
29 дек 2021 17:59:23

А не вместо 700-мм Оникса Циркон?
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AlexanderII ( Слушатель )
29 дек 2021 18:03:39

ну где-то так 650-700. там выше поправился
  • +0.10 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spectator ( Слушатель )
29 дек 2021 18:17:19

Ясень-М 130 метров. Шахты размещены в пятом отсеке (8 шахт по 4 ракеты). Насколько я понял, его длинна где-то примерно 12-15 метров. Ну, фактически на 40 метров длинны еще можно 16 шахт по 4 ракеты. Ну да, в сумме будет 96 ракет. Но это если строить Ясень длинной в 170 метров. А это другая масса, стоимость, шумность и так далее. Та же Лайка (5-ое поколение) будет еще меньше, чем Ясень (если слухи верны). Может и появятся такие "тяжелые" варианты Ясеня в будущем, но что-то мне подсказывает, что не скоро.
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
30 дек 2021 00:33:30

......Да сколько можно то? "Циркон" - это ПКР. Его задача корабли топить. А по берегу - это потом, когда у супостата кораблей не останется. 
......Касательно ПЛ-арсенала. У нас было 2 "акулы", которых можно было переоборудовать. Но не стали. Видимо нафиг не нужно.
  • +1.10 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
30 дек 2021 07:17:42

Очевидно, что флот выбрал «мелкого, но до х». Больше целей. Мелких.
Всё крупнотоннажное или на бумаге в долгом ящике или от безальтернативности ввиду задач (ну не возить же танки по одному и морпехов речными трамвайчиками...)
Не, здорово, конечно, видеть у пирса что-то небоскребущее (или осознавать, что ниже ватерлинии 11-ти этажка), но очень уж громко такие «шкафы» падают...
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
29 дек 2021 14:30:35
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
04 мар 2024 09:52:10
Отредактировано: Слесарь Полесов - 04 мар 2024 09:52:10

  • +1.03
 
 
 
  Таф ( Слушатель )
29 дек 2021 16:20:26

Если потрудитесь составить такой же список проектов-прожектов СССР-РФ, сами все и увидите.
  • -0.29 / 14
  • АУ
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 дек 2021 16:21:27

Так тож в списке не прожекты, а реальные строевые ПЛАРБ и БРПЛ.
  • +0.36 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Таф ( Слушатель )
29 дек 2021 16:38:42

БУмажные не обязательно. Только строевые.
  • -0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
29 дек 2021 17:48:26

Так Слесарь и перечислил строевые. Вашингтоны с Алленами - первое поколение ПЛАРБ с Поларисами - больше десятка построено, служили лет 15. Лафайеты  с Посейдонами - аналогично. Огайо - это уже вершина эволюции штатских ракетоносцев..
  • +0.39 / 14
  • АУ
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
29 дек 2021 17:06:21
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
04 мар 2024 09:49:46
Отредактировано: Слесарь Полесов - 04 мар 2024 09:49:46

  • +0.39
 
 
  valery913 ( Слушатель )
29 дек 2021 18:03:07

Я вот когда таких умных и прозорливыхСмеющийся людей слушаю, вспоминаю отнюдь не про фильм "Войны Пентагона" или серию литеральных боевых кораблей, хотя по логике можно предложить. Я вспоминаю один пример, хоть убей не помню, где его вычитал - то ли Добряк или НАЛЕ рассказывали, то ли в книге американского астронавта описан был - утрировано, как одну и туже конструкцию делали двумя способами - американцы одним. а наши другим, причем каждая сторона считала, что другой способ невозможно практически осуществить. Насколько помню, никто особо не выиграл чего-либо...
  • +0.45 / 15
  • АУ
 
 
  Dryh ( Слушатель )
01 янв 2022 19:21:48

Да-да, они всё умнее сделали, и единого поставщика авиатехники, и танкостроения, и вообще всего. Только вот без спора конструкторских школ в итоге всё всегда превращается в предложение одного продавца. С учётом их интересных особенностей лоббирования и пиления бюджета, вообще в какашечку. Мне любопытен был бы гранатомёт Карл Густав, стоящий на вооружении нашей армии. Харе надрачивать на их офигительную умную военную мыслю.
  • +0.71 / 12
  • АУ
 
  sturmvogel_ru ( Слушатель )
30 дек 2021 06:38:30

Да уж, их по моему как ракетно-космическую программу, вся страна строила. 
У меня отец на головную лодку ездил в командировки, ЕМНИП, возбудитель передатчика для сверхдлинных волн для этих крейсеров делали.
  • +0.35 / 12
  • АУ
 
 
  qurvax ( Слушатель )
30 дек 2021 16:30:47

У этих лодок есть _передатчик_ СДВ?! "Опчественное мнение" брешет, что лодка слушает СДВ, но не передает. Интересно, как это вообще организовано. Антены СДВ на фотках занимают целые поля.
  • +0.01 / 1
  • АУ