Понемножку обо всем
213,727 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
06 янв 2022 16:23:34

Степь в огне: цветная революция в Казахстане

новая дискуссия Статья  840

Степь в огне: цветная революция в Казахстане

Пепе Эскобар
6 января 2022 г.
 
© Фото: REUTERS / Павел Михеев
Майдан в Алматы? О, да. Но это сложно.

Так неужели столько страха и ненависти связано с газом? Не совсем.

В принципе, Казахстан погрузился в хаос практически в мгновение ока из-за удвоения цен на сжиженный газ, которые достигли (российского) эквивалента 20 рублей за литр (сравните это со средним показателем в 30 рублей в самой России).

Это послужило искрой для общенациональных протестов, охватывающих все широты от крупного делового центра Алматы до каспийских портов Актау и Атырау и даже столицы Нур-Султана, бывшей Астаны.

Центральное правительство было вынуждено откатить цену на газ до 8 рублей за литр. Тем не менее, это только спровоцировало следующий этап протестов, требующий снижения цен на продукты питания, прекращения кампании вакцинации, снижения пенсионного возраста для многодетных матерей и, что не менее важно, смены режима со своим собственным лозунгом: Shal, кет! («Долой старика».)

«Старик» - это не кто иной, как 81-летний общенациональный лидер Нурсултан Назарбаев, который, даже когда ушел с поста президента после 29 лет пребывания у власти в 2019 году, для всех практических целей остается серым кардиналом Казахстана в качестве главы Совета Безопасности и арбитр внутренней и внешней политики.

Неизбежно приходит в голову перспектива еще одной цветной революции: возможно, бирюзово-желтого цвета, отражающего цвета казахского национального флага. Тем более, что сразу же зоркие наблюдатели выяснили, что обычные подозреваемые - американское посольство - уже «предупреждали» о массовых протестах еще 16 декабря 2021 года.

Майдан в Алматы? О, да. Но это сложно.

Алматы в хаосе

Для внешнего мира трудно понять, почему такой крупной экспортирующей энергию державе, как Казахстан, нужно повышать цены на газ для своего населения.

Причина - в чем еще - необузданный неолиберализм и пресловутые махинации свободного рынка. С 2019 года торговля сжиженным газом в Казахстане осуществляется в электронной форме. Таким образом, удержание ценовых пределов - традиция на протяжении десятилетий - вскоре стало невозможным, поскольку производители постоянно сталкивались с тем, что приходится  продавать свой продукт по цене ниже себестоимости, поскольку потребление резко возрастало.

Все в Казахстане ожидали повышения цен, так как все в Казахстане используют сжиженный газ, особенно в своих переделанных автомобилях. И у всех в Казахстане есть машины, как мне с сожалением сказали, во время моего последнего визита в Алматы в конце 2019 года, когда я тщетно пытался найти такси, чтобы отправиться в центр города.

Показательно, что акции протеста начались в городе Жанаозен, врезавшись в нефтегазовый узел Мангистау. И это также говорит о том, что Unrest Central немедленно обратился в автомобильный Алматы, настоящий деловой центр страны, а не в изолированную государственную столицу с тяжелой инфраструктурой посреди степей.

Поначалу казалось, что президент Касым-Жомарт Токаев попал в олень при свете фар. Он пообещал вернуть ценовые ограничения, ввел чрезвычайное положение / комендантский час как в Алматы, так и в Мангистау (тогда по всей стране), одновременно приняв отставку действующего правительства в массовом порядке и назначив безликого заместителя премьер-министра Алихана Смаилова временным премьер-министром до формирования нового состава.

Однако это не могло сдержать волнений. Молниеносно произошел штурм акимата Алматы ; демонстранты стреляют в армию; в Талдыкоргане снесли памятник Назарбаеву; захвачена его бывшая резиденция в Алматы; Казахтелеком отключил всю страну от интернета; несколько членов Национальной гвардии, включая бронетехнику, присоединились к протестующим в Актау; Банкоматы вышли из строя.

А затем погрузившийся в полный хаос Алматы был фактически захвачен протестующими, в том числе его международный аэропорт, который в среду утром находился под усиленной охраной, а к вечеру стал оккупированной территорией.

Тем временем воздушному пространству Казахстана пришлось столкнуться с продолжительной пробкой из частных самолетов, вылетающих в Москву и Западную Европу. Несмотря на то, что Кремль отметил, что Нур-Султан не обращался за помощью к России, вскоре из Москвы вылетела «особая делегация». Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков осторожно подчеркнул: «Мы убеждены, что наши казахстанские друзья могут самостоятельно решать свои внутренние проблемы», добавив, что «важно, чтобы никто не вмешивался извне».

Геостратегические переговоры

Как все могло так быстро сорваться?

До сих пор игра о преемственности в Казахстане считалась хитом в Северной Евразии. Местные боссы, олигархи и компрадорская элита сохранили свои вотчины и источники дохода. И все же, не для протокола, в Нур-Султане в конце 2019 года мне сказали, что впереди будут серьезные проблемы, когда некоторые региональные кланы приедут собираться, как в противостоянии «старику» Назарбаеву и системе, которую он создал.

Токаев действительно выступил с пресловутым призывом “не поддаваться внутренним и внешним провокациям”, что имеет смысл, но также заверил, что правительство “не падет”. Что ж, оно уже падало, даже после экстренного совещания, на котором пытались решить запутанную паутину социально-экономических проблем с обещанием, что все “законные требования” протестующих будут выполнены.

Это не было классическим сценарием смены режима - по крайней мере, поначалу. Конфигурация представляла собой изменчивое, аморфное состояние хаоса, поскольку хрупкие казахстанские институты власти были просто неспособны постичь более широкое социальное недомогание. Нет грамотной политической оппозиции: нет политического обмена. У гражданского общества нет каналов для самовыражения.

Так что да: бунт продолжается - цитируя американский ритм-н-блюз. И все в проигрыше. Что до сих пор не совсем ясно, так это то, какие конфликтующие кланы разжигают протесты и каковы их планы на случай, если у них будет шанс на власть. В конце концов, никакие «стихийные» протесты не могут возникнуть одновременно по всей этой огромной стране практически в одночасье.

Казахстан был последней республикой, вышедшей из распадающегося СССР более трех десятилетий назад, в декабре 1991 года. При Назарбаеве он сразу же начал самопровозглашенную «многовекторную» внешнюю политику. До сих пор Нур-Султан умело позиционировал себя в качестве главного дипломатического посредника - от обсуждений иранской ядерной программы еще в 2013 году до войны в Сирии и против нее в 2016 году. Цель: закрепиться в качестве типичного моста между Европой  и Азией.

Китайская инициатива «Новый шелковый путь», или BRI, была официально запущена Си Цзиньпином в Университете Назарбаев в сентябре 2013 года. Это быстро увязалось с казахстанской концепцией евразийской экономической интеграции, разработанной после проекта государственных расходов Назарбаева «Нурлы Жол» («Нурлы Жол» - Яркий путь), призванный дать толчок экономике после финансового кризиса 2008-2009 годов.

 

В сентябре 2015 года в Пекине Назарбаев присоединил «Нурлы жол» к BRI, де-факто сделав Казахстан центром нового евразийского интеграционного порядка. В геостратегическом плане самая большая страна на планете, не имеющая выхода к морю, стала главной территорией взаимодействия китайского и российского видений, BRI и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Отвлекающая тактика

Для России Казахстан имеет даже большее стратегическое значение, чем для Китая. Нур-Султан подписал договор ОДКБ в 2003 году. Это ключевой член ЕАЭС. Обе страны имеют обширные военно-технические связи и проводят стратегическое космическое сотрудничество на Байконуре. Русский имеет статус официального языка, на нем говорят 51% граждан республики.

В Казахстане проживает не менее 3,5 миллионов россиян. Еще рано говорить о возможной «революции», окрашенной в цвета национального освобождения, если бы старая система в конечном итоге рухнула. И даже если это произойдет, Москва никогда не потеряет все свое значительное политическое влияние.

Итак, ближайшая проблема - обеспечить стабильность Казахстана. Протесты необходимо разогнать. Будет много экономических уступок. Перманентный дестабилизирующий хаос просто недопустим - и Москва знает это наизусть. О другом - прокатном - Майдане не может быть и речи.

Уравнение Беларуси показало, как сильная рука может творить чудеса. Тем не менее, соглашения ОДКБ не охватывают помощь в случае внутриполитических кризисов - и Токаев, похоже, не был склонен обращаться с такой просьбой.

Пока он этого не сделал. Он призвал ОДКБ вмешаться и навести порядок. Будет введен военный комендантский час. А Нур-Султан может даже конфисковать активы американских и британских компаний, которые якобы спонсируют протесты.

Вот как это сформулировал председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ, премьер-министр Армении Никол Пашинян: Токаев сослался на «угрозу национальной безопасности» и «суверенитету» Казахстана, «вызванную, в том числе, вмешательством извне». Поэтому ОДКБ «решила послать миротворческие силы» для нормализации ситуации «на ограниченный период времени».

Обычные подозреваемые в дестабилизации хорошо известны. У них может не быть досягаемости, политического влияния и необходимого количества троянских коней, чтобы бесконечно держать Казахстан в огне.

По крайней мере, сами троянские кони очень откровенны. Они хотят немедленного освобождения всех политических заключенных; смену режима; временное правительство «уважаемых» граждан; и - что еще - «выход из союза с Россией».

А потом все доходит до уровня нелепого фарса, когда ЕС начинает призывать власти Казахстана «уважать право на мирные протесты». Например, полная анархия, грабежи, мародерство, уничтожение сотен транспортных средств, нападения с применением автоматов, разграбление банкоматов и даже беспошлинной торговли в аэропорту Алматы.

Этот анализ (на русском языке) охватывает некоторые ключевые моменты, отмечая, что «Интернет полон заранее подготовленных пропагандистских плакатов и памятных записок повстанцам» и тот факт, что «власти не убирают беспорядок, как это сделал Лукашенко в Беларуси».

Лозунги до сих пор, кажется, исходят из множества источников - превознося все, от «западного пути» в Казахстан до многоженства и законов шариата: «Пока нет единой цели, она не определена. Результат будет позже. Обычно это то же самое. Ликвидация суверенитета, внешнее управление и, наконец, как правило, формирование антироссийской политической партии».

Путин, Лукашенко и Токаев долго разговаривали по телефону по инициативе Лукашенко. Лидеры всех членов ОДКБ находятся в тесном контакте. Генеральный план игры - как в масштабной «антитеррористической операции» - уже разработан. Его будет лично курировать генерал Герасимов.

Теперь сравните это с тем, что я узнал из двух разных высокопоставленных источников информации.

Первый источник был недвусмысленным: вся казахстанская авантюра спонсируется MI6 по созданию нового Майдана прямо перед переговорами Россия / США-НАТО в Женеве и Брюсселе на следующей неделе, чтобы предотвратить любые соглашения. Примечательно, что «повстанцы» сохранили свою национальную координацию даже после отключения Интернета.

Второй источник более тонок: обычные подозреваемые пытаются заставить Россию отступить против коллективного Запада, создавая серьезное отвлечение на своем восточном фронте, как часть непрерывной стратегии хаоса вдоль всех границ России. Это может быть умной отвлекающей тактикой, но российская военная разведка наблюдает. Внимательно. И ради обычных подозреваемых, это лучше не может быть истолковано - зловеще - как военная провокация.

 
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!