Хроники бунта в Алма-Ате: Власть вернулась, открываются магазины, но на улицах - стрельбаВласть вернулась и вошла в город как нож в масло. Грубо, жестоко, словно желая не просто привести Алма-Ату в чувство. А чтоб она запомнила эти дни навсегда.
Средневековье. Утром прохожие с ужасом толпились возле трупов. Один лежал у перекрестка, покрытый брезентом. Второй сидел в автомобиле в 100 метрах от площади. Трупы не убирали до полудня, словно демонстрируя городу: смотрите, думайте.
До этого момента матч “бунтовщики - власть” шёл с переменным успехом.
4 января в Алма-Ате, вслед за остальными восставшими казахстанскими городами и провинциями, прошла скромная демонстрация из сотни человек. Понимая, что это только начало - власти решили действовать решительно - резиновые пули, аресты, слезоточивый газ. Но не сработало. На следующее утро 10-20 тысяч злых казахов, сметая на своем пути полицию и целые войсковые части (к солдатам просто подходили, спрашивали: “Стрелять будешь?” - и те поднимали руки), захватили город.
5 января замученная мародерами Алма-Ата увидела кровавое побоище у резиденции Назарбаева. Охотничьи ружья против автоматов. Сколько же там погибло десятков человек… Там до сих пор всё в крови.
6 января казахи поняли - перебор. Запросили переговоры. На площадь пришла мирная часть протеста, всё больше люди в возрасте и с белым гигантским плакатом: “Мы не террористы, уберите армию”. Надеялись - что к ним выйдут поговорят. Такими я их и запомнил - стоят шеренгой, словно у стенки, держат плакат и поют что-то…
Господи, зачем они вышли?
Они называли мародёров мерзавцами; а тех, кто жестоко воевал с силовиками, тех, кто в бронниках окопался на улице Ташкентская, называли идиотами. Они думали, что власть сейчас выйдет к ним и заключит мир.
Так и случилось.
Только казахский спецназ, потерявший в столкновениях с бунтовщиками уже десятки своих коллег, был разозлен и видел достижение мира по-своему. Я сумел уйти, когда пулемёт БТР открыл огонь (к счастью, сначала холостыми). Потом начался ад. Впереди меня бежала мамаша с ребенком, а нас покрывало взрывами…
Когда на следующий день госканалы сообщили, что на площади были ликвидированы террористы, засевшие в здании телекомпании, я понял - там вряд ли осталось много уцелевших.
И вот утро. Фантастическая картина. Люди с белыми повязками на рукавах с демонстративным спокойствием убирают рядом с трупом мусор в мешки. По ним стреляют холостыми и командуют “Пошли вон!” Кто-то бежит. Кто-то собирает мусор дальше…
Но скоро на улицах у резиденции Назарбаева не осталось прохожих. Взрывы, выстрелы, сирены, патрули наполнили город. Власть шла по Алма-Ате грозно, стреляя во всё подряд. Но зато в четырёх кварталах от моей героически работающей гостиницы (где по вечерам баррикадируются сотни испуганных постояльцев) открылся продуктовый магазин. Где принимают - аллилуйя - кредитные карты! Видели бы вы, с каким счастьем алма-атинцы рванули туда!
Осторожно оглядываясь, они перебегали улицу и устремлялись туда. И, стараясь успеть до темноты, толпились у касс, прижимая к груди гору дефицита - хлеб, молоко, сметану, пиво.
Власть пришла не с пустыми руками. Вот что радует. Но радует недолго - до комендантского часа.
Мы, окопавшиеся в гостинице, сейчас снова выключим свет, закроем шторы, и вслушиваясь в стреляющий город, будем ждать рассвета.
https://www.kp.ru/daily/27348.3/4528999/