· ·Начало наступленияКогда оба проекта текстов были обнародованы, Россия начала дипломатические атаки и атаки на общественное мнение как на внутреннем, так и на международном уровне.
С внутренней точки зрения, в дополнение к продолжению разработки своей твердой позиции, российская сторона также “пригрозила” военным ответом на “холодный” ответ Соединенных Штатов на ее предложение по безопасности. Заместитель министра иностранных дел России заявил, что список предложений России - это не меню, которое можно выбрать по вкусу, это минимальный набор предложений. Как только Соединенные Штаты и Запад откажутся, России придется предпринять самостоятельные действия в одностороннем порядке. Он также подчеркнул, что действия России также направлены на то, чтобы продемонстрировать открытость и прозрачность своему собственному народу, западному и мировому общественному мнению, а также избежать войн, вызванных так называемыми секретными сделками.
Кроме того, Россия дала понять, что хочет вести не многосторонние переговоры с ЕС, а двусторонние переговоры с США и некоторыми европейскими странами. Пресс-секретарь президента России указал, что позиция ЕС предсказуема, поэтому он намерен вести переговоры только с США. Глава российского представительства в ЕС также заявил в интервью, что, поскольку ЕС не является военной организацией, он не может вести переговоры по вопросам безопасности с Россией, но может оказать определенную помощь в переговорах по безопасности между Россией и США. также готов вести переговоры с крупными державами, такими как Германия и Франция. Переговоры, но многое зависит от США.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам даже прямо заявил, что Россия умышленно не допустила ЕС к участию в переговорах по соглашению о гарантиях безопасности между Россией и США. «Некомпетентность». Бывший посол России в Великобритании и декан Колледжа иностранных дел также написал, что Россия лишь попросила НАТО предоставить «гарантии безопасности» и не потребовала его роспуска, что уже является более толерантным подходом.
21 декабря прошлого года Путин также ответил на обвинения Соединенных Штатов и Запада на расширенном заседании Министерства национальной обороны, указав, что “соглашение о безопасности”, предложенное Россией, не является “ультиматумом” для Соединенных Штатов и Запада, и Россия не хочет кровопролития. Конфликт, потому что отступления нет, мы должны предпринять жесткую контратаку на недружественное поведение Соединенных Штатов и Запада.
С международной точки зрения Путин обсуждал инициативу «гарантии безопасности» посредством видеовстреч или телефонных переговоров с лидерами многих крупных держав. 16 декабря 2021 года, после видеовстречи Путина и председателя Си Цзиньпина, официальное информационное агентство России ТАСС написало в сообщении, что, когда лидеры Китая и России встретились, Китай выразил поддержку российской инициативе «гарантии безопасности». 21 декабря Путин провел телефонный разговор с президентом Франции Макроном и канцлером Германии Шольцем соответственно, чтобы обсудить представленный Россией проект договора о безопасности между Россией и США и соглашение о мерах безопасности между Россией и государствами-членами НАТО. 2 января 2022 года Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора обсудили такие вопросы, как предложения по безопасности, выдвинутые Россией.
21 декабря 2021 года Путин посетил расширенное совещание Минобороны в Москве. Изображение через Reuters
· Достичь первоначальных целей
19 декабря прошлого года новый министр обороны Германии заявил, что в конце декабря НАТО обсудит российские предложения по гарантиям безопасности. Хотя большинство членов НАТО раскритиковали российское предложение, они не полностью отказались от диалога с Россией.
21 декабря после переговоров советника президента США по национальной безопасности Салливана и помощника президента России Ушакова министр иностранных дел России заявил, что США выразили готовность вести диалог с Россией по вопросам безопасности. В тот же день помощник госсекретаря США Дон Фрид также публично ответил, что Россия и США проведут переговоры в январе 2022 года, но США надеются на участие и ЕС, предположив, что Россия и США должны не только проводить двусторонние консультации, а также Россия-НАТО и ОБСЕ в рамках диалога. Впоследствии госсекретарь США Блинкен заявил, что США будут выборочно обсуждать вопросы безопасности с Россией, некоторые предложения неприемлемы, а некоторые могут обсуждаться.
27 декабря представитель Совета национальной безопасности заявил, что США и Россия проведут переговоры по вопросам безопасности 10 января 2022 года, а Россия и НАТО проведут переговоры 12 января, а Россия, США. Несколько более широкая региональная встреча, включающая европейские страны, запланирована на 13 января.
30 декабря был успешно проведен второй предложенный Путиным телефонный разговор между лидерами России и США, в котором продолжилось обсуждение ключевых вопросов, обсуждавшихся лидерами России и США на предыдущей видеовстрече, в основном с участием России и США, НАТО и ОБСЕ. Переговоры по вопросам безопасности начнутся в январе.
На данный момент, начиная с разработки и предложения путинской инициативы “гарантия безопасности” и заканчивая началом и осуществлением переговоров, Россия и Соединенные Штаты устроили “хорошее шоу”, отказавшись от старого и приветствуя новое.
Стратегия Путина, другой подход
После полного рассмотрения хронологии развития упомянутой выше российской инициативы по «обеспечению безопасности» автор полагает, что Россия преднамеренно обнародовала тексты двух соглашений, что фактически означает, что эти предложения не являются основным содержанием серьезных и целенаправленных переговоров с США. Если Россия и США смогут договориться, то это точно не официальный текст этих публичных проектов.
Более того, то, что в одностороннем порядке было предложено Россией, фактически является «высочайшим требованием» к США и Западу, под которым будет место для компромисса.
Таким образом, инициативу ”гарантия безопасности“ можно рассматривать как новую стратегию Путина по ”поиску следующего наилучшего“ для США и Запада. Основная цель состоит в том, чтобы дать возможность застопорившимся переговорам между Россией и США по стратегической стабильности продолжаться в различных формах, тем самым предотвращая явление ”разъединения" в повестке дня российско-американской безопасности в эпоху Трампа.
По сути, «гарантия безопасности» включает в себя более насущные крупные вопросы безопасности, такие как баланс военных сил между Россией и США в Европе, новый вариант Договора о ракетах средней и меньшей дальности и новый Договор о европейской безопасности.
В настоящее время стратегические переговоры США с Россией в основном касаются трех пунктов: новой системы доставки ядерного оружия, охватывающей все виды межконтинентальной дальности, охватывающей все ядерные боезаряды, в том числе нестратегического ядерного оружия (по оценке США, Россия имеет 1000-2000 единиц такого оружия); надеемся, что обе стороны продолжат ограничивать количество ядерных вооружений после подписания Нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений 2026 года.
По мнению авторитетных российских экспертов, в условиях нового соглашения на смену Новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений две страны могут сократить сумму до 10-15%, но достичь консенсуса будет крайне сложно, поскольку США предлагают включать вдогоор не только ядерное оружие, но и неядерное оружие.
Кроме того, также необходимо учитывать, что если Республиканская партия США победит на промежуточных выборах 2022 г. и президентских выборах 2024 г., это окажет неопределенное влияние на переговоры по стратегической стабильности между Россией и США, в том числе на то, будет ли способен Конгресс США одобрить новое соглашение или даже не ждать, пока объявят о выходе из соглашения, когда оно истечет в 2026 году.
В связи с этим российские официальные лица пока не очень заинтересованы в этих трех содержаниях, но российская сторона надеется, что Россия и Соединенные Штаты смогут достичь нового юридически обязывающего соглашения о стратегической стабильности, а также временного политического соглашения, “соглашения о безопасности”, которое не нуждается в одобрении парламентами двух стран. Цель российской стороны состоит в том, чтобы предотвратить появление моделей поведения, которые полностью игнорируют интересы и позиции российской стороны, если они захотят уйти, как Трамп.
Однако в настоящее время США склонны «политизировать» вопросы, связанные с размещением ракет малой и средней дальности в Европе после выхода из ДРСМД, и не реагируют на предложение России. США ведут взаимный обмен ракетами малой и средней дальности.
Поэтому в этих переговорах о «гарантиях безопасности» самой большой уступкой США может стать согласие возобновить выполнение «Минских соглашений» и вести диалог о европейской безопасности.
В феврале 2019 года администрация Трампа объявила о выходе США из ДРСМД , а затем Россия заявила, что перестанет выполнять свои договорные обязательства.
«Дух Женевы» и «Убийственное оружие» России и США
Иными словами, в настоящее время Россия не представляет реальной угрозы безопасности США, поэтому США не будут легко менять свою установленную политику. По словам российских экспертов, между Россией и США трудно достичь существенной договоренности, пока не возникнет серьезный кризис, подобный кубинскому ракетному кризису. Поэтому самое главное на данный момент — это поведение России. Если Россия действительно хочет изменить правила игры в сфере безопасности и заставить США признать свои особые интересы, она должна создать огромную угрозу американской безопасности. По сути, остается только «война».
Однако Байден ясно дал понять, что Соединенные Штаты не будут воевать с Россией за Украину. “Дух Женевы”, совместно отстаиваемый Россией и Соединенными Штатами (суть которого состоит в том, чтобы повторить философию Рейгана и Горбачева о том, что “в ядерной стратегии нет победителей”, отвергнуть “новую холодную войну” и взять на себя обязательство “сделать мир и все человечество более безопасными, стабильными и процветающими” и т. д.), и не позволяют двум странам “вступить в войну”. 3 января 2022 года “Совместное заявление о предотвращении ядерной войны и предотвращении гонки вооружений”, опубликованное пятью постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по инициативе российской стороны и инициативе российской стороны, также в очередной раз отразило консенсусное содержание "Духа Женевы" между Россией и Соединенными Штатами.
Все, что могут сделать Россия и Соединенные Штаты, - это оказать “крайнее давление” друг на друга, и у обеих сторон есть свое собственное “оружие-убийца”. По мнению Байдена, если Россия применит силу против Украины, она столкнется с “разрушительными” санкциями со стороны Соединенных Штатов и Запада, включая исключение России из системы международных платежей SWIFT и введение более жестких санкций в отношении российских банков и энергетических компаний. Если Россия "вторгнется" на Украину, Соединенные Штаты еще больше усилят свое военное присутствие в государствах-членах НАТО вокруг России, что приведет к состоянию конфронтации, аналогичному состоянию между НАТО и СССР во время холодной войны. Напротив, ситуация с безопасностью в России еще более неблагоприятна.
Для Путина его “убийственным оружием”, очевидно, является мощная военная мощь России. Если Соединенные Штаты откажутся от диалога, Россия также может превратить Украину в военную пограничную крепость и развернуть ударное оружие; пересмотреть доктрину ядерного удара, чтобы нанести ядерный удар заранее, если нападение представляет серьезную угрозу безопасности России; создать новые военные базы в Беларуси и других странах, чтобы помочь Беларуси в развертывании ядерного оружия для угрозы государствам -членам НАТО, и так далее.
Однако нынешние российско-американские отношения еще не дошли до момента полного выяснения отношений и выбрасывания «убийцы».
Для Путина Россия не может полностью изменить текущую ситуацию с безопасностью, и ее главным приоритетом должно быть поддержание военного баланса между Россией и Соединенными Штатами в Европе и предотвращение конфликтов или войн, которые могут возникнуть в результате чрезмерного дисбаланса сил. Для Байдена США больше беспокоит конфликт с Россией из-за Украины или санкции против России, которые сблизят Россию с Китаем. В то же время Байден не хочет вкладывать больше ресурсов в европейское направление (включая украинский вопрос), чтобы влиять на корректировку своей глобальной стратегии — отношения с Китаем.
С этой точки зрения, если у украинских политиков все еще есть нереалистичные иллюзии относительно Байдена, окончательный результат не исключает обратного. Если Байден действительно обеспокоен сближением Китая и России, то вместо этого он будет настаивать на том, чтобы Украина продолжала выполнять «Минские соглашения», которые не только сохранят стабильность в Европе, но и помогут ее глобальной стратегической корректировке. Поэтому неудивительно, что Байден «мило» согласился на многоуровневые переговоры с Путиным по вопросу «безопасности».
Миниатюрное "окно возможностей" для российско-американских отношений открылось, и пока неизвестно, как долго оно продлится.