Вывод на рынок самолёта МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 намечен на 2024 год. К этому моменту необходимо выполнить подготовку производства в масштабе, обеспечивающем потребности рынка. В ходе пресс-тура на "ОДК-Пермские моторы" ("ОДК-ПМ", входит в "Объединенную двигателестроительную корпорацию" Госкорпорации Ростех) корреспондент "АвиаПорта" познакомился с процессом окончательной сборки авиационных двигателей и двигателей для наземных установок и с ходом работ по организации центра компетенций "Длинные валы". Предприятие, являющееся головным производителем ПД-14, а в будущем и ПД-35, наращивает свои возможности по всем фронтам, реализуя многомиллиардную программу модернизации производства, омолаживая и обучая кадровый состав. Запланированные мероприятия должны позволить на протяжении ближайших пяти лет увеличивать объёмы производства на 20% ежегодно, а за пятилетку - удвоить масштаб бизнеса. Производство ПД-14 готово к серииКооперация по серийному изготовлению двигателей ПД-14 была сформирована до того, как двигатель получил сертификат типа. ПД-14 стал первым проектом такого масштаба, в реализации которого приняли участие ведущие компании, входящие в "Объединенную двигателестроительную корпорацию" (ОДК). Головным производителем назначено предприятие "ОДК-Пермские моторы". Как рассказывал "АвиаПорту" исполнительный директор "ОДК-ПМ" Сергей Харин, на его предприятии производится газогенератор, осуществляются финальная сборка и испытания двигателя. Узлы компрессора низкого давления, бустер, диск вентилятора и корпус вентилятора изготавливает "ОДК-Сатурн" в Рыбинске. Турбину низкого давления и лопатки вентилятора делает "ОДК-УМПО" в Уфе, коробку приводов и центральный привод - столичный производственный комплекс "Салют", реверсивное устройство - пермский ПЗ "Машиностроитель". Всего кооперация насчитывает порядка 120 отечественных поставщиков. Ранее ОДК не создавала двигатели в такой широкой кооперации.
Для осуществления сборки двигателя применён поточный метод. "Каждый узел собирается на определённых рабочих местах, потом все узлы состыковываются и превращаются в авиационный двигатель, который затем уходит на испытания", ранее рассказывали "АвиаПорту" в сборочном цехе "ОДК-ПМ". При сборке ПД-14 с первых же дней используются цифровые технологии: цех располагает программным обеспечением, которое позволяет в онлайн-режиме получать все сведения о двигателе, в том числе о текущих доработках и предстоящих испытаниях. Сборщик может загрузить 3D-модель мотора, может открыть отдельно каждую систему: газогенератор, камеру сгорания. На каждую смену сотрудник получает наряд, расписывается за каждый установленный болт, хомут или трубку.
Испытания двигателей - важный элемент производственного процесса. Для испытания ПД-14 были реконструированы собственно испытательный стенд и два зала подготовки двигателей. Общий объём инвестиций в проект составил около 1 млрд рублей. Стенд прошёл аттестацию Росавиации. Спецификой стенда является применение адаптерной сборки: наиболее трудоёмкие операции связаны с установкой двигателя на адаптер, и они осуществляются в зале подготовки двигателей, в то время как на самом стенде могут продолжаться испытания другого двигателя. Этот подход позволяет минимизировать непроизводительные простои дорогостоящей инфраструктуры.
Производство двигателей было сертифицировано российскими авиационными властями в конце 2020 года. Сертификация проходила в два этапа. Комиссия, в составе которой были представители Росавиации и Авиационного регистра РФ, проанализировала документы системы менеджмента качества на соответствие требованиям ФАП-21. На втором этапе эксперты посетили предприятие, чтобы на местах оценить технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных двигателей. Также в рамках сертификации производства ПД-14 состоялись квалификационные испытания одного из новых двигателей, в результате которых было подтверждено соответствие его технических характеристик конструкторской документации. Параллельно шли работы по сертификации ПД-14 в соответствии с правилами Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) Часть 21 "Сертификация воздушных судов, их компонентов и комплектующих изделий, организаций по разработке и производству". (...)
https://www.aviaport.ru/news/2…04975.html P.S. Очень интересный репортаж о реорганизации, переоборудовании и всеобъемлющей модернизации ОДК "Пермские моторы", которая будет производить всю линейку газотурбинный двигателей: ПС-90А-76, ПД-8, ПД-14, ПД-35, наземные насосные установки и т.д.