Фото REUTERS
Беспрецедентная по частоте запусков и разнообразию типов ракет серия испытаний, проведенных в КНДР в первые недели начавшегося года, встревожила политиков и озадачила многих экспертов. Дело в том, что небывало скромное место, отведенное северокорейским лидером Ким Чен Ыном вопросам внешней и оборонной политики на пленуме ЦК правящей ТПК, прошедшем в конце 2021 года, привело их к поспешному выводу о том, что в начавшемся году руководство КНДР сосредоточится на разруливании экономических проблем.
Поэтому новая серия запусков была расценена как чисто техническая, имевшая целью доводку имеющихся типов вооружений до требуемых характеристик. Ясность внесло состоявшееся 19 января заседание политбюро ЦК ТПК. Проанализировав действия США за три года, минувшие после саммитов КНДР–США, – продолжение военных учений, ввоз современных наступательных вооружений в Южную Корею, все новые санкции в отношении Пхеньяна, – там пришли к выводу, что «разбойническая сущность США, пытающихся свергнуть власть в КНДР, не изменилась», а их «враждебная политика» в отношении республики будет продолжаться.
Руководство КНДР призвало готовиться к «долговременной конфронтации» с США. Названы практические шаги в этом направлении: «немедленное укрепление и развитие более мощных физических средств подавления враждебных действий США», «всесторонний пересмотр мер доверия», принятых ранее КНДР, и «возобновление всех приостановленных действий». В этих формулировках на Западе увидели недвусмысленный намек на возобновление пусков ракет большой дальности (МБР) и даже ядерных испытаний.
Казалось бы, такая позиция Пхеньяна явно контрастирует с американскими заявлениями о готовности к диалогу с КНДР «без всяких предварительных условий, в любом месте и в любое время». Однако практические шаги администрации США говорят о том, что в основе ее подхода к КНДР остается трамповский курс «максимального давления», помноженный на обамовскую политику «стратегического терпения».
Вот только некоторые примеры реального, а не декларативного отношения США к поиску взаимоприемлемых договоренностей с КНДР.
Администрация Джозефа Байдена продлила еще на год запрет гражданам США на поездки в КНДР. Такая мера принята, несмотря на многочисленные обращения в Белый дом и Госдепартамент целого ряда неправительственных организаций как в США, так и в других странах, желающих оказывать гуманитарную помощь КНДР. Тем временем Минфин США продолжает искать по всему миру и замораживать северокорейские активы.
Но если до недавнего времени администрация Байдена только продлевала сроки антисеверокорейских санкций, введенных ее предшественниками, то с конца 2021 года она впервые объявила о собственных санкциях в отношении ряда юридических и физических лиц КНДР. Одновременно были введены так называемые вторичные санкции в отношении ряда компаний и организаций некоторых стран, якобы в той или иной форме сотрудничавших с Пхеньяном, в том числе из России. Новая волна односторонних санкций последовала в связи с ракетными пусками в начале нынешнего года.
Более того, заблокировав в Совете Безопасности ООН в конце 2021 года российско-китайскую резолюцию, предусматривавшую частичную отмену или ослабление санкций, в первую очередь тех, которые отрицательно сказываются на условиях и уровне жизни населения КНДР, американцы теперь пытаются продавить в СБ ООН решение, одобряющее их собственные односторонние меры.
Чтобы заручиться согласием на это имеющих право вето России и КНР, используются нечистоплотные приемы. Накануне выдвижения США этой инициативы две американские компании, занимающиеся отслеживанием хакерской активности, распространили сообщения, что недавняя атака хакеров на российский МИД и его сотрудников – «предположительно» дело рук северокорейцев. Поразительно, что ряд российских СМИ с готовностью подхватили эту «новость», опубликовав ее под заголовками, однозначно приписывающими атаку КНДР, от чего воздержались даже авторы этой утки. Трудно сказать, какова была реакция нашего МИДа. По сообщениям западных агентств, заблокировал американскую резолюцию Китай.
Анализируя нынешнюю ситуацию в американо-северокорейских отношениях, практически все эксперты сходятся во мнении, что какие-либо серьезные прорывы в дипломатическом урегулировании ядерной проблемы на Корейском полуострове маловероятны.
С одной стороны, Пхеньян рассматривает свои ядерные и ракетные программы как жизненно важное национальное достояние и не намерен от них отказываться. С другой – стратегия США, считают специалисты американского Центра Вильсона, состоит в том, чтобы «наблюдать и ждать, как тяжелая экономическая ситуация в КНДР еще более ухудшится». В Вашингтоне полагают, что в какой-то момент она станет настолько отчаянной, что заставит Ким Чен Ына изменить свою политику. А тем временем угроза, которую создают для США северокорейские МБР, все в большей степени будет купироваться непрерывно совершенствующейся американской ПРО.
США имеют все основания полагать, что время работает на них. Обложившись 11 резолюциями СБ ООН, за которые почему-то в свое время проголосовали Россия и Китай, теперь тщетно пытающиеся их «поправить», Вашингтон явно рассчитывает, что КНДР рано или поздно придется пойти на американские условия.
Однако такой подход может привести к возникновению на полуострове еще более острого кризиса, чем в 2017 году. Как явствует из сообщения об упомянутом выше заседании политбюро, руководство КНДР не намерено дожидаться реализации американского сценария. Еще в декабре 2019 года Ким Чен Ын объявил, что КНДР больше не считает себя связанной односторонним мораторием на ядерные испытания и пуски МБР. Нынешнее решение политбюро переводит это заявление в стадию практической реализации. Те, кто давно занимается этой страной, знают, что северокорейцы обычно выполняют то, о чем они объявили.
Ответ на вопрос о том, когда это может произойти, содержится в принятом на том заседании постановлении о праздновании исполняющегося 16 февраля 80-летия со дня рождения Ким Чен Ира и 15 апреля – 110-летнего юбилея Ким Ир Сена. Правда, наблюдатели полагают, что Пхеньян не станет портить отношения с Пекином, которому он пожелал успеха в проведении предстоящей зимней Олимпиады, впрочем, отказавшись послать на нее свою команду. Но нельзя исключить, что первый или второй юбилей может быть отпразднован как минимум «мирным» запуском спутника, что, кстати, и было сделано на 100-летие Ким Ир Сена в 2012 году.
В этих условиях стремление администрации Байдена фактически умыть руки, отодвинув нормализацию отношений с КНДР на задний план, чревато возникновением еще одного острейшего международного кризиса.
Ссылка