Цитата: Standart от 01.02.2022 04:26:59Честно, вот они, это руководство, ездит на служебных машинах, живёт в элитных домах и по спальным районам той же Москвы в Пятёрочки не ходит, что там внизу творится они узнают в лучшем случае из новостей.
ЦитатаРусские никакой роли в странах СНГ не играют, на политику влиять этих стран не могут, традиций клановости и создания крепких диаспор или общин у русских нет, партии им свои никто не даст создать, для чего тогда они там тогда нужны? Они не будут никаким инструментом влияния, опыт всех республик показывает, для чего тогда русских делать заложниками ошибок их родителей когда-то переехавших в эти республики? А столица России, как многие центральные города превращаются во всякие -бады. Скоро надо будет вводить киргизский и таджикский государственными языками. Я не разжигаю, но это объективная картина, в Москве в спальных районах больше выходцев из стран СНГ, чем русских. Меня лично напрягает, когда я в своем родном городе чувствую себя как в чужой стране и это Москва! Не понимаю зачем эта политика смены этнического состава коренных русских городов?
Неудивительно, что при таких позициях во власти у русских проблемы с получением гражданства РФ.
Население в 1989 году: Узбекистан - 20 млн, Казахстан - 16 млн, Таджикистан - 5 млн, Киргизия - 4 млн. население в 2020 году: Узбекистан - 34 млн (+14 млн), Казахстан - 19 млн (+3 млн при том, что несколько млн уехало), Таджикистан - 9,5 млн (+4,5 млн), Киргизия - 6,5 млн (+2,5 млн). Итого: +24 млн! Слава богу в Узбекистане и Казахстане, т. е. в самых населенных государствах, есть нефть, газ, уран, которые можно добывать и на этом строить экономику, несмотря на все проблемы, в т. ч.: дефицит воды, изолированность от крупных рынков. В Киргизии и Таджикистане со всем этим очень плохо. Итого мы имеем избыточное население в Средней Азии и Казахстане и потенциальный миграционный поток измеряемый сотнями тысяч в год. Ехать им, кроме как в Россию, некуда. Такая ситуация существует лет тридцать и будет существовать еще лет двадцать. Вариантов действий у российского руководства, которому вы пеняете, немного.
Можно попытаться удержать это население на месте. Для этого требуются инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, образование. После распада СССР Россия сама нуждалась в инвестициях и их источником для Казахстана и Средней Азии быть не могла. В последнее время с этим стало получше. Интеграция на основе ЕАЭС и в рамках китайского проекта "Один пояс - один путь", по идее, должна способствовать развитию экономики Казахстана и Средней Азии и, соответственно, удержанию населения. Но это все равно не решение проблемы, потому что: для такого и так быстро растущего населения инвестиций нужно очень много, точек приложения их там мало.
Можно было попытаться воспрепятствовать проникновению мигрантов в Россию. Но это, скорее всего, миграцию не остановило бы, но сделало бы ее нелегальной, создав соответствующие сопутствующие проблемы. Остановить миграцию было бы особенно сложно, поскольку в России демографическая ситуация, наоборот, создавал дефицит рабочей силы.
Поэтому еще в начале 2000-х был сделан выбор в пользу управляемой и регулируемой трудовой миграции. На мой взгляд, в принципе, решение оказалось удачным. Трудовые мигранты из Средней Азии получили возможность легально работать в России; Россия решила свои проблемы с дефицитом рабочей силы, страны Средней Азии - с избыточным населением. При этом миграция осталась трудовой, т. е. мигранты, по большей части, не оседают в России, а возвращаются на Родину. Это видно по статистике миграции в годы экономических кризисов (например, в 2009 г.) - наблюдается отток населения из России в страны Средней Азии.
Политика регулируемой трудовой миграции дополнялась политикой репатриации русского населения. В 1990-е годы получение российского гражданства было простым. Это позволило нескольким миллионам русских выехать из Казахстана, освободив там место казахам, которые, соответственно, не поехали в Россию.
===================
Хотелось бы еще придать историческую перспективу дискуссии о эмиграции русских из Казахстана и смене его национального состава. Увеличение доли казахов в населении Казахстана в последние 30 лет часто подается как следствие якобы оголтелой националистической политики Казахстана, сравнимой чуть ли не с политикой прибалтийских государств. Это не правильно или не совсем правильно.
Во-первых, надо вспомнить, что национальный состав населения Казахстана в советское время сложился не вполне естественным путем. Например, в 1989 г. в Казахстане из 16,5 млн человек 1,0 млн - немцы. А еще там было 100 тыс. корейцев, 60 тыс. поляков, 50 тыс. турок, 50 тыс. чеченцев и 20 тыс. ингушей. В Казахстан они или их родители попали не по своей воле и многие были готовы его покинуть при первой же возможности. Немцам такая возможность предоставилась и они почти все уехали.
Во-вторых, многие, находившиеся на территории Казахстана, находились там временно, по работе, например. С распадом СССР причины, по которым они находились в чужой республике исчезли и они устремились на родину. Обмен населения между республиками бывшего СССР в первые годы после его распада был очень интенсивным и измерялся миллионами человек. Причем потоки могли быть встречными. Об этом свидетельствуют материалы Всероссийской переписи населения 2002 года. Там были специальные вопросы на этот счет. Из Казахстана домой возвращались не только русские, но украинцы (0,9 млн в 1989 г., кстати, украинцы вообще с энтузиазмом ехали на Украину), белорусы (180 тыс.), татары (330 тыс.), башкиры (40 тыс.).
В-третьих, русское население Казахстана образовалось в результате нескольких волн миграций (колонизации). Значительная волна была в 1950-60-е годы, связанная с индустриализацией Казахстана. Эти люди сильно пострадали в результате экономического спада 1992-99 гг. В местное общество они были укоренены были слабо (слабее, чем потомки переселенце, прибывших в конце XIX - начале XX века), привычная им среда распалась, уезжать им пришлось, хотя в России им тоже возвращаться было особенно некуда.
Таким образом, я полагаю, что неприязнь казахов к русским и националистическая политика властей были не главными факторами, так сильно изменившими облик Казахстана в последние 30 лет.
В последние годы начал действовать совершенно новый фактор, способствующий отъезду русских из Казахстана. Россия оправилась после потрясений и превращается место, где хорошо жить. Русские это почувствовали и потянулись. Теперь они едут не потому что им плохо в Кахахстане, а потому что им лучше в России. Мне кажется,
W1W написал
Сегодня в 01:20 об этом.
Вот с такой исторической перспективы мне видится следующее. В XX веке Казахстан пережил несколько волн миграции, которые накатывали и отступали. Это история, можно сказать, завершилась лет десять назад. Это видно по сокращению миграционного обмена. Сформировался новый облик Казахстана. Русских - не много, около 20%. Но это русские, которые хорошо укоренились. Они не побегут при первом шухере. Мне кажется, наш камрад
Кот Мудраго - очень колоритный представитель этих русских
.
Миграционные процессы сейчас будут определяться больше экономическими факторами и факторами политической стабильности. Если что, нам придется принимать не только русских, но и казахов. Соответственно, политику в отношении Казахстана нужно строить следующим образом: обеспечить защиту от внешней агрессии; способствовать политической стабильности и мирному завершению трансферта власти; содействовать положительной экономической динамике, в том числе путем инвестиций. Наиболее сложным, на мой взгляд, является третий пункт, поскольку: а) желательно обойтись минимум инвестиций (самим нужно), б) нужно выбирать те отрасли и объекты, которые способствовали бы интеграции Казахстана на платформе ЕАЭС, в) нужно учитывать, что у Китая здесь есть свои интересы, их придется уважать, а они не вполне совпадают с нашими. В отношении населения Казахстана, мне кажется, нам не нужны раздельные политики, направленные на русских и казахов. Нужна единая политика, способствующая тому, чтобы русские и казахи жили вместе, причем и в Казахстане, и в России. Т. е. к Казахстану нужно относиться скорее как к большому Татарстану и Башкирии, чем к чужому государству.