Западный мир расходится во мнении, как вести себя с Россией, утверждает автор The Guardian. С одной стороны – Германия и Франция, с другой – США и Великобритания. Несмотря на все попытки свести разногласия к минимуму, полностью избежать их не выйдет, считает автор, ведь за сегодняшней ситуацией стоят десятилетия истории.
Патрик Уинтур
Устоит ли союз западных стран, направленный против России и обусловленный наращиванием войск на украинской границе? Над этим вопросом всё чаще задумываются политики и дипломаты. Причина лежит в опасениях, что Германия и, в меньшей степени, Франция угрожают разойтись с США и Великобританией не только в представлениях о том, как реагировать на любую будущую российскую агрессию в адрес Украины, но и в оценке неминуемости угрозы.
Чтобы свести к минимуму разногласия среди членов НАТО, предпринимаются все возможные меры, среди них – регулярные телефонные разговоры, вроде того, что провел в понедельник Джо Байден. Но возможно, совсем избежать их не удастся, поскольку они отражают не только разницу в краткосрочной оценке разведданных, но и глубокие расхождения во взглядах между Германией и Францией с одной стороны и английским миром – с другой на то, как сдерживать Россию. И этим расхождениям уже не один десяток лет.
Франция, рассматривая ту же информацию ЦРУ, не видит неминуемого вторжения или стягивания войск, оснащенных для нападения в ближайшие три недели. Именно такой оценкой поделились лучшие украинские эксперты в сфере обороны.
Что касается Великобритании, министр иностранных дел Лиз Трасс открыто критиковала Германию за её энергетическую зависимость от России. Не оставила она без внимания и недавний отказ Берлина позволить Эстонии передать Украине вооружение немецкого производства. Мысль о том, что Германия предоставит оружие для использования против России впервые со времен Второй мировой войны, подобна проклятию. Выступая во вторник в Берлине, канцлер Германии Олаф Шольц поддержал это решение, заявив, что оно основано "на событиях последних лет и десятилетий".
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) в публикации на Фейсбуке написал, что он по-прежнему обеспокоен отказом, который получила Эстония.
Ситуация с Германией вызывает всё большее раздражение у республиканцев в Соединённых Штатах, что вылилось в статью с заголовком "Германия – надежный союзник США? Нет" в Wall Street Journal.
Источник:
inosmi.ruThe Wall Street Journal (США): Германия – надежный союзник США? Нет
Перед лицом главных "угроз безопасности" для Америки и всего мира – России и Китая – Германия отдает предпочтение дешевому газу и экспорту автомобилей, пишет автор The Wall Street Journal. При этом Байден считает Берлин надежным союзником США. На чем держится его уверенность, не понятно, ведь все действия немцев говорят об обратном, считает автор.
На фоне потенциального вторжения Владимира Путина на Украину, большинство западных стран действуют так, чтобы поддержать Киев и ободрить уязвимых членов Организации Североатлантического договора. Однако Германия избрала другой подход, поставив российские интересы выше западных.
Берлин демонстрирует серьезную проблему. Столкнувшись с двумя самими важными угрозами безопасности для Америки и всего демократического международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны, – Россией и Китаем – Германия перестала быть надежным союзником. Для Германии дешевый газ, экспорт автомобилей в Китай и поддержание спокойствия Путина, похоже, важнее, чем демократическая солидарность союзников. Судьба Украины возложит на Германию тяжелое бремя ответственности.
Берлин отказывается поддерживать Украину оружием и активно пытается помешать в этом Эстонии. В последние дни Великобритания доставила по воздуху на Украину противотанковое вооружение и провела разведывательные полеты. Однако, в то время как разведывательные самолеты пересекали немецкое воздушное пространство (кратчайший путь из Британии на Украину), самолеты с вооружением Германию облетали. Министерство обороны Великобритании замяло эту ситуацию, заявив, что не запрашивало разрешение на пересечение немецкого воздушного пространства. Но в этом всё и дело: Британия не стала направлять запрос, поскольку это вынудило бы Германию или согласиться, или ответить отказом. В Великобритании посчитали, что такое решение будет сложным для нового правительства канцлера Олафа Шольца.
Ещё один пример – это отношение Берлина к "Северному потоку – 2", по которому газ будет поступать из России в Европу. Немецкие регуляторы заявляют, что газопровод не начнет работу, пока он не будет отвечать корпоративным стандартам. Этот ответ вызвал раздражение у Владимира Путина, который хочет, чтобы трубопровод заработал как можно быстрее. В ответ "Газпром", марионеточная компания российского президента, приостановила поступление газа по существующему газопроводу "Ямал – Европа" более чем на четыре недели. Кроме того, Россия прекратила поставки энергетического угля на Украину более чем на три месяца. Послание Путина вполне понятно: Киеву стоит отступить, а Берлину – одобрить "Северный поток – 2".
Энергетический шантаж подчеркивает, почему республиканцы и (до этого месяца) демократы, поддерживали санкции против "Северного потока – 2". Они знают, что Путин будет использовать газопровод, чтобы получать политическую преданность в обмен на ресурсы для обогрева домов во время холодной европейской зимы. Они боялись, что он станет использовать "Северный поток – 2", чтобы поставить под угрозу газ (и миллиарды долларов в транзитных платежах) который сейчас поступает через Украину. Однако благодаря давлению Германии на администрацию Байдена и демократов в Сенате, "Северный поток – 2" и Путин получили средство спасения. На прошлой неделе большинство демократов отклонило законопроект сенатора Теда Круза (Ted Cruz) о введении санкций против газопровода, не позволив ему набрать 60 голосов, необходимых для одобрения. Германия одержала крупную победу за счет США. Учитывая принцип взаимности в альянсе, не совсем понятно, что президент Байден получил взамен.
По словам демократов, санкции в адрес "Северного потока – 2" не нужны, потому что Германия не станет его использовать, если Россия вторгнется на Украину. Но Германия с этим не согласна. На вопрос о приостановке "Северного потока – 2", министр обороны в правительстве Шольца ответил: "Мы не втягиваем его ["Северный поток – 2"] в этот конфликт". Главный секретарь правящей Социал-демократической партии признал: "Всё во мне сопротивляется созданию конфликтов только для того, чтобы похоронить спорный проект". Министр иностранных дел Анналена Бербок (Annalena Baerbock) может выступать против газопровода, но она – один голос в глуши кабинета министров. А Шольц призвал к "новому началу" в отношениях с Путиным.
Германия также не выполняет цель НАТО по финансированию обороны, которая заключается в выделении 2% от ВВП, и тратит только 1,5%. А кроме того, допускает проведение на своей земле российских исследований химического оружия. Подобные исследования поддерживают такие кампании по убийству как те, в которых пострадали российский лидер оппозиции Алексей Навальный и бывший британский агент. Шольц также согласился получить статус наблюдателя в Договоре о запрещении ядерного оружия и лишь смутно поддерживать ядерное сдерживание НАТО. Путин давно добивался этих уступок.
Далее – отношение Германии к Китаю. Администрация Байдена, незадолго до своего вступления в должность, потребовала, чтобы Ангела Меркель, занимавшая тогда должность канцлера, отложила торговое соглашение Евросоюза и Китая. В ответ она ускорила переговоры, чтобы достичь согласия до начала президентского срока Байдена. Этот шаг был грубым, но удивления не вызвал. Симпатия Китайской коммунистической партии к Меркель была настолько сильной, что в честь её ухода пропагандисты партии создали цифровой гобелен в знак уважения. Шольц, похоже, настроен завоевать такое же уважение.
Недавно Шольца спросили, поддержит ли он дипломатический бойкот Зимних олимпийских игр, которые должны пройти в феврале в Пекине. В ответ он пустился в рассуждения: "Мы считаем важным делать всё, что в наших силах, чтобы на международном уровне мир работал согласованно, и любые предпринимаемые действия нужно тщательно взвешивать".
Более простым ответом было бы "нет".
Шольц, похоже, настроен любой ценой сохранить немецкий экспорт в Китай, размер которого достигает 150 миллиардов долларов в год. Это стало ясно на фоне ситуации с Литвой, которая страдает из-за торговой войны с Китаем, вызванной открытием на Тайване представительства прибалтийской страны. Немецкий бизнес, вместо того чтобы поддержать своего демократического соседа, предупреждает Литву: уступи требованиям Китая, или немецкие инвестиции приостановятся. Ведомство федерального канцлера – вот причина отсутствия демократической солидарности. Там ведутся разговоры о экспорте Volkswagen и геноциде уйгуров, разрушении демократии в Гонконге и военном империализме.
Даже когда Германия притворяется, что заботится о демократическом международном порядке, отсутствие искреннего интереса достаточно быстро становится очевидным. Германия недавно разместила боевой корабль в Южно-Китайском море, которое Китай считает своим личным плавательным бассейном. Берлин умолял Пекин разрешить кораблю войти в шанхайский порт, но Китай запрос отверг. Сравните действия Германии в Южно-Китайском море с действиями Франции: Париж направил туда подводные лодки, способные нести ядерное оружие, чтобы вместе с ВМС США отрабатывать сражение с передовым противником.
Байден предполагает, что Германия – один из важнейших союзников Америки. Учитывая, какую политику Берлин ведет в отношении двух главных противников страны, с трудом можно понять, на чем держатся представления Байдена.
Источник:
inosmi.ru https://zakonvremeni…ssiyu.html