Понемножку обо всем
233,638 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
08 фев 2022 12:34:38

Кризис кабинета Министров Литвы: урок правительства Шимоните для безопасности Запада – анализ часть 1

новая дискуссия Статья  148

Кризис кабинета Министров Литвы: урок правительства Шимоните для безопасности Запада – анализ
Сэмюэл Крамер*
 8 февраля 2022 года  


Флаг Литвы. Фото Теда, Викисклад.
 

 (FPRI) — Во времена отката демократии и продолжающегося популистского подъема Европейский Союз и Соединенные Штаты все чаще выступают за координацию между членами самозваного “международного порядка, основанного на правилах”. Это единство сталкивается с серьезными институциональными проблемами, особенно заметными на окраине Европы в Литве. Занимая решительную дипломатическую позицию в региональных кризисах, Литва столкнулась с негативной реакцией за критику Беларуси, что потребовало введения санкций в качестве контрмеры. Ответ Литвы на санкции поначалу с трудом давался из-за недопонимания и различий в приоритетах внутри правительства. Опыт Вильнюса дает полезный урок демократическому миру о важности общего голоса и пути действий.

Ворчание Беларуси

Противостояние между Литвой и Беларусью началось в августе 2020 года, когда граждане Беларуси начали протестовать против переизбрания авторитарного лидера Александра Лукашенко на выборах, которые были широко признаны мошенническими. Эти протесты были вызваны общим недовольством нынешним состоянием страны. Столкнувшись с репрессиями, многие лидеры протеста, в том числе кандидат в президенты от оппозиции Светлана Цихановская, бежали в Литву. Это привело к дипломатическому кризису между двумя странами, поскольку действующий президент Лукашенко счел, что ЕС проигнорировал свои предыдущие экономические и сотрудничество в области безопасности с Беларусью и что Литва была движущей силой в осуществлении этих изменений.

В сентябре 2021 года мигранты (в основном из Сирии, Ирака и Афганистана) проезжали через Беларусь по пути на Запад, привлеченные внезапным увеличением числа рейсов в Минск. ЕС расценил возникший в результате кризис на границах Литвы, Латвии и Польши как акт “гибридной войны” режима Лукашенко. Литовское правительство создало перерабатывающий лагерь и обратилось за помощью к ЕС, сославшись на продолжающуюся экономическую боль от пандемии и возможные последствия новой волны беженцев для всего ЕС. Он также призвал к усилению санкций ЕС и США, уже введенных в отношении Беларуси, учитывая, что облегченный транзит мигрантов Минском рассматривался как возмездие за поддержку Вильнюсом белорусской оппозиции.

Калийные связи, которые связывают

Продолжение экономических связей между Литвой и Беларусью осложнило запланированные государством-членом ЕС санкции в координации с США. "Беларуськалий", крупная белорусская государственная компания, использовала литовские порты для доставки калийных удобрений иностранным потребителям. Эти отношения выгодны для Литвы: поставки удобрений "Беларуськалия" составляют примерно четверть грузопотока государственной железнодорожной компании и составляют около 80 процентов всех железнодорожных перевозок в Литве. Около 95 процентов удобрений "Беларуськалия" проходит транзитом через Литву, что делает согласие Вильнюса на транспортировку ключом к экономической стабильности белорусского правительства. Литва изначально решила обойти белорусский калий в своем плане санкций. Удобрения отсутствовали в списке запрещенных белорусских товаров, и генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас (куда отгружаются удобрения) отметил, что поток удобрений "Беларуськалия" вырос на 4 процента, несмотря на общее сокращение перевозок порта на 11 процентов из-за санкций против Беларуси. Летом 2021 года, когда кризис продолжался, канцелярия президента Литвы работала над тем, чтобы освободить белорусский калий от санкций, заявив: “Мы не пытаемся блокировать все секторальные санкции; мы просто хотим, чтобы удобрения были выведены, АЭС (Островецкая АЭС)”. По мнению этих до сих пор анонимных консультантов, поставки калия были важны для экономического благополучия Литвы.

Однако 9 августа 2021 года Управление по контролю за иностранными активами Соединенных Штатов объявило, что любые деловые отношения с "Беларуськалием" и его филиалами должны быть прекращены к 9 декабря. 12 августа министр транспорта Литвы Мариус Скуодис объявил, что правительство полностью прекратит перевозки в декабре. Это означало, что отношения Клайпедского порта с "Беларуськалием" должны были быть пересмотрены, чтобы литовские компании могли продолжать торговать в Соединенных Штатах и использовать размещенные в США финансовые платформы. Генеральный директор Клайпедского порта Латакас также в ноябре 2021 года объявил, что "Беларуськалий" не фигурировал в плане порта на 2022 год.

Момент принятия решения

Когда 8 декабря санкции США вступили в силу, стало ясно, что поставки из Беларуси не прекращаются, независимо от намерений правительства Литвы. Литовские государственные железные дороги продолжали торговать с "Беларуськалием", несмотря на надвигающиеся ограничения. Критически важно, что "Беларуськалий" номинально соблюдал литовское законодательство и до сих пор не был включен ни в один реестр санкций. Министр транспорта Скуодис отметил: “Это факт, что компания должна вести себя в соответствии с законом, и у меня пока нет никаких фактов, чтобы сказать, что компания нарушила закон или что-то в этом роде. Но мы обсудим проблемы и совокупность обстоятельств”.

Сохраняющиеся контрактные обязательства между государственной железнодорожной компанией и "Беларуськалием" еще больше усложнили ситуацию. Игорь Удовицкий, 70-процентный владелец стивидорной фирмы БKT, которая занимается экспортом калия, заявил: “Нет и не может быть никаких санкций США в отношении транзита белорусского калия через Литву, поскольку транзит, как процедура, не может подпадать под санкции”. Оставшиеся 30 процентов БКТ принадлежат "Беларуськалию". Глава литовских государственных железных дорог Мантас Бартушка заявил, что проинформировал министерства иностранных дел и транспорта о ноябрьском авансовом платеже его компании от "Беларуськалия", но министр иностранных дел Габриелиус Ландсбергис опроверг получение какой-либо информации относительно сделки. Бартушка утверждал, что государственные железные дороги пытались вернуть сумму, но не смогли из-за недавно введенных санкций, что означало, что банки не могли провести сделку и продолжать вести бизнес с Соединенными Штатами.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!