Понемножку обо всем
233,634 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
08 фев 2022 12:34:50

Кризис кабинета Министров Литвы: урок правительства Шимоните для безопасности Запада – анализ часть 2

новая дискуссия Статья  168

Необычная попытка отставки

Из-за несоответствия между заявленными намерениями и действиями правительства министр транспорта Скуодис и министр иностранных дел Ландсбергис Ландсбергис предложили уйти в отставку. Затем вмешалась премьер-министр Ингрида Шимоните, отметив, что, хотя первоначальный договор Литовских государственных железных дорог, подписанный с «Беларуськалием», был «понятным», вопрос о последующих поправках к договору «вызывает вопрос, почему договор не оказался на столе Комиссии национальной безопасности, где она должна была быть, по предварительным оценкам».

14 декабря Шимоните приняла решение сохранить Ландбергиса и Скуодиса на своих постах. Незадолго до заявления премьер-министра глава литовских государственных железных дорог Бартушка подал в отставку. Подтвердив свою позицию, Ландсбергис объявил о синхронизации санкций между ЕС и США, чтобы предотвратить подобные провалы в будущем. Это, по-видимому, решило насущную проблему соблюдения решений союзников о санкциях, и Литва официально объявила о расторжении калийного контракта в январе 2022 года.

Более широкий подход

Литовская дилемма - это микрокосм западного вызова в формулировании общей политики санкций. Введение санкций в Литве было затруднено из-за того, что министерства не согласовали и не сократили существующие контракты до решающего разрыва с Минском. Государственная железнодорожная корпорация, главное управление портов Литвы и национальное правительство - все они действовали по разным целям и не пришли к консенсусу в преддверии окончательного решения премьер-министра Шимоните о политике Беларуси.

Тактически несогласованные усилия НАТО оставляют открытыми многие уязвимые места, которые в совокупности серьезно ограничивают ее способность реагировать на новые кризисы. Экономические и политические разногласия между Соединенными Штатами и их партнерами означают, что такие проекты, как трубопровод "Северный поток-2", избегают объединенной оппозиции. В этом контексте Германия (и некоторые члены ЕС) поддерживают трубопровод из-за его экономических и энергетических преимуществ, в то время как Вашингтон опасается, что энергия российского происхождения будет способствовать усилению давления России на Европу, чтобы уменьшить поддержку Соединенных Штатов. Москва обошла Западный альянс, поощряя силы в Европе, благоприятные для "Северного потока-2". Она также воспользовался отказом президента США Джо Байдена от санкций США в отношении трубопровода в начале 2021 года. В то время как Германия в конечном итоге приостановила одобрение "Северного потока-2", а политика Соединенных Штатов сместила акцент на обеспечение того, чтобы украинская экономика пережила потенциальное перенаправление потоков природного газа на "Северный поток-2", открытые разногласия, приведшие к завершению "Северного потока-2", показали, что предварительный консенсус остается важным для тихоокеанских трансатлантических отношений.

Те же внутренние разногласия проявляются и в усилиях блока НАТО по предотвращению открытых военных действий против Украины. На стратегическом уровне, по-видимому, существует фундаментальная разница в перспективах между такими странами, как СШАВеликобритания и Польша, которые выступают за увеличение поставок в Украину; и другими континентальными членами, такими как Франция и Германия, которые предпочитают дистанцироваться от блока якобы из-за конфликта между двумя нечленами, ссылаясь на европейскую стратегическую автономию. Разница в стратегии проявляется в запутанных линиях поставок и неоднозначные сообщения от военных лидеров, особенно когда глава военно-морского флота Германии заявил, что президент России Владимир Путин заслуживает “уважения”. В результате поставки, направленные в Украину, должны продолжаться дольше из-за отказа Германии в транзите, в то время как требования Франции о предоставлении вооруженных сил в масштабах всего Европейского союза создают дополнительную путаницу в отношении военных обязательств государств-членов.

Планирование НАТО, разработанное с расчетом на то, что все государства-члены будут следовать одной и той же политике в чрезвычайной ситуации, теперь сталкивается с новыми проблемами, учитывая различия, изложенные выше. В Стратегической концепции 2010 года, в которой изложены принципы Североатлантического союза, говорится, что “члены НАТО всегда будут помогать друг другу в борьбе с нападениями в соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора”. Если прибалтийские государства или Польша столкнутся с последствиями, как франко-германский нейтрализм повлияет на их договорные обязательства? Безостановочное  давление было постоянным в российской военной политике по отношению к Западу, расширяя переговоры и применяя гибридную войну, включая изолированные столкновения и скоординированные кибератаки, чтобы вывести своих западных конкурентов из равновесия и показать их неготовыми. Быстрое и эффективное реагирование НАТО становится все труднее осуществлять в отсутствие четкой коммуникации и единства целей внутри альянса. Западным правительствам и учреждениям необходимо использовать опыт Вильнюса и создать эффективные механизмы координации.

Серебряные накладки

Эти декабрьские беспорядки в Литве являются поучительным моментом для Запада в его дипломатических усилиях. Отсутствие синхронизации между национальным законодательством, законодательством ЕС и законодательством США значительно затруднило разработку согласованной политики на Западе. Внутри страны отсутствие координации между различными министерствами и государственными предприятиями Литвы, в частности портом и государственными железными дорогами, выявило настоятельную необходимость реформирования системы управления кризисными ситуациями в стране. Президент Гитанас Науседа признал, что страна находится в “самой опасной ситуации за последние 30 лет”, поскольку напряженность в отношениях с Беларусью (и Китаем) растет. Чтобы справиться с этими проблемами, государственные органы должны эффективно функционировать для устранения внезапных угроз суверенитету и безопасности Литвы.

В эпоху гибридных угроз может быть задействован любой аспект общественной жизни страны, и поэтому она должна быть гибкой в быстром и эффективном решении проблем. Несмотря на эти неудачи, то, как правительство Шимоните справилось с кризисом, показывает, что демократические основы литовского правительства остаются прочными. Министры предложили уйти в отставку и взять на себя ответственность, а не отрицать какие-либо проступки. Усилия оппозиции по созданию парламентского комитета, изучающего произошедшее, подтвердили полномочия законодательного надзора. Аналогичным образом, пресса сыграла конструктивную роль в освещении общественности того, что произошло летом 2021 года, и пропагандируя необходимость быстрых действий. Фонд правительства Литвы для поддержки бизнеса, пострадавшего от санкций в отношении Беларуси, продолжает функционировать, обеспечивая поддержку бизнеса и устраняя неопределенности, которые могут вызвать общественное недовольство и создать возможности для иностранной пропаганды, чтобы повлиять на общественное настроение против действующего правительства. Инцидент с "Беларуськалием" выявил серьезные уязвимости в подходе Вильнюса к региональной безопасности, но предполагает, что существует прочная основа для дальнейших улучшений.

 
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!