Беспорядки будут продолжаться до тех пор, пока не возникнет измененный Глобальный ПорядокАластер Крук7 февраля 2022 года © Фото: Общественное достояниеУкраина неожиданно превратилась с точки зрения Вашингтона из "полезного отвлекающего фактора" в дилемму Байдена.
“Что мы будем делать, если Запад не прислушается к голосу разума?”, - отметил Сергей Лавров. “Ну, президент России уже сказал " что " [он будет делать]". “Если наши попытки договориться о взаимоприемлемых принципах обеспечения безопасности в Европе не приведут к желаемому результату, мы примем ответные меры. На прямой вопрос, в чем могут заключаться эти меры, он [Путин] ответил: ”они могут быть любых форм и размеров". Россия ранее объявила, что в отсутствие удовлетворительного ответа Запада Россия откажется от языка дипломатии – и прибегнет к неуказанным “военно-техническим” мерам – постепенно усиливая боль НАТО и США.
Маловероятно, что Москва когда-либо питала какие-либо грандиозные иллюзии по поводу своего ультиматума "без ультиматума". Эти документы никогда не предназначались для того, чтобы "заманить" Запад в вечные переговоры. Дело в том, что Москва уже решила кардинально порвать с Западом. То, что происходит сегодня, является проявлением этого более раннего решения.
Суть жалоб России на подрыв ее безопасности имеет мало общего с Украиной как таковой, но коренится в одержимости вашингтонских ястребов Россией и их желании сократить Путина (и Россию) до размеров – цель, которая была отличительной чертой политики США со времен Ельцина. Клика Виктории Нуланд никогда не смогла бы смириться с тем, что Россия становится значительной державой в Европе – возможно, затмив контроль США над Европой.
Если они не предназначались в качестве основы для переговоров, то о чем тогда были проекты договоров России? Похоже, они были о том, как Россия и Китай слезли с забора. Это гораздо важнее, чем многие оценивают. Это знаменует начало периода растущей напряженности (и, возможно, столкновений), пока не возникнет измененный Глобальный порядок.
‘Не ультиматумы’ в первую очередь предназначались для того, чтобы привлечь внимание и четко заявить в публичной сфере об отказе Америки признать обоснованность утверждения Москвы о том, что ее собственные интересы безопасности имеют не меньшее значение, чем интересы Украины и Грузии; что интересы безопасности одного государства не могут быть усилены за счет другого (т. е. неделимость безопасности).
Разъяснение этого всем является необходимым условием для совместного российско-китайского перехода к скоординированным "военно-техническим мерам". Похоже, что вскоре после того, как Путин вернется после своих консультаций с Президентом Си в Китае, мы, возможно, начнем понимать, в чем могут заключаться эти военно-технические меры. По расчетам России, в преддверии промежуточных выборов 22 ноября американская сторона будет все более нервной и внутренне уязвимой. У команды Байдена нет убедительного ответа на вопрос, заданный избирателями: "Итак, что же вы, ребята, сделали правильно в прошлом году?” И поэтому Байдену крайне необходимо отвлечься от своей неспособности дать адекватный ответ.
Украина неожиданно превратилась с точки зрения Вашингтона из "полезного отвлекающего фактора" в дилемму Байдена. Первоначально считалось, что крупная кампания информационной войны беспрецедентного масштаба создаст повод для Европы и Америки ввести "Санкции из ада", которые положат конец предполагаемым амбициям Путина в Европе и за ее пределами.
Эта апокалиптическая уловка с санкциями уходила корнями в эпоху 2014 года, когда тогдашние санкции в отношении Крыма (ошибочно) считались настолько катастрофическими для России, что будущее Путина будет балансировать на волоске, что приведет к тому, что его могут свергнуть прозападные олигархи. (Таков был ошибочный анализ, данный Ангеле Меркель ее собственными спецслужбами).
Это было так неправильно: в 2014 году Россия пережила лишь умеренную рецессию (-2,2%), и в этом случае ее экономика оказалась удивительно устойчивой к санкциям, отчасти в результате того, что рубль "плавал". Этот старый мем о том, что санкции являются "нейтронной бомбой" для Путина, был вымыт, прополоскан и повторен этими (все теми же старыми) российскими ястребами, хотя российская экономика сегодня гораздо более устойчива к санкциям, чем в 2014 году. Таким образом, история с "Санкциями из ада" никогда не оправдывалась; она не заслуживает доверия. Возможно, безумие "неминуемого вторжения", по мнению ястребов, которые, казалось, ухватились за вашингтонский "военный нарратив", было достаточным, чтобы подтолкнуть Путина к военным действиям – спровоцировать эти "Мать всех санкций" или, по крайней мере, унизительное сокращение российских войск, прилегающих к границе с Украиной:
Любой исход легко был бы представлен как "жесткий Байден", успешно противостоящий Путину и унижающий его. Ранее американские аналитические центры радужно прогнозировали, что будь проклят Путин, если он это сделает, и будь он проклят, если не предпримет действия в отношении Украины. Они ошибались. По сути, Россия не хочет и не нуждается в Украине; нет никакого плана ее оккупации.
Во-первых, это был президент Зеленский, который неожиданно не стал сотрудничать с планом США. Вместо того чтобы поддержать угрозу неминуемого российского вторжения, он заявил, что опасения вторжения были преувеличены и что нервозность вредна для бизнеса и экономики. Еще во время революции Майдана 2014 года Китай продвигал инвестиции в Украину. То же самое сегодня: по сообщениям, Украина находится на грани дефолта по долгу и обратилась за помощью к Китаю.
Это привело Вашингтон в ярость: Джулия Иоффе написала в твиттере, что “Белый дом и его союзники-демократы почти поладили с президентом Зеленским. По словам трех источников в администрации и на Холме, украинский президент по очереди “раздражает, приводит в бешенство и совершенно контрпродуктивен”. Что интересно, так это то, что главный стон этих американских комментаторов состоял в том, что Зеленский недостаточно был настроен на внутренние течения и повествования США. Ходили слухи о возможном государственном перевороте под руководством США, чтобы заменить Зеленского более сговорчивым лидером. Мем о вторжении, тем не менее, снова стирается, ополаскивается и повторяется: он продолжает жить с новым утверждением: на этот раз Россия активно участвует в проведении операции "ложный флаг", которая затем оправдала бы российское вторжение. Это казалось настолько невероятным, что даже обычно покладистые корреспонденты Белого дома выразили полное недоверие. И проблемы Вашингтона просто продолжали накапливаться: организованное США заседание Совета Безопасности стало дебютом для Блинкена: "санкции из ада" превратились в столкновение пустых тарелок, и появились опасения, что санкции, скорее всего, повредили бы Европе больше, чем России; что они могли даже спровоцировать глобальный финансовый кризис. Отчеты предполагают, что последним гвоздем стала Федеральная резервная система, утверждающая, что исключить Россию из SWIFT было совершенно плохой идеей.
А затем произошло второе неожиданное для Блинкена извержение: Европа (и НАТО), далекая от того, чтобы быть решительным единым фронтом, противостоящим России, четко выявила свои глубокие разногласия.
Подтверждение Лавровым того, что реакция Запада на Москву не дала оснований для диалога с США или НАТО, имеет значение, которое, похоже, не было понято. Кризис не связан с Украиной; как отметил ведущий российский журналист Дмитрий Киселев: “Масштабы гораздо больше”. В долгосрочной перспективе это может определить будущее Европы, а также Ближнего Востока.
Похоже, что – еще до того, как станут известны итоги саммита Путин-Си, – Россия уже начала "слезать с забора", под чем подразумевается, что она готова медленно и сознательно усиливать боль для США и Европы на том основании, что, если проблемы России будут проигнорированы и отклонены, то Россия также проигнорирует "ваши".
Россия четко понимает точки геополитического и геоэкономического давления, которые она контролирует. Они видят, что США не хотят повышать процентные ставки, но вынуждены это сделать. Они также могут видеть, что они могут значительно повысить инфляцию, причинив значительную экономическую боль. Они видят, что цены на продовольствие растут, из-за блокировки поставок калия из Беларуси и запрета Россией экспорта аммиачной селитры.
Последствия для цен на удобрения – и, следовательно, европейских цен на продовольствие – очевидны, как и последствия европейских спотовых цен на энергоносители, если бы российский газ был запрещен в Европе. Вот как работает экономическая боль. Запад медленно обнаруживает, что у него нет точки давления против России (ее экономика относительно устойчива к санкциям), а ее вооруженные силы не могут сравниться с российскими.
На Ближнем Востоке тихо произошел ряд интересных событий: Россия проводит совместное воздушное патрулирование с сирийскими ВВС над Голанами, и после недавних нападений Израиля на порт в Латакии Россия разместила там свои собственные силы (это означает, что Израиль должен прекратить нападения на порт). Аналогичным образом, Израиль недавно пожаловался России на то, что его "блокирование Глобальной системы позиционирования (GPS) над Сирией отрицательно сказалось на израильском коммерческом воздушном сообщении с использованием аэропорта Бен-Гурион". Русские ответили: "Что ж, очень жаль". И в качестве четвертого удара по Израилю Россия начала разрешать иранским самолетам, перевозящим поставки оружия, приземляться на крупной российской базе в западной Сирии. Является ли тогда одной военно-технической акцией блокировать израильские полеты над Сирией? Может ли это также быть прелюдией к тому, что Россия позволит Дамаску восстановить контроль над географической территорией Сирии – позволит Сирийской арабской армии изгнать джихадистов из Идлиба, а американцам - с северо-востока Сирии, где они и их союзники контролируют энергетические ресурсы Сирии? Исход джихадистов (около 2 миллионов с иждивенцами) травмировал бы турецкую политику, повредил бы перспективам переизбрания Эрдогана и напугал европейцев угрозой очередного кризиса беженцев-мигрантов.
Похоже, Россия решила оторваться от забора другими способами, пригласив нового президента Ирана в Москву и предоставив ему полное обслуживание знаменитостей: обед один на один с президентом Путиным плюс редкое приглашение выступить в Российской Думе. Этот жест, наряду с превращением Ирана в полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и недавними совместными военно-морскими учениями с Ираном, Россией и Китаем в Оманском заливе, свидетельствуют о достижении Ираном совершеннолетия в международных делах. Вашингтону нравится разделять свои геополитические отношения, полагая, что он может быть мягким в "одном" отсеке, но очень агрессивным в другом. Очевидно, что это больше не относится к оси Россия-Китай. Однако Иран в реальном смысле является частью этой Оси. Возможно ли сейчас ожидать соглашения по СВПД Ирана с США? Могут ли и Россия, и Китай так прямо заявить, что отказ США в каком – либо суверенитете в области безопасности для России или Китая знаменует собой конец диалога с США, и все же ожидать, что Иран достигнет соглашения именно на таких упрощенных условиях?
Наконец, какова связь (если таковая имеется) между продолжающимися нападениями хуситов на ОАЭ в ответ на прямое вмешательство США и Израиля в войну в Йемене и российским проектом военно-технических действий? Порт Аден, пролив Баб-эль-Мандаб и остров Сокотра являются жизненно важным компонентом нарастания холодной войны между Китаем и США. Арабский союзник (в данном случае ОАЭ), который может контролировать этот важный пролив, дать США рычаг, с помощью которого можно поставить под угрозу морской Шелковый путь Китая
поставить под угрозу морской Шелковый путь Китая и, одновременно, ослабить Восточноазиатское экономическое сообщество. Следовательно, ключевая роль пролива Баб-эль-Мандаб рассматривается некоторыми вашингтонскими кругами как достаточное оправдание для продолжающейся поддержки Америкой войны в Йемене.
Хуситы ставят ОАЭ
перед горьким выбором: нанести удар по их городам или отказаться от стратегического актива Баб-аль-Мандаб и его окрестностей. Иран и Китай будут внимательно наблюдать. Возникает ли новая геостратегическая парадигма?