Ли Хайдун: "Северный поток-2” будет закрыт, а Китай и Россия подпишут крупные заказы на нефть и газ. Будут ли заменены российско-европейские энергетические отношения?Ли Хайдун, профессор, Институт международных отношений, Школа иностранных дел2022-02-09 В последнее время глобальное энергетическое поле постоянно меняется. В условиях переплетения факторов энергетического перехода, дефицита энергии и высоких цен на энергоносители энергетические проблемы Европы обострились.
6 февраля по местному времени Европейский союз официально классифицировал природный газ и ядерную энергию как "зеленые" источники энергии, что затронуло интересы различных стран и групп внутри ЕС.
7 февраля китайско-российское энергетическое сотрудничество вновь принесло свои плоды, открыв новую ситуацию для дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества между двумя сторонами в области нефти, природного газа и новой энергетики.
Недавно визит канцлера Германии Шольца в Соединенные Штаты и визит президента Франции Эммануэля Макрона в Россию также привлекли внимание всех сторон к тому, приведут ли обсуждаемые темы к изменениям на энергетическом рынке и геополитике.
Ранее сообщалось, будут ли переговоры США-Европа-Россия способствовать "Северному потоку-2" и будет ли поколеблено российско-европейское энергетическое сотрудничество? Что вы думаете о сложных сигналах, посылаемых Германией и Европой? Как и в какой степени энергетический вопрос повлияет на геополитическую ситуацию?
В связи с этим Наблюдатель взял интервью у Ли Хайдуна, профессора Института международных отношений Дипломатической академии.
·Российско-европейское энергетическое сотрудничество
Наблюдатель: Ситуация в России и Украине продолжает оставаться напряженной. Россия провела переговоры с Соединенными Штатами, НАТО и ОБСЕ соответственно. В контексте европейского энергетического кризиса будут ли переговоры способствовать продвижению “Северного потока-2"?
Ли Хайдун: Очевидно, что России, Соединенным Штатам и Европе трудно говорить о ситуации на Украине. Трудно иметь действительно конструктивную ситуацию. Потому что украинский кризис - это фундаментальный вопрос, связанный с тем, как построена архитектура европейской безопасности. Это напрямую влияет на ряд важных вопросов, таких как ослабление или укрепление доминирующего положения НАТО в европейской безопасности и может ли Россия сохранить свои европейские национальные атрибуты и быть уважаемой как крупная держава. Для России расширение НАТО на восток до Украины является абсолютно неприемлемой проблемой "красной линии".
В этом вопросе Соединенные Штаты и НАТО не пойдут на компромисс с Россией, и у России не будет места для отступления, поэтому нынешнюю ситуацию на Украине трудно разрешить конструктивным путем.
Если в ходе переговоров удастся в какой-то степени добиться эффекта контроля над ситуацией в Украине среди крупных держав, это очень сомнительно. Однако в настоящее время это очень сложно, а это означает, что Украина будет поддерживать высокий уровень хаоса из-за внутренних раздоров в сочетании с внешним вмешательством.
Откровенно говоря, это неплохо для Соединенных Штатов и НАТО, потому что это подчеркнет насущную зависимость европейских стран (особенно Украины) в области безопасности от НАТО и Соединенных Штатов, а также дальнейшее укрепление собственных функций НАТО. Для России продолжающийся раскол и хаос внутри Украины исключат любую возможность ее быстрого поглощения НАТО, тем самым добившись эффекта, что вступление Украины в НАТО, спорный вопрос, было отложено или отложено на долгое время.
На первый взгляд все соответствующие крупные державы проводят интенсивные консультации друг с другом по украинскому кризису, по-видимому, пытаясь решить проблему. С объективной, практической и глубокой точки зрения каждый поймет, что длительный раскол и хаос в Украине на самом деле больше соответствуют основным стратегическим интересам Соединенных Штатов, НАТО и России в Европе, поэтому Украина должна стать самой большой жертвой и жертвой игры между всеми сторонами.
Что касается того, будут ли переговоры продвигать “Северный поток-2”, я лично сужу, что переговоры между Россией, Соединенными Штатами и Европой по вопросу “Северного потока-2” будут в значительной степени бесплодными.
С точки зрения Германии и России, “Северный поток-2” в значительной степени является коммерческим и жизнеобеспечивающим проектом. С точки зрения Соединенных Штатов и НАТО, экономические атрибуты “Северного потока-2” не являются сильными, но его геополитические атрибуты чрезвычайно сильны. Это означает, что когда речь заходит о “Северном потоке-2”, разногласия между европейскими странами, такими как Германия и Россия, и Соединенными Штатами/НАТО, трудно разрешить. Это похоже на состояние диалога между курицей и уткой, когда любому трудно кого-либо убедить. Бескомпромиссность двух атрибутов коммерции и геополитики определяет, что судьба ”Северного потока-2" не будет слишком гладкой.
7 февраля 2022 года в Вашингтоне, округ Колумбия, президент США Джо Байден провел переговоры с канцлером Германии Шольцем в Белом доме.
Наблюдатель: По вопросу ”Северного потока-2“ Германия также продемонстрировала хаотичное отношение. Мы знаем, что Меркель настаивала на ”Северном потоке-2" перед уходом с поста, но теперь это было остановлено новым правительством. Новый министр иностранных дел Германии, выходец из Партии зеленых Бербок, заявила, что ”Северный поток-2" не может быть одобрен; канцлер Германии Шольц заявил, что в случае вторжения России в Украину сотрудничество будет прекращено, но он также сказал, что это частный коммерческий проект. Как вы оцениваете хаотичные сигналы, посылаемые Германией?
Ли Хайдун: Можно сказать, что в том, что касается экономических характеристик ”Северного потока-2", нет сомнений, что Германия полностью согласна. В области энергетического сотрудничества Германия имеет относительно сильную зависимость от российского природного газа. Как с экономической точки зрения, так и с точки зрения средств к существованию людей, “Северный поток-2”, несомненно, будет способствовать экономическому восстановлению Германии и улучшению условий жизни людей.
Конечно, ”Северный поток-2" действительно видел разные голоса в Германии, учитывая мнения их соответствующих сторон, и у них разные взгляды на то, где закреплена собственная безопасность Германии. В настоящее время также существуют разные мнения.
Основана ли собственная безопасность Германии на скоординированных отношениях с крупнейшими европейскими странами или на защите Германии Соединенными Штатами/НАТО-это вопрос, который должна рассмотреть немецкая политическая элита.
Я считаю, что экономические и жизненные атрибуты ”Северного потока-2" приемлемы для основных политических группировок Германии и большинства людей. Однако Германии трудно добиться полной автономии в вопросах европейской безопасности. В конце концов, она завоевала доверие других стран в области безопасности, активно внедряя такие механизмы, как Европейский союз и НАТО.
При таком очевидном способе самоограничения политическая ориентация Германии, которая позволяет европейским странам быть уверенными в Германии, также ограничивает ее гибкость в определении атрибутов безопасности последней при работе с “Северным потоком-2”. Это ставит ее в очень неловкое положение: на уровне экономики и средств к существованию людей Германии нужен “Северный поток-2”, а на уровне безопасности она должна подчиняться НАТО и Европейскому союзу.
Это означает, что Германия неизбежно будет раскачиваться влево и вправо, когда будет иметь дело с “Северным потоком-2” сейчас и в будущем. Однако стратегические соображения или соображения безопасности часто являются наиболее важными факторами, влияющими на выбор национальной политики. Это означает, что в долгосрочной перспективе Германия, вероятно, постепенно расширит свое понимание влияния “Северного потока-2” на безопасность в будущем и сделает соответствующий выбор.
Независимо от того, удалось ли России наконец заставить Германию выработать твердую концепцию “более тесные связи с Россией помогут безопасности Германии”, или Соединенные Штаты/НАТО заставили Германию твердо выработать концепцию “исключение России из Европы поможет безопасности Германии”, это процесс перетягивания каната, за которым мы должны продолжать внимательно наблюдать.
Наблюдатель: В дополнение к собственным внутренним усилиям Германии в контексте преобразования энергетики Австрия и Германия не хотят использовать ядерную энергетику, в то время как Франция хочет превратить ядерную энергию в чистую энергию. За этим также может стоять тщательное обдумывание Макрона. Что вы думаете об этом вопросе?
Ли Хайдун: Энергия-это кровь страны или международной организации, чтобы эффективно функционировать и демонстрировать свои функции. Что касается Европейского союза, то, как он планирует свой собственный путь развития в будущем и как определяет свои отношения с Россией и Соединенными Штатами, разделено между государствами-членами ЕС.
Как Вы сказали, Германия подчеркивает важность возобновляемых источников энергии, в то время как Франция подчеркивает важность ядерной энергии. Независимо от того, является ли возобновляемая энергия доминирующей в зеленой энергетике или ядерная энергия доминирующей в зеленой энергетике, у Франции и Германии в настоящее время есть два разных варианта, что вызвало четкое разделение внутри ЕС.
Франция: Ряд атомных электростанций был закрыт, что привело к резкому росту цен на электроэнергию в Европе. Источник изображения: Видение Китая
Результат энергетического перехода определит увеличение или уменьшение ведущей силы страны в Европейском союзе, а также размер влияния страны в Европе и даже в мире.
Поэтому, независимо от того, идет ли речь о ядерной энергии или возобновляемых источниках энергии, за этим спором действительно стоит очень сильная коннотация регионального доминирования и глобального влияния. В настоящее время стало международным консенсусом, что изменение климата ускоряет энергетическую трансформацию, но существует явная тенденция к политизации интерпретации в ЕС по такому важному вопросу, как ”каковы основные компоненты зеленой энергетики". Это также означает, что процесс трансформации энергетики в рамках ЕС, безусловно, будет более сложным, и ЕС будет сложнее координировать страны в решении связанных с этим вопросов.
Наблюдатель: В контексте трансформации энергетики все страны придают большое значение энергетике. Европейские страны поставляют 40% своего природного газа из России, но теперь “Северный поток-2” был в одностороннем порядке санкционирован Соединенными Штатами. Считаете ли Вы возможным, чтобы отношения в области энергетического сотрудничества между Россией и Европой были поколеблены или заменены?
Ли Хайдун: Это очень важный вопрос. Как и на уровне безопасности, нынешнее стремление США к тому, чтобы НАТО возглавляло европейскую безопасность, вызвало решительное противодействие России, что вызвало углубление разногласий между Соединенными Штатами и Европой и острые конфликты в российско-американских отношениях. На энергетическом уровне можно сказать, что Россия и Европа являются естественными партнерами. Близость географического положения, взаимодополняемость на экономическом уровне и удобство определяют тенденцию постоянного укрепления экономических связей между Россией и Европой, а энергетика является жизненно важной составляющей экономических связей.
Но мы видели, что нынешняя политика США в отношении России является крайне конфронтационной и противоречивой. Мы должны не только приложить все усилия для полного противостояния России и Европе на уровне безопасности, но и попытаться существенно ослабить или даже разорвать тесные связи между Россией и Европой на энергетическом уровне.
В последние годы Соединенные Штаты фактически увеличивают поставки энергоносителей в Европу, и поставки сжиженного природного газа были особенно значительными. В то же время Соединенные Штаты по-прежнему стратегически саботируют энергетические проекты в России и европейских странах, и “Северный поток-2” можно назвать типичным.
Если окончательная судьба ”Северного потока-2" может быть использована в качестве ключевого показателя того, сохранится ли энергетический альянс между Россией и Европой, мы можем видеть, что давние тесные энергетические связи между Россией и Европой действительно могут иметь нестабильную и постепенно ослабевающую структуру в настоящее время и в будущем. Соединенные Штаты пытаются стратегически учитывать и использовать энергетические элементы, а также постепенно ослаблять или заменять энергоснабжение России в европейские страны, насколько это возможно, укрепляя собственные энергетические связи Соединенных Штатов с Европой.
·Энергетический кризис и политизация энергетической безопасности
Наблюдатель: Вы также только что упомянули, что Соединенные Штаты пытаются продавать свой сжиженный природный газ в Европу. В связи с недавней новостью “Соединенные Штаты связываются с Катаром для поставок сжиженного природного газа в Европу”, в какой степени это может решить энергетический кризис ЕС?
Ли Хайдун: Нынешний энергетический кризис в Европе ни в коем случае не является чем-то, что Соединенные Штаты могут разрешить в этом году или в ближайшие два-три года. Соединенные Штаты очень ясно видят, что энергетика является мощным инструментом и оружием в принятии геополитических решений, которое может быть использовано для прочного и постоянного обеспечения доминирования Соединенных Штатов в Европе, и это еще раз демонстрирует выдающиеся характеристики продвижения за счет “ослабления и принесения в жертву энергетических интересов России в Европе”.
Спрос на природный газ в европейских странах очень велик. В настоящее время наиболее удобным способом является импорт российского природного газа. Это отражено в “Северном потоке-2”, но основная причина, по которой он недоступен после его строительства, заключается в том, что Соединенные Штаты мешают. Это заставляет людей сомневаться в том, что Соединенные Штаты намерены делать. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа с прошлого года. Они не только пытались ослабить энергетические связи между Россией и Европой, но и пытались открыть Европу в качестве зарубежного рынка для сжиженного природного газа США.
Структура энергопотребления с 2000 по 2020 год Источник фото: Бурные новости
Поэтому намерение Соединенных Штатов ослабить российско-европейские связи на энергетическом уровне многогранно: с одной стороны, это использование энергетических элементов на стратегическом уровне для ослабления влияния России на европейские дела, а с другой стороны, это расширение рынка отечественных компаний по сжижению природного газа в Европе на экономическом уровне. Объединяя экономические и геополитические аспекты, Соединенные Штаты будут привержены минимизации влияния России на европейском энергетическом рынке и в области безопасности.