Часть 2
ВТГР (ВысокоТемпературный Газовый Реактор) - дорога, вымощенная благими намерениями
http://www.atominfo.ru/news/air7896.htmРазбирая ход аварий с забросом пара, создатели первых ВТГР пришли к парадоксальному выводу - для безопасности установки следует использовать не урановое, а ториевое топливо. Торий как поглотитель лучше урана, так как у тория сильный резонансный интеграл. При забросе пара смещается спектр нейтронов - сдвигается в область большого резонансного поглощения, что позволяет автоматически глушить реактор.
Но введение тория только усложнило задачу. Представьте себе, что к неотработанной до конца технологии высокотемпературных реакторов добавилась неосвоенная технология ториевого топлива. Попытка совладать сразу с двумя бумажными технологиями (ВТГР и торий) погубила германский проект THTR-300.
Проект ториевого высокотемпературного реактора THTR-300 был разработан в ФРГ при поддержке центрального германского правительства и земли Северный Рейн - Вестфалия. Строительство демонстрационного блока началось в 1971 году. Работы затянулись по причине неоднократно пересматривавшихся в сторону ужесточения требований по лицензированию.
Синхронизация THTR-300 с энергосистемой произошла только в ноябре 1985 года. Уже через четыре года было принято решение о его окончательном останове.
Топливные элементы THTR-300 представляли собой шары диаметром 6 см, внутри каждого из которых находилось 35 тысяч микротвэлов с диаметром 0,5-0,7 мм. В каждом из микротвэлов содержалось по 1 г 235U и 10 г 232Th. Замедлителем выступал графит, как входящий в состав твэлов, так и дополнительно введённый в зону в виде шаров, сделанных из чистого графита.
Твэл реактора THTR-300
Принципиальная схема АЭС с THTR-300
Причины отказа Германии от THTR-300 носят комплексный характер. О сложности перехода на торий сказано выше. Торий закрыл также для THTR зарубежный рынок, так как ториевые реакторы требовали уран почти 100%-ного обогащения, что немедленно вошло в противоречие с нераспространением.
Свой вклад внёс Чернобыль, негативно отразившийся на настроениях германской общественности. Последней каплей стало поведение владельцев THTR, которых пришлось привлекать к судебной ответственности за нечестную конкуренцию.
Они попытались списать на Чернобыль собственные выбросы, рассудив, что на фоне постчернобыльской истерии в Европе их грехи никто не заметит. Но мониторинг состава выбросов в Германии показал, что, по крайней мере, часть из них происходит из THTR, а не из советского аварийного реактора, и дело закончилось весьма конфузным и неприятным для германской атомной отрасли судом.