Часть 4
ВТГР (ВысокоТемпературный Газовый Реактор) - дорога, вымощенная благими намерениями
http://www.atominfo.ru/news/air7896.htmЭкономика сегодня стала решающим фактором, который определяет судьбы инновационных проектов. Выше перечислялись причины, заставившие немцев закрыть THTR, но была забыта ещё одна - киловатт-час на THTR стоил в 2,5 раза дороже, чем у обычных реакторов.
И в проекте PBMR не сделано практически ничего, чтобы сократить этот разрыв. Простое удаление второго контура снижает стоимость киловатт-часа на 10-15%, но никак не в 2,5 раза, да и этот выигрыш может обернуться проигрышем из-за частой замены выходящих из строя в абразивном потоке турбин.
В компании "Eskom", по всей видимости, проанализировали все эти обстоятельства и пришли к однозначным выводам. Энергетики начали постепенно отказываться от своей дочки, продавая её акции зарубежным инвесторам. Если судить по последним новостям на AtomInfo.Ru, то проект PBMR находится сейчас на стадии банкротства и может быть закрыт в следующем году.
Надежда на внешних инвесторов слаба. Долгое время проектом PBMR интересовались американцы. Почему? Они полагали, что сумеют пройти процедуру лицензирования в комиссии по ядерному регулированию США проще и быстрее, чем с новыми модификациями легководников, так как PBMR - это новый проект с чистой кредитной историей.
Однако и здесь приверженцев ВТГР подстерегала неудача. Американские регуляторы по факту отказались рассматривать заявки на новые технологические решения, выходящие за рамки proven technology. Ожидать вердикта от атомнадзора США по проекту PBMR придётся долгие годы, если не десятилетия. Но зачем тогда вкладывать деньги в не лицензированный и поэтому не реализуемый проект?
Азиатское продолжение
Следующими за высокотемпературные технологии взялись в Азии. В Японии после долгих колебаний был построен исследовательский реактор HTTR мощностью 30 МВт(эл.) призматического типа. Его пустили в 1998 году. Понять, насколько задержались японские ВТГР, можно, обратившись к архивам МАГАТЭ - в 1975 году, то есть 34 года назад, Япония говорила о строительстве призматического ВТГР мощностью до 1160 МВт(эл.).
Вслед за Японией, к высоким температурам двинулся Китай. В отличие от Японии, Китай идёт по пути Южной Африки. То есть, китайские HTR, будь то исследовательский HTR-10 или демонстрационный HTR-PM, основаны на купленных у Германии лицензиях.
Это стоило бы подчеркнуть отдельно. Китайская инновационная разработка в области ВТГР представляет собой не более, чем слегка подправленный клон германских технологий 1968 года. Причём Германия сумела на практике получить на выходе из активной зоны 950°C, а Китаю, прежде чем двигаться дальше, ещё только предстоит повторить старые германские достижения.
Вывод о 950°C для германского высокотемпературного реактора AVR сейчас оспаривается, опираясь на рассекреченные документы германской атомной отрасли. Реактор AVR, на который в неявном виде ссылается автор статьи, действительно имел разрешение надзорных органов на работу с температурой выхода из зоны 950°C, но это разрешение было быстро отозвано.
Причина отзыва банальна. При таком подогреве гелия в активной зоне, температура топлива доходила до 1400°C, что на 200°C превышало проектные пределы. - AtomInfo.Ru. Желание всё новых и новых стран, будь то ЮАР, Япония или Китай, попробовать свои силы в высокотемпературной атомной энергетике можно только приветствовать, ведь цели их благородны. Мирный атом работает в наши дни только на производство электричества, и даже в этом секторе занимает весьма скромные позиции.
Наше знамя - Франция, но, помимо Франции, трудно назвать страну, где атом превалировал бы при генерации электричества. А электроэнергетика - это треть, если не четверть от общего энергетического баланса. Атомным технологиям нужно приходить в промышленность, в транспорт, чтобы внести должный вклад в благое дело борьбы за экологически чистую энергетику.
Реакторы ВТГР могли бы помочь в достижении этих целей, но, к сожалению, всерьёз рассчитывать на них в ближайшие десятилетия нельзя. Подобно термояду, технология ВТГР была, есть и будет будущим энергетики.
Задайте прямой вопрос любому из сторонников высокотемпературных реакторов - с какими проблемами мы столкнёмся, если завтра у нас появятся ВТГР? Если ваш собеседник будет честен с вами, то он ответит - слава Богу, ни с какими, потому что завтра они не появятся.
ИСТОЧНИК: Научный сотрудник, для AtomInfo.Ru
ДАТА: 28.10.2009