Источник фотографии: Канцелярия президента Соединенных Штатов – Общественное достояние Цель США состоит в том, чтобы помешать им торговать с Китаем и Россией Железный занавес 1940-х и 50-х годов был якобы создан для изоляции России от Западной Европы - чтобы не допустить коммунистической идеологии и военного проникновения. Сегодняшний режим санкций направлен внутрь, чтобы помешать НАТО и другим западным союзникам Америки открыть больше торговли и инвестиций с Россией и Китаем. Цель состоит не столько в том, чтобы изолировать Россию и Китай, сколько в том, чтобы прочно удержать этих союзников в рамках собственной экономической орбиты Америки. Союзники должны отказаться от преимуществ импорта российского газа и китайской продукции, покупая гораздо более дорогой американский СПГ и другой экспорт, ограниченный большим количеством американского оружия. Санкции, которые американские дипломаты настаивают на том, чтобы их союзники ввели против торговли с Россией и Китаем, якобы направлены на сдерживание наращивания военной мощи. Но такое наращивание на самом деле не может быть главной заботой России и Китая. Они могут получить гораздо больше, предлагая Западу взаимные экономические выгоды. Таким образом, основной вопрос заключается в том, найдет ли Европа свои преимущества в замене экспорта из США поставками из России и Китая и связанных с этим взаимных экономических связях. Что беспокоит американских дипломатов, так это то, что Германия, другие страны НАТО и страны, расположенные вдоль "Пояса и пути", понимают выгоды, которые могут быть достигнуты за счет открытия мирной торговли и инвестиций. Если нет никакого российского или китайского плана вторжения или бомбардировки их, то в чем необходимость НАТО? Какова необходимость в таких крупных закупках американской военной техники богатыми союзниками Америки? И если нет изначально враждебных отношений, то почему зарубежным странам нужно жертвовать своими торговыми и финансовыми интересами, полагаясь исключительно на американских экспортеров и инвесторов? Именно эти опасения побудили премьер-министра Франции Макрона призвать призрака Шарля де Голля и призвать Европу отказаться от того, что он называет «холодной войной с мертвыми мозгами» НАТО, и согласиться с проамериканскими торговыми соглашениями, которые налагают на Европу растущие издержки, отрицая ее потенциальные выгоды от торговли с Евразией. Даже Германия отказывается выполнять требования о том, чтобы к марту этого года она замерла, отказавшись от российского газа. Вместо реальной военной угрозы со стороны России и Китая проблемой для американских стратегов является отсутствие такой угрозы. Все страны пришли к пониманию того, что мир достиг той точки, когда ни одна промышленная экономика не обладает людскими ресурсами и политическими возможностями для мобилизации постоянной армии такого размера, который был бы необходим для вторжения или даже ведения крупной битвы со значительным противником. Эта политическая цена делает экономически невыгодным для России принимать ответные меры против авантюризма НАТО, подталкивающего ее к западной границе, пытаясь спровоцировать военный ответ. Просто не стоит захватывать Украину. Растущее давление Америки на своих союзников угрожает вытеснить их с орбиты США. На протяжении более 75 лет у них было мало практической альтернативы американской гегемонии. Но сейчас это меняется. Америка больше не обладает денежной мощью и, казалось бы, хроническим профицитом торгового и платежного баланса, который позволил ей разработать мировые правила торговли и инвестиций в 1944-45 годах. Угроза для США доминирование заключается в том, что Китай, Россия и центр Евразийского мирового острова Маккиндера предлагают лучшие торговые и инвестиционные возможности, чем Соединенные Штаты, с их все более отчаянным требованием жертв со стороны НАТО и других союзников. Наиболее ярким примером является стремление США заблокировать разрешение Германии на строительство трубопровода "Северный поток-2" для получения российского газа в связи с наступающими холодами. Ангела Меркель договорилась с Дональдом Трампом потратить 1 миллиард долларов на строительство нового порта СПГ, чтобы стать более зависимым от дорогостоящего американского СПГ. (План был отменен после того, как выборы в США и Германии сменили обоих лидеров.) Но у Германии нет другого способа обогрева многих своих домов и офисных зданий (или снабжения своих компаний по производству удобрений), кроме российского газа. Единственный оставшийся у американских дипломатов способ заблокировать европейские закупки - это подтолкнуть Россию к военному ответу, а затем заявить, что месть за этот ответ перевешивает любые чисто национальные экономические интересы. Как воинствующий заместитель госсекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд объяснила на брифинге для прессы Госдепартамента 27 января: “Если Россия так или иначе вторгнется в Украину, Северный поток-2 не продвинется вперед”. [1] Проблема заключается в том, чтобы создать подходящий оскорбительный инцидент и изобразить Россию как агрессора. Нуланд лаконично выразила, кто диктовал политику членам НАТО в 2014 году: “К черту ЕС”( “Fuck the EU.” ). Это было сказано, когда она сказала послу США в Украине, что Государственный департамент поддерживал марионетку Арсения Яценюка на посту премьер-министра Украины (отстранен после двух лет коррупционного скандала), а политические агентства США поддержали кровавую бойню на Майдане, которая привела к тому, что сейчас восемь лет гражданской войны. Результат опустошил Украину так же, как насилие США в Сирии, Ираке и Афганистане. Это не политика мира во всем мире или демократии, которую поддерживают европейские избиратели. Торговые санкции США, введенные в отношении их союзников по НАТО, распространяются на весь спектр торговли. Охваченная жесткой экономией Литва отказалась от своего рынка сыра и сельскохозяйственной продукции в России и блокирует государственную железную дорогу, по которой белорусский калий доставляется в балтийский порт Клайпеда. Мажоритарный владелец порта жаловался, что “Литва потеряет сотни миллионов долларов из-за прекращения экспорта Беларуси через Клайпеду” и “может столкнуться с судебными исками на 15 миллиардов долларов из-за нарушенных контрактов”. [2] Литва даже согласилась на U.S. побуждение признать Тайвань, в результате чего Китай отказывается импортировать немецкую или другую продукцию, включающую компоненты литовского производства. Европа должна ввести санкции за счет роста цен на энергоносители и сельскохозяйственную продукцию, отдавая приоритет импорту из Соединенных Штатов и отказываясь от российских, белорусских и других связей за пределами долларовой зоны. Как выразился Сергей Лавров: “Когда Соединенные Штаты думают, что что-то отвечает их интересам, они могут предать тех, с кем они дружили, с кем сотрудничали и кто поддерживал их позиции по всему миру”[3]. Санкции Америки в отношении ее союзников наносят ущерб их экономике, а не экономике России и Китая Что кажется ироничным, так это то, что такие санкции против России и Китая в конечном итоге помогли им, а не навредили. Но главная цель состояла не в том, чтобы навредить или помочь российской и китайской экономикам. В конце концов, это аксиома, что санкции вынуждают страны, против которых они направлены, становиться более самостоятельными. Лишенные литовского сыра, российские производители произвели свой собственный, и им больше не нужно импортировать его из стран Балтии. Основное экономическое соперничество Америки направлено на то, чтобы удержать европейские и союзные им азиатские страны на своей собственной все более защищенной экономической орбите. Германии, Литве и другим союзникам предлагается ввести санкции, направленные против их собственного экономического благосостояния, если они не будут торговать со странами, находящимися за пределами зоны действия доллара США. Не говоря уже об угрозе реальной войны, вызванной воинственностью США, цена для союзников Америки, связанных с уступкой торговым и инвестиционным требованиям США, становится настолько высокой, что становится политически неприемлемой. В течение почти столетия не было иной альтернативы, кроме как согласиться с правилами торговли и инвестиций, благоприятствующими экономике США, в качестве цены за получение финансовой и торговой поддержки США и даже военной безопасности. Но сейчас угрожает появиться альтернатива – та, которая предлагает выгоды от инициативы Китая "Пояс и путь" и от желания России привлечь иностранные инвестиции, чтобы помочь модернизировать свою промышленную организацию, как, казалось, было обещано тридцать лет назад в 1991 году. Начиная с последних лет Второй мировой войны дипломатия США была направлена на то, чтобы запереть Великобританию, Францию и особенно побежденную Германию и Японию в экономической и военной зависимости от США. Как я задокументировал в "Суперимпериализме", американские дипломаты разделили Британскую империю и поглотили ее Стерлинговую территорию на обременительных условиях, наложенных сначала по ленд-лизу, а затем по англо-американскому кредитному соглашению 1946 года. Условия последнего обязали Великобританию отказаться от политики имперских преференций и разблокировать остатки стерлингов, которые Индия и другие колонии накопили для экспорта сырья во время войны, открыв тем самым Британское Содружество для экспорта в США. Великобритания взяла на себя обязательство не восстанавливать свои довоенные рынки путем девальвации фунта стерлингов. Американские дипломаты затем создали МВФ и Всемирный банк на условиях, которые способствовали развитию экспортных рынков США и сдерживали конкуренцию со стороны Великобритании и других бывших конкурентов. Дебаты в Палате лордов и Палате общин показали, что британские политики признали, что они находятся в подчиненном экономическом положении, но чувствовали, что у них нет альтернативы. И как только они сдались, американские дипломаты получили полную свободу действий в противостоянии остальной Европе. Финансовая мощь позволила Америке продолжать доминировать в западной дипломатии, несмотря на то, что в 1971 году ее вынудили отказаться от золота в результате расходов на платежный баланс в связи с военными расходами за рубежом. В течение последних полувека иностранные страны хранили свои международные валютные резервы в долларах США - в основном в казначейских ценных бумагах США, на банковских счетах США и других финансовых инвестициях в экономику США. Стандарт казначейских векселей обязывает иностранные центральные банки финансировать дефицит платежного баланса Америки, связанный с военными, и в процессе этого дефицит внутреннего государственного бюджета. Соединенным Штатам не нужна эта переработка для создания денег. Правительство может просто печатать деньги, как продемонстрировала MMT. Но Соединенным Штатам действительно нужна эта переработка доллара иностранным центральным банком, чтобы сбалансировать свои международные платежи и поддержать обменный курс доллара. Если бы курс доллара снизился, иностранным странам было бы гораздо легче выплачивать международные долги в долларах в своих валютах. Цены на импорт в США выросли бы, и американским инвесторам было бы дороже покупать иностранные активы. И иностранцы потеряли бы деньги на США. акции и облигации, номинированные в их собственных валютах, и снизили бы их. Центральные банки, в частности, понесли бы убытки по долларовым облигациям Казначейства, которые они держат в своих денежных резервах, и обнаружили бы, что их интерес заключается в уходе от доллара. Таким образом, платежный баланс и обменный курс США находятся под угрозой из-за воинственности США и военных расходов во всем мире, однако их дипломаты пытаются стабилизировать ситуацию, увеличивая военную угрозу до уровня кризиса. Стремление США сохранить свои европейские и восточноазиатские протектораты запертыми в своей собственной сфере влияния находится под угрозой из-за появления Китая и России независимо от Соединенных Штатов, в то время как экономика США деиндустриализуется в результате их собственного осознанного политического выбора. Промышленная динамика, которая делала Соединенные Штаты столь доминирующими с конца 19-го века до 1970-х годов, уступила место евангелической неолиберальной финансиализации. Вот почему американским дипломатам необходимо скрутить руки своим союзникам, чтобы заблокировать их экономические отношения с постсоветской Россией и социалистическим Китаем, чей рост опережает рост Соединенных Штатов и чьи торговые соглашения открывают больше возможностей для взаимной выгоды. Вопрос в том, как долго Соединенные Штаты смогут блокировать своих союзников от использования преимуществ экономического роста Китая. Будут ли Германия, Франция и другие страны НАТО стремиться к процветанию для себя, вместо того чтобы позволить стандарту доллара США и торговым преференциям откачать их экономический профицит? Нефтяная дипломатия и мечта Америки для постсоветской России Ожидание Горбачева и других российских чиновников в 1991 году состояло в том, что их экономика повернется к Западу для реорганизации в соответствии с тем, что сделало экономику США, Германии и других стран такой процветающей. Взаимные ожидания в России и Западной Европы заключались в том, что немецкие, французские и другие инвесторы должны были реструктурировать постсоветскую экономику в более эффективных направлениях. Это не входило в планы США. Когда сенатор Джон Маккейн назвал Россию “заправочной станцией с атомными бомбами”, это была мечта Америки о том, какой они хотели видеть Россию – с переходом российских газовых компаний под контроль американских акционеров, начиная с запланированного выкупа ЮКОСа, как было договорено с Михаилом Хордоковским. Последнее, что американские стратеги хотели видеть, - это процветающую возрожденную Россию. Советники США стремились приватизировать природные ресурсы России и другие непромышленные активы, передав их клептократам, которые могли “обналичить” стоимость того, что они приватизировали, только продав американским и другим иностранным инвесторам за твердую валюту. Результатом стал неолиберальный экономический и демографический коллапс во всех постсоветских государствах.