AndreyK-AV ( Практикант ) | |
14 фев 2022 13:04:30 |
Цитата«Если чистильщики обуви начали заниматься покупкой акций — значит пора их продавать». Джон Пирпонт Морган, банкир.
Скажите, как должен выглядеть ресторан стоимостью $100 000 000? Скорее всего наше воображение нарисует фешенебельное прибыльное заведение на лазурном брегу, где подают изысканные блюда, а годовая выручка составляет не менее десятка миллионов долларов. И такое видение экономики говорит о рациональности мышления. А если я скажу, что это заурядное провинциальное кафе, с пластиковой мебелью, выручка которого за последние два года составляла примерно $35 000, а операционный убыток превышал $600 000, многие сочтут меня безумцем.
Но это и есть сегодняшняя реальность, порождённая безумной гонкой, которую называют безобидным словом «инвестирование». Но что такое на самом деле инвестирование? Это когда ты покупаешь акции какой-нибудь доходной компании, а потом получаешь дивиденды — часть прибыли. А если ты покупаешь акции с единственной целью продать их подороже, то это уже называется спекуляцией. И абсурдность ситуации с компанией под громким названием Hometown International, приведённой выше, есть классический пример спекулятивного рынка, который всё дальше удаляется от реальной экономики, ибо всё теперь в этом мире держится на эмоциях, где «нетерпеливость сопровождается нервозностью и завистью и ничто не раздражает людей больше, чем смотреть, как их соседи становятся все богаче».
Именно в этом и заключается парадокс нынешнего взрывного роста котировок, так как никаких экономических предпосылок к этому даже и в помине не было.
Более того, остаётся неизменной тенденция нормы прибыли к понижению.
В период 50х и 60х годов 20-ого века на каждый вложенный доллар экономика США получала $2.41 роста. В период 70-х 80х годов она получала $0,41, а сейчас получает всего 3 цента экономического роста на каждый вложенный доллар. Скоро эта цифра станет отрицательной, т.е. на каждый вложенный доллар экономика США будет получать убытки, а не доход. (Известный аналитик, бизнесмен, автор книг-бестселлеров по экономике Дж. Рикардс).
Что косвенно подтверждается ростом компаний-зомби — публичных компаний, которым минимум 10 лет и у которых процентные платежи по займам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов — компаний, которые своей прибылью уже не могут гасить долги и вынуждены постоянно перезанимать, чтобы находиться на плаву и избежать банкротства. В одной Америке их около 150 тыс., среди которых такие монстры как ExxonMobil, General Electric, авиастроительная компания Boeing...
Однако всё равно реклама, банки, соцсети агрессивно убеждают нас в неизменном росте фондового рынка, а поэтому мы и наблюдаем бум «розничных инвесторов» — количество брокерских счетов в мире, и в нашей стране в том числе, утроилось в 2020 году по сравнению с 2019-м. Которые и толкали котировки вверх...
Словом, большинство покупок-продаж акций всё больше и больше становится похожим на ещё одну новомодную фишку в инвестировании — NFT — продажу и покупку мемов, приколов, вырезок из твитов и прочее, (не стану вдаваться в подробности, скажу, что это просто новый вид криптоактивов), подходящих под «теорию бо́льшего дурака»
К примеру этот кот обошелся покупателю в $172 тысячи...
И всё это британский инвестор и основатель бостонской компании Grantham, Mayo, Van Otterloo & Co. Джереми Грэнтэм, предсказавший крах доткомов 2000 года и ипотечный обвал 2008 года называет «безумным поведением инвестора»: акции мемов, рост «бессмысленных криптовалют», таких как Dogecoin, многомиллионные цены на NFT. По его оценкам, в случае кризиса, потери богатства в США могут составить 35 триллионов долларов, если оценки по основным классам активов вернутся на две трети к историческим нормам. А как известно, если тряханёт Америку, затрясётся и весь мир.
Большинство финансовых экспертов не сомневаются в грядущем кризисе. Только какой он будет, никто точно нам не скажет, ибо как говорил М. Твен — история не повторяется, а рифмуется. Но, пожалуй, нынешняя ситуация вполне рифмуется с тем, что ещё в XVIII веке сказал Исаак Ньютон:
«Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие толпы».
Потеряв почти всё на бирже, первооткрыватель закона всемирного тяготения на себе осознал и смысл закона финансового тяготения — то, что растет в цене, должно упасть, и то, что растет сильнее всего, сильнее всего и падает...