История Евразии от древних времён и далее
936,692 4,591
 

  slavae ( Слушатель )
19 фев 2022 20:27:11

Интересно..

новая дискуссия Дискуссия  192

А если все народы вокруг стремятся внедриться в коллективное бессознательное России со своими этно-нацистскими установками (пантюркизм, угры, мусульмане и пр.), можем ли мы создать своё, за что мы будем держаться и привлекать народ со стороны? Я бы вспомнил о нашей истории, которую при царях и активной церкви постарались вытереть из нашей памяти - Скифская история. Это был период язычества, что противно церкви. И это был период, когда наши предки властвовали в Евразии, что было противно царям.
А что бы нам не завести скифскую шарманку?
В учебниках истории если и писали про скифов, то походя. Лично я , прочитав учебники истории перед их изучением, узнал про скифов как народ, который навалял Киру-завоевателю (говорят, что он Курош, ну пусть будет как прочитал) из какого-то пионерского журнала, там была повесть как раз про Кира. Про скифов никто не писал, на их изучение в России наложено табу. Никаких правоверных историков невозможно убедить ни в существовании Тартарии, ни в том, что русский язык появился не в 1000-м году. Несмотря на карты и исторические свидетельства.
А скифский народ был предком наверно всех евроазиатских народов. Ну это как представить - открывается бездна.
  • +0.15 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  slavae ( Слушатель )
19 фев 2022 21:00:43

Там народу больше, может чего интересного написали бы. А здесь мысль сгинет.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  Senya ( Слушатель )
20 фев 2022 08:25:36

 Боюсь не от малого количества, а оттого, что большинство задаётся другим вопросом - если некто в древности правил миром, а потом сама память о нём отменяется по щелчку пальцев, в этом некто крылся потенциальный дефект, которого следует любым способом избегать.
По скифам гораздо проще. Никуда они не делись и сегодня мы знаем их как поляков. Ничего особенного, желания ассоциировать себя с ними не вызывает от слова "совсем". Потому и не обсуждают.
  • +0.13 / 11
  • АУ
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
21 фев 2022 13:27:35

Чепуха, конечно. Скифы были очень разнообразны, думаю, на таких разбросанных территориях сейчас русские повторяют тот древний генезис (наверное так это называется)), основанный на разнообразии климата. И они, я думаю, не исчезли, а растворились в накатывающейся России. К тому же в те времена вряд ли была большая плотность населения, тем проще им оказалось рассеяться. И, я думаю, в том числе казаки это потомки скифов, полукочевой быт, независимость и борзость поначалу. А поляки - это смешно, ну может какое-то окраинное скифское племя забрело в Поляндию к славянам.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
  Мастер Фикс ( Слушатель )
22 фев 2022 13:56:28

Может и можем, но существующее руководство резко против идеологии. Мешает, видимо.
ЦитатаЯ бы вспомнил о нашей истории, которую при царях и активной церкви постарались вытереть из нашей памяти - Скифская история. Это был период язычества, что противно церкви. И это был период, когда наши предки властвовали в Евразии, что было противно царям.

Просто так заводить - попахивает фоменковщиной, в плохом смысле слова. Надо подводить какую то связь со славянами, к примеру. Но историки плачут, что кроме археологии у нас нет никаких возможностей что либо узнать о тех же венетах или антах. Копается очень мало, ибо денег нет, но вы держитесь. Кроме того, у скандинавов, например, нашлись грамотные монахи, записавшие какие-никакие древние саги, а у наших монахов либо не нашлось грамотных, либо времени. А может все записи пропали с библиотекой Ивана Васильевича. Или немцы при своих царях потерли на.
  • +0.17 / 8
  • АУ
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
22 апр 2022 05:45:07

Богданов А.П. Кто построил Русское государство

Цитата....
На Руси, как и на всем пространстве Евразии и Северной Аф­рики, в те времена торжествовала сила. Редкие островки права и разума захлестывались ею; всюду господство принадлежало гру­бым мужам с мечами у пояса. Ольга ничего не могла сделать про­тив дружинной среды, отнявшей у нее сына. Саму княгиню тер­пели лишь постольку, поскольку ее многолетняя деятельность по “устроению Руси” была удобна дружинникам. Они богатели, сбор налогов больше не напоминал военные операции. Зимой можно было пировать, а не искать себе “порты” в полюдье. Вы­годный сбыт “за морем” собранной дани позволял лучше воору­жаться и расширять число воинов.
....
Выросший среди них Святослав стал настоящим барсом, а со­бранные матерью средства позволили ему сформировать боль[50]шую высокопрофессиональную дружину. Это были уже не “шай­ки” самозванных князей, кормившиеся разбоем и служившие ядром ополчений всей Ильменско-Днепровской водной системы для “масштабного грабежа” на Черном и Каспийском морях. Святослав получил мобильную армию, способную самостоятель­но решать стратегические задачи. Потеряв сына как единомыш­ленника, Ольга по крайней мере могла под его командой напра­вить дружинную энергию на благие цели. Как государственный деятель она просто вынуждена была использовать сына в качест­ве барса. Дружина должна была воевать против внешних врагов, иначе стала бы искать “чести и славы” на Руси.

До Ольги князей-разбойников не волновало, что значитель­ная часть восточных славян (в том числе регион нынешней Мо­сквы) не входит в их сферу влияния. Жившие по Оке до самой Волги вятичи подчинялись Хазарскому каганату. Ходить туда в полюдье было неудобно, да и ссориться с хазарами, державшими выход на ценный для грабежа Каспий, князьям было не с руки. С хазарами они договаривались[36].
....
Тут Ольгу и настигло в общем-то предвиденное несчастье. Святослав возомнил себя стратегом и был обманом вовлечен ви­зантийцами в войну на Дунае. Раздираемых распрями болгар одо­лел, но решил, что центр земли его здесь. “Здесь середина земли моей, - говорил князь, - сюда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, драгоценные камни, вина и разные плоды; из Че­хии и Венгрии - серебро и кони; с Руси же - меха и воск, мед и ра­бы”. Для дружинника на Дунае было раздолье; бóльшая, даже в торговом отношении, ценность Руси Святослава не волновала. Ольга понимала, что закрепления ее сына на Дунае Византия до­пустить не сможет, но ничего поделать не могла. Подкупленные греками кочевники-печенеги осадили княгиню в оставленном без войск Киеве. Воевода Претич с малой дружиной спешил к столи­це, чтобы спасти княгиню и ее внуков; к счастью, печенеги при­няли его за передовой отряд Святослава и заключили мир.

Пристыженный старой матерью барс вернулся в Киев, разо­гнал кочевников, доделал работу на Волге и рвался обратно на Дунай. “Не любо мне сидеть в Киеве”, - твердил он. “Видишь, я больна, куда хочешь уйти от меня?” - говорила мать. Святослав не унимался. Ольге становилось все хуже. “Погреби меня и иди, куда захочешь”, - сказала она и скончалась три дня спустя, 11 ию[52]ля 962 г. У гроба ее плакали сын и три внука: Ярополк, Олег и Владимир, рожденный ключницей княгини Малушей из Любеча. Похоронив блаженную по христианскому обычаю, князь-языч­ник разделил созданное Ольгой единое государство между сы­новьями, заложив основу будущих усобиц. Они начались сразу после смерти славного воина в 972 г., но разодрать созданное Ольгой государство на уделы князьям не удавалось 100 лет. Па­мять о ее единой Руси осталась на века.
.....
Ю.А. Тихонов. Мы заслушали интересный доклад. Давно на­ша секция не слушала доклада по древней русской истории. В этом плане доклад мне кажется очень своевременным. Доклад­чик убедительно оттенил основные этапы деятельности княгини Ольги как владетельницы и властительницы, ее реформатор­скую деятельность. Против этого никто не выступал, и это будет принято в нашей литературе.
           В то же время очень хорошо развернулись прения по докла­ду. Докладчики убедительно призвали автора к осторожности в ряде мест. Необходимо подчеркивать и выделять некоторые предположения, которые носят несколько гипотетический харак­тер. Необходимо усилить источниковедческую и историографи­ческую насыщенность текста доклада для того, чтобы не сложи­лось впечатление, что здесь нам все ясно, что исследовательская работа закончилась.

           Прения были довольно поучительны для автора, для того, чтобы сделать текст еще более привлекательным в научном пла­не, тем более, что чувствуется увлеченность автора своей герои­ней. Все-таки это первая женщина - властительница на Руси. Но то, что она расправилась с посольством, это точно. А как она рас­правлялась - в землю их живыми закапывая или еще как-то, то здесь нужно делать скидку на некоторую легендарность этих из­вестий.

           В целом выступление и прения носили творческий характер.
....

Улыбающийся
Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа


ЦитатаПолемика вокруг личности Хмельницкого и Мазепы идет главным образом по вопросу украинской государственности. Во­прос о формировании и эволюции украинской государственности в настоящее время исследуется весьма активно и, надо сказать, весьма тенденциозно. Долгое время он был запретной темой и до конца 1980-х годов фактически не исследовался. В Тезисах ЦК КПСС по поводу 300-летия воссоединения Украины с Россией лишь констатировалось, что в годы Освободительной войны 1648-1654 гг. шел процесс складывания государственности.
.....
Начало активного исследования проблем формирования ук­раинского государства было положено статьей А.И. Гуржия и В.А. Смолия “Становление украинской феодальной государст­венности”, написанной в 1990 г., в которой авторы утверждают, что постепенное возрождение украинской государственности на­чалось на базе казачества, ибо после того как в XIV-XV вв. зем­ли Украины (sic !) оказались под властью Литвы, а затем и Речи Посполитой, прежняя феодальная элита общества утрачивала национальные черты, ополячивалась и принимала католицизм. В ходе Освободительной войны в Украине сложились не элемен­ты государственности, а полностью сформировалось государство в основных своих функциях”[12]. Такой вывод представляется вполне обоснованным, учитывая как развитость структуры всех ветвей власти в Украине, так и ее контакты с сопредельными странами, а прежде всего условия пребывания Украины в соста­ве России, зафиксированные Мартовскими статьями Богдана Хмельницкого.
           Вместе с тем, в украинской историографии уже в 1993 г. при­менительно к Освободительной войне утверждается термин “национальная революция”[13]. Содержание этого термина авторы определяют следующим образом:

“а) создание независимого го­сударства в этнических границах Украины, а также и благопри­ятных условий для развития украинской нации;

б) утверждение нового социально-экономического строя, в основе которого ле­жала бы мелкая (фермерского типа) собственность на землю”[14].

           Употребление термина “революция” в данном случае пред­ставляется совершенно не правомерным. Революция есть не только изменение социально-экономического строя, но переход от изжившей себя общественно-экономической формации к бо­лее прогрессивной, переворот во всей социально-экономической структуре общества. Национально-освободительная революция тоже предполагает смену общественно-экономической форма­ции, чего в Украине в середине XVII в. не произошло, и сами упо­мянутые выше авторы называют сложившееся в Украине госу­дарство феодальным. Кстати, о казацкой буржуазно-демократи­ческой революции середины XVII в. писал М.Н. Покровский в свете теории “торгового капитализма”, как социальную револю­цию, приведшую к падению феодального строя в Украине, рас­сматривал войну 1648-1654 гг. В.А Мякотин[15].
.....

На примере Хмельницкого и Мазепы мы можем видеть, как у двух политических деятелей, вышедших корнями из одной со­циальной среды, формируется разный склад характера, разные жизненные ценности, разное понятие о соотношении личной вы­годы и долга перед страной и народом.
....
В поисках справедливости Богдан обратился к королю. На аудиенции состоялся любопытный разговор, который позво­ляет предположить, что начавшееся в декабре 1647 г. казацкое восстание произошло если и не по “подсказке” Владислава IV, то, во всяком случае, с его ведома. “Силе следует противопоставить силу, - говорил король. - Ты также воин. Если Чаплинский смог найти себе приятелей и товарищей, и ты можешь найти. Знаю я и об утеснениях казаков, но помочь вам не в силах. Пора бы, ка­жется, всем вам вспомнить, что вы воины; у вас есть сабли: кто вам запрещает постоять за себя? Я же со своей стороны всегда буду вашим благодетелем”[32].
  “Такой откровенности, - писал Н.И. Костомаров, - было до­статочно, чтобы показать Хмельницкому что он может и что должен делать ... Хмельницкий выехал из Варшавы без удовле­творения, осмеянный, но с твердой решимостью освободить Украину от власти панства и, может быть, сделать казаков ору­дием преобразования Речи Посполитой”[33]. Таким образом, уже начиная восстание в декабре 1647 г., Хмельницкий не изменял ни королю, ни Речи Посполитой: его целью была ликвидация Орди­нации 1638 г., восстановление привилегии казачества и обуздание своевольства магнатов-“королевят”, усиление королевской вла­сти.
.....
Богдан Хмельницкий 32 года верой и правдой служил королю и даже, вынужденный поднять восстание за права укра­инского народа, стремился вначале добиться этих прав, сохранив верность присяге и единство с Речью Посполитой. Мазепа, не прослужив и четырех лет, ради личной карьеры и выгоды примк­нул к восставшим и изменил своему королю.
Деятельность Богдана Хмельницкого по созданию украин­ского государства в годы Освободительной войны, эволюция [77] идеи воссоединения с Россией как единственной возможности со­хранения сформировавшегося украинского государства, положе­ние Украины в составе России - все эти вопросы рассматрива­лись в подготовленном Н.М. Рогожиным и мной докладе, зачи­танном в январе 2004 г. на российско-украинской конференции по поводу 350-летия Переяславской рады, проходившей в Инсти­туте российской истории РАН (материалы конференции опубли­кованы). Украина в составе России полностью сохраняла свой го­сударственный строй, свою систему высших и местных органов власти, свои финансы, налоги, свое войско, гетман вел самостоя­тельную внешнюю политику, которая вполне органично сплета­лась с политикой России.
.....
Изменив В.В. Голицыну и Софье, Мазепа не мог отказать се­бе в удовольствии лягнуть поверженного льва. Он тут же, на ау­диенции у Петра, подал челобитную, обвинявшую Голицына в лихоимстве, в том, что тот при избрании гетманом вынудил Ма­зепу дать ему взятку не менее чем на 21 тысячу рублей[52].
           Внешнеполитическая и внутренняя деятельность гетмана до его присоединения к армии Карла XII в октябре 1708 г. предста­вляется вполне успешной. В 1696-1698 гг. вместе с российскими войсками он предпринимает удачные походы в низовье Днепра, которые привели к взятию крепостей Тавань, Шелкермень и Ка­зикермень. Украинские казаки участвовали во взятии Азова и, по более чем смелому мнению Т.Г. Яковлевой, 19 июля 1696 г. имен[82]но “казаки Мазепы во главе с черниговским полковником Я. Ли­зогубом взяли Азов. Мечта Петра осуществилась”[53]. Успехи во­енных действий в низовьях Днепра Петр пытался использовать во время Великого Посольства 1697-1698 гг. для активизации действий союзников по Священной Лиге против Османской им­перии[54].

           После того, как по условиям Константинопольского мира 1700 г. Россия отказалась поддерживать официальные диплома­тические отношения с крымским ханом (как с вассалом султана), отношения эти были передоверены Мазепе, вплоть до весьма важных вопросов, таких как демаркация границы в 1705 г. Мазе­па вел дипломатическую переписку и с польскими магнатами, и с королем Августом II.

           Самостоятельность Мазепы в вопросах внешней политики выросла в условиях Северной войны, когда Петру нужен был своеобразный “буфер” на юге. Стабильность на Украине и силь­ная гетманская власть обеспечивали ему спокойный тыл. Имен­но с этих позиций следует рассматривать и награждение Мазепы орденом Святого Апостола Андрея Первозванного 8 февраля 1700 г. Мазепа стал вторым по счету кавалером главного россий­ского ордена[55].
.....
Основной вопрос в том, была ли возможна украинская госу­дарственность и почему она потерпела крах. Это традиционный вопрос, сейчас он исследуется в историографии.
           Что касается поддержки населения и поддержки старшины. Мне представляется, что все-таки такой поддержки у Мазепы не было. Поддержки населения не было по вполне понятным причи­нам: из-за его социальной политики. В тексте я показываю соци­альную и внутреннюю политику гетмана, направленную на уси­ление феодальных порядков на Украине и нобилитацию казац­кой старшины.

           Что касается старшины, то она тоже была недовольна пози­цией Мазепы главным образом из-за его тенденции к авторитар­ной власти. К тому же казацкая старшина была уже достаточно тесно связана с Россией, да и опасалась поднимавшегося на Укра­ине народного движения против шведов и Мазепы. Но тем не менее, старшина с определенной симпатией выслушивала анти­московские выступления гетмана.

           Упрек в том, что я не коснулся дела Кочубея. Конечно, надо было бы сказать, что то, что Петр отдал Кочубея на растерзание, свидетельствует о его недальновидности и излишней доверчи­вости.

           И в связи с этим - еще один эпизод. Украинские историки - Грушевский, Чухлиб, Смолий, а с ними и Яковлева - дружно зая­вляют, что одной из причин измены Мазепы было то, что Петр [98] заявил Мазепе, будто он не будет оказывать гетману никакой во­енной помощи в 1707 г. И якобы по этой причине Мазепа изменил.

           Но это опять традиционный перегиб. Ситуация во время лю­бой войны, как говорится, “штатная”. Командиры на всякий слу­чай требуют себе больше войск. И главнокомандующий резко и жестко отвечает: “Обходитесь своими силами! Мне они нужны в другом месте”. Это совершенно традиционная позиция, и усмат­ривать в этих словах нежелание Петра оборонять Украину про­сто нелепо. К тому же Петр в 1707-1708 гг. много сделал для уси­ления обороны Украины.
......
  • +0.12 / 4
  • АУ
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
29 апр 2022 00:04:45

 
Есть историки, а есть методы мол. биологии. Можно просеквенировать почти целиком геномы умерших 2-3 тысячи лет назад людей (ДНК, полученная из костей), правда, если использовать мою технологию клонирования ДНК. Другими методами это намного сложнее и дороже. Эти методы использовались для секвенирования геномов неандертальцев, пещерного медведя. Но массово (для секвенирования геномов тысяч людей по их останкам) их применять сложно - дорого.
 
Вот когда я все-таки получу возможность широкомасштабно применять мои технологии, тогда и история станет наукой, а не пустой спекуляцией.
  • +0.13 / 5
  • АУ
 
 
 
  archeoluch ( Слушатель )
24 май 2022 22:13:06
Сообщение удалено
archeoluch
27 май 2022 01:33:44
Отредактировано: archeoluch - 27 май 2022 01:33:44

  • +0.03
 
  Profaner ( Слушатель )
01 мар 2022 11:41:10

  Мелко, Хоботов (с). 
  Предлагаю! После аннигиляции Букрии присвоить лавры "копателей Черного моря" Требующий Шах и мат Расстреливающий
  Тяжело впихнуть невпихуемое - в методичках по "русскому цивилизационному коду" нихрена нет, потому что пишут их чужаки с совершенно другой "прошивкой", либо, в лучшем случае, отформатированные "иваны не помнящие родства". Именно поэтому ничего кроме смеха ваятели "скреп"(и это касается всех, от АП до Патриарха, не считая мелких брызг, включая ГА) не вызывают, уж не взыщите Веселый
  • +0.15 / 6
  • АУ