Понемножку обо всем
233,660 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
25 фев 2022 11:47:48

Америка не должна игнорировать демократический распад Мексики

новая дискуссия Статья  178

Америка не должна игнорировать демократический распад Мексики
Одержимость Вашингтона мигрантами искажает политику США
Артуро Сарухан
18 февраля 2022 года

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор и президент США Джо Байден в Вашингтоне, округ Колумбия, ноябрь 2021 года
Jonathan Ernst / Reuters
Примечание редактора: Эта статья является частью серии исследований отношений Вашингтона со своими союзниками после первого года пребывания президента США Джо Байдена в должности.




Подход бывшего президента Дональда Трампа к дипломатии “мой путь или шоссе” (прим. Идиома буквально говорит слушателю, что если он не хочет следовать требованиям говорящего, ему придется уйти, в частности, пойти по шоссе из города, в противном случае, если он решит остаться, он должен будет следовать требованиям говорящего) серьезно повредил отношениям Соединенных Штатов с Мексикой. К счастью, администрация Байдена предприняла шаги, чтобы поставить партнерство на более прочную основу. Однако отсутствие стратегического видения и интереса, а также политические ограничения в Вашингтоне и Мехико препятствуют более тесному партнерству, которое может принести дивиденды обеим странам.
До избрания Трампа американо-мексиканское сотрудничество шло по восходящей траектории с начала 1990-х годов. Два ключевых момента—принятие Североамериканского соглашения о свободной торговле, которое помогло интегрировать экономики стран, и нападения 9/11, которые вынудили обе страны углубить сотрудничество в области национальной безопасности и разведки, — изменили ход отношений. События закрепили парадигму общей ответственности как способ решения проблем и использования возможностей. Безусловно, между обеими странами всегда будет существовать резкая асимметрия власти, и в течение трех десятилетий конструктивных отношений иногда возникали разногласия. Тем не менее, сменявшие друг друга правительства разных политических мастей по обе стороны границы понимали, что две страны играют уникальную и взаимозависимую роль в благополучии и безопасности друг друга.
Трамп и его дипломатический вандализм бросили вызов этому основополагающему предположению. В преддверии выборов 2022 года чиновники администрации, несомненно, предпочли бы избегать изображений мигрантов и беженцев, направляющихся к границе; они хорошо знают, что Республиканская партия будет использовать такой сценарий на промежуточных выборах. Они понимают отношения в чисто транзакционных терминах: они дают Соединенным Штатам то, что, по их мнению, они хотят в обмен на то, что Вашингтон не ставит под сомнение их внутреннюю политику, многие из высказываний официальных лиц серьезно ослабляют Мексику. Со своей стороны, администрация Байдена закрыла глаза на антидемократические шаги Лопеса Обрадора, потому что ей нужна его поддержка в перехвате мигрантов, направляющихся в Соединенные Штаты через Мексику. В преддверии выборов 2022 года чиновники администрации, несомненно, предпочли бы избегать изображений мигрантов и беженцев, направляющихся к границе; они хорошо знают, что Республиканская партия будет использовать такой сценарий на промежуточных выборах.
Таким образом, Вашингтон попал в “ловушку Эрдогана”: администрация Байдена дала Лопесу Обрадору свободу действий во внутренней политике в обмен на его помощь в сдерживании миграции, в сделке, которая перекликается с договоренностями, которые некоторые европейские правительства заключили с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в обмен на помощь Турции в прекращении потоков сирийских беженцев в Европу в 2015-16 годах. Эта стратегия, основанная главным образом на внутренней политике и императивах США, игнорирует тот факт, что эрозия демократии Мексики не только окажет глубокое влияние на двустороннюю повестку дня, но и затронет жизненно важные интересы национальной безопасности и геостратегии США.
Во внутренней политике Лопеса Обрадора есть много поводов для критики. С самого начала его правления самой серьезной опасностью всегда было его видение имперского президентства и сведение на нет сдержек и противовесов и автономных институтов, которые поколение мексиканцев кропотливо создавало несколько десятилетий. Теперь президент удвоил эту угрозу. Будь то судебная власть, регулирующие органы, автономные учреждения или академические круги, все они были мишенью, осмолены и вычеркнуты с президентской трибуны запугивания как «неолиберальные» заинтересованные стороны, созданные для поддержки «элит», «сливок общества» и статус-кво анте (прим. Status quo ante bellum (также statu quo ante bellum, часто сокращаемое до status quo ante) — латинское выражение, означающее «ситуацию, которая существовала до войны»). Правительственные учреждения, органы государственной службы, их возможности и пропускная способность были выпотрошены.
И по мере того, как Мексика приближается к середине срока полномочий Лопеса Обрадора, его парадигма «объятия, а не пули» унесла больше жизней, чем «война с наркотиками» бывшего президента Фелипе Кальдерона, милитаризируя государственную политику способом, невиданным со времен постреволюционной эпохи страны  конца 1920-х годов, в то время как его «честность» угрожает быть более обременительной для жизнеспособности мексиканского государства, чем «коррумпированность» бывшего президента Энрике Пенья Ньето. Более того, за три года своего пребывания у власти президент стремился ослабить институты Мексики, чтобы они не могли его сдерживать. Но это также означает, что он не может полагаться на них для обеспечения роста, смягчения последствий пандемии, разрешения социальных конфликтов, борьбы с растущей общественной незащищенностью, использования геостратегических активов Мексики или даже облегчения его возможного ухода с поста и обеспечения того, что он наиболее решительно намерен оставить после себя: наследие. К концу его срока в 2024 году политики в Вашингтоне вполне могут задаться вопросом: «Кто, когда, и почему мы потеряли Мексику?»
ЦАРИТ НЕДОВЕРИЕ
Лопес Обрадор заслуживает некоторой вины за нынешнее положение дел. Во-первых, он открыто сделал ставку на переизбрание Трампа. В 2020 году он отправился в Вашингтон в разгар президентской кампании в США и елейно похвалил Трампа на церемонии в Розовом саду. Поездка была объявлена как празднование Соглашения США-Мексики-Канады (USMCA), торгового соглашения, которое заменило НАФТА. Несмотря на то, что законодатели-демократы сыграли важную роль в его прохождении, Лопес Обрадор не соизволил встретиться с ними. Он также не продвинулся на Капитолийском холме прошлой осенью, когда он, Байден и премьер-министр Канады Джастин Трюдо встретились на саммите лидеров стран Северной Америки — первой встрече лидеров стран более чем за пять лет. Контраст с Трюдо был поразительным: премьер-министр посетил лидеров конгресса обеих партий и выступил с речью в одном из известных вашингтонских аналитических центров.
Кроме того, Лопес Обрадор был одним из последних мировых лидеров, поздравивших Байдена с победой в 2020 году. Затем он беспечно предложил политическое убежище Джулиану Ассанжу, основателю WikiLeaks, не обращая внимания на ущерб, нанесенный Ассанжем президентской кампании Хиллари Клинтон в 2016 году. Послание демократам и Байдену было ясным: у Лопеса Обрадора есть глубокие и укоренившиеся опасения по поводу них.
Это недоверие частично связано с его заявкой на пост президента Мексики в 2006 году, которая, по его мнению, была украдена у него на мошеннических выборах. Лопес Обрадор считает, что демократы—из—за того, что, по его мнению, в то время должна была быть общая политическая ориентация - должны были публично поддержать его утверждение; с тех пор он держит обиду. Трамп также дал мексиканскому президенту свободу действий в своей внутренней политике, пока он помогал стратегии Трампа по ограничению иммиграции через мексиканскую границу. Лопес Обрадор уступил угрозам Трампа ввести карательные тарифы на мексиканский экспорт, если Мексика не сделает больше, чтобы остановить поток мигрантов из Центральной Америки.  Он развернул национальную гвардию, чтобы депортировать их, прежде чем они смогут пересечь границу, молчаливое  обеспечение реализации так называемой политики “Остаться в Мексике”, также известной как Протоколы о защите мигрантов, заставляющие иммигрантов из третьих стран, ходатайствующих о предоставлении убежища в Соединенных Штатах, ждать в Мексике неопределенно долго, пока их заявления обрабатываются. Неявный quid pro quo заключался в том, что администрация Трампа будет молчать о том, что происходит внутри страны к югу от границы. Лопес Обрадор с его вестфальским взглядом на международные отношения и национальный суверенитет считает их исключительно внутренними вопросами. Поэтому он был обеспокоен тем, что Байден, обладающий обширными знаниями и опытом работы в Латинской Америке, будет более склонен высказываться.
Лопес Обрадор является частью длинной череды мексиканских президентов, которые привели страну к положению  ниже своего веса на международной арене. Сочетание зацикленности на самом себе и отсутствия цели, амбиций, бюджета и всеобъемлющей большой стратегии означало, что когда дело доходит до глобальных дел или даже дел полушария, его дипломатическая нагрузка была прискорбно ничтожной, особенно по сравнению с другими развивающимися экономиками и региональными державами. Но теперь, с пренебрежением Лопеса Обрадора к внешней политике и его общим стремлением к жесткой экономии, международное присутствие страны еще больше сокращается, и Мексика теряет свой вес в мировых делах. И это не может быть хорошо для американо-мексиканских связей.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕЗАПУСК
Многое должно произойти, чтобы построить действительно стратегические отношения между Мексикой и Соединенными Штатами. Для начала американские политики как в исполнительной власти, так и в Конгрессе должны перестать рассматривать Мексику как стратегическую запоздалую мысль. Вашингтон и Мехико — и Оттава тоже — должны сотрудничать в вопросах транснациональной организованной преступности, миграционных потоков и энергетической безопасности и политики должны понимать, что эта цель будет достигнута только в том случае, если Мексика и Канада станут неотъемлемой частью стратегии, особенно в том, что касается торговли и конкурентоспособности, цифровой экономики и кибербезопасности.
В будущем отношения должны основываться на трех принципах: последовательно сотрудничать; целостно координировать действия между правительственными учреждениями внутри каждого правительства, а затем через границу; и бросать вызов друг другу, когда это необходимо. Возобновление североамериканского саммита прошлой осенью дает некоторую надежду. Крайне важно участвовать и координировать стратегии, учитывая сбои в цепочках поставок и производственных платформах в Северной Америке; пандемию COVID-19; продолжающуюся деградацию климата; и беспрецедентное число мигрантов и беженцев, перемещающихся по Северной и Южной Америке. В прошлом Канада, как правило, сопротивлялась трехсторонним североамериканским связям (потому что, как считалось, это умаляло ее отношения с Вашингтоном), а Мексика, как правило, поощряла их (чтобы обеспечить единый фронт и усилить давление на своего соседа). Сегодня, похоже, Соединенные Штаты являются стороной, наиболее заинтересованной в трехсторонней повестке дня. Это умная стратегия, потому что она может объединить Канаду и Соединенные Штаты в противодействии некоторым худшим политикам Лопеса Обрадора, таким как его шаги по энергетике, которые нарушают USMCA и угрожают помешать региону двигаться к зеленой экономике. Триангулированная дипломатия — такая как разработка соглашения о беженцах и мигрантах в полушарии, может помочь обеспечить, чтобы администрация Байдена не противостояла Мексике и не ставила под угрозу ее готовность продолжать поддерживать главный приоритет Байдена в отношениях: сокращение миграции.
Октавио Пас, один из нобелевских лауреатов Мексики, однажды сказал, что мексиканцам и американцам трудно понять друг друга, потому что американцы не умеют слушать, а мексиканцы не умеют говорить. Последние три десятилетия изменили этот разговор, и американцы все больше настраиваются, а мексиканцы медленно учатся озвучивать свои приоритеты. Сейчас настало время для обеих стран возобновить отношения, отбросить устаревшие представления и инвестировать стратегический и дипломатический капитал.
·       АРТУРО САРУХАН-международный консультант, карьерный посол и бывший дипломат. Он занимал пост посла Мексики в Соединенных Штатах с 2007 по 2013 год.
 
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!