Цитата: gandi
О рефлексах
Добавлю о рефлексах. ЧВВАУЛ, 3 курс, сентябрь 1987 г. Курсанты уже два сезона отлетали на Л-39 и больше сезона отлетали на МиГ-23, причем как минимум по месяцу-два - на одиночках. Особых проблем с посадкой не было ни у кого. И вот, в один несчастливый день, один из курсантов 2АЭ (коммандир - подполковник Клочков) при посадке превышает скорость и начинает козлить на полосе, на команду РП "Полный форсаж, закрылки на взлет, шасси убрать, уход на второй круг", реагирует нсколько неадвекватно (т. е. перекладывает закрылки на взлетный угол, убирает шасси и ПОСЛЕ дает полный форсаж). В результате самолет при подаче керосина в форсажную камеру дает некоторую просадку, но шасси с замков уже убраны. Итог - самолет падает на брюхо на полосу, тут же загорается и прокатывается почти до конца полосы. От удара у мигаря заклинивает аварийный сброс фонаря, поэтому курсант ногами выбивает стекло фонаря и выскакивает из кабины (обгорели руки, ноги и лицо, курсант выжил, но было сделано несколько пластических операций, а с летной работы был списан, дальнейшую судьбу не знаю). Борт под списание. Со следующих полетов ВСЕ курсанты стали дружно козлить, даже был придуман метод ликвидации "козла" - при первом же подскоке выпуск тормозного парашюта. Выглядело со стороны довольно необычно, но ПТС "козла" объезжала стопроцентно. Больше таких трагических случаев не было, а по прошествии пары месяцев козление сошло "на нет".
Т. е. пока не было случаев козления, все курсанты садились на рефлексе - как учили. Как только высянилась реальность погибнуть при превышении скорости, все стали ее контролировать усиленно мозгами и руками, а в результате ообратный эффект - массовое превышение скорости посадки.