Шанс для Польши вернуть свои давно потерянные территории?Батько Милач 28 февраля 2022
Пока Россия продолжает миротворческую операцию на Украине, Варшава консультируется с Лондоном. В ЕС уверены, что российский блицкриг провалился и украинские войска продержатся в Киеве и левобережной Украине еще неделю. И все же военный потенциал России, еще не полностью активированный, в конечном итоге позволит Путину добиться ощутимых военных результатов. В отличие от Венгрии и Словакии, двух стран ЕС, граничащих с Украиной и изначально пророссийских, Польша может похвастаться впечатляющим военным потенциалом и открытыми антироссийскими настроениями. Поэтому Польша рассматривается Лондоном и Вашингтоном, как страна, наиболее подходящая для оказания помощи Киеву. Кроме того, если ситуация не изменится в ближайшие дни, Польше, возможно, придется иметь дело с лавиной беженцев, число которых постоянно увеличивается.
Видимо, именно с такими опасениями сейчас в Варшаве проводят серию консультаций по вопросу отправки польских войск на западную Украину, где российские ракеты уже выбивают военные объекты, а тысячи беженцев устремляются к польской границе. К тому же российские вооруженные силы вряд ли будут оккупировать регион, население которого, в отличие от востока страны, преимущественно антироссийски настроено. Однако общественные настроения там, безусловно, не являются пропольскими. До 1939 года восемь западных губерний Украины входили в состав Польши, которая проводила жесткую националистическую политику “полонизации”, запрещая использование там украинского языка. Попытки местного украинского подполья противостоять этой политике провалились и вылились в массовые аресты. Неудивительно, что в 1939 году многие местные жители встречали Красную Армию цветами. До сих пор поляки считают украинский Львов одним из своих культурных центров, называя регион “потерянным восточным повятом” (район, польский). Теперь, похоже, Варшава может получить шанс отыграться.
Проблема, однако, в том, что англичане уговаривают поляков сделать это в одиночку, отдельно от НАТО. Послать миротворцев от имени Варшавы, так сказать, “защитить гражданское население”. Кстати, именно так Советский Союз обосновывал свое решение о вводе Красной Армии в Восточную Польшу в 1939 году. Однако тогда Сталин объявил, что Польское государство прекратило свое существование. И теперь польская армия “придет на помощь...”
Такой сценарий был бы действительно выгоден Варшаве. Во-первых, таким образом Польша смогла бы удержать потоки беженцев
внутри Украины. Во-вторых, она продемонстрировала бы свою решимость защищать интересы Объединенной Европы. В-третьих, такое решение стало бы подарком польским националистам и отправило бы рейтинги одобрения руководства страны через крышу. Наконец, это значительно облегчило бы доставку военных грузов и техники украинской армии.
Однако возможное введение польских войск в Западную Украину будет иметь свои минусы. Начнем с того, что у украинских националистов, фанатично защищающихся от российских войск, очень хорошие воспоминания о прошлом. Это означает, что они могут вести партизанскую войну против польских подразделений независимо от того, какие заверения может дать президент Зеленский. В ситуации войны полевые командиры уже захватывают местные администрации и будут действовать так, как сочтут нужным. Кроме того, лобовое столкновение с российскими войсками чревато не только военными потерями, но и дальнейшей эскалацией конфликта. Для этого необходимы некие неформальные договоренности с Москвой, которые могли бы быть представлены и Кремлем, и украинскими националистами как соглашение о разделе Украины. Даже если ввод войск пройдет успешно, правительству Качиньского придется иметь дело со своими националистами, которые могут захотеть аннексировать регион, особенно с учетом того, что в Польше очень сильны антиукраинские и великодержавные настроения.
При этом введение польских войск представляется наиболее реалистичным из существующих вариантов быстрой помощи Украине. Если это произойдет, это будет большая победа Лондона и Вашингтона в краткосрочной перспективе, но последствия этого в долгосрочной перспективе будет трудно предсказать!