Не ожидайте, что санкции решат системные проблемы незаконного финансирования ВеликобританииТом Китинг28 Февраля 2022
Санкции не будут устранять глобальную угрозу безопасности, создаваемую ролью Великобритании в незаконном финансировании – это ответственность правительства.Прошедшая неделя резко показала значительную роль Великобритании в глобальном отмывании денег и уязвимости, которые эти грязные деньги создают для Великобритании. То, что потребовался кризис, такой как вторжение в Украину, чтобы привлечь внимание правительства к этим вопросам – продукту десятилетий соучастного пренебрежения - является позором.
После рискованного начала Великобритания действительно ввела значительные санкции против России. Действия в четверг, несомненно, нанесут значительный ущерб российской экономике. Вы не можете заморозить активы второго по величине банка страны, не причинив огромного прямого и сопутствующего финансового ущерба.
Но введение жестких санкций не заменит снижения устойчивой роли Великобритании в продолжении глобальных прачечных и роли, которую они играют в создании геополитической нестабильности, однако этот момент, похоже, ускользает от нынешнего премьер-министра и его команды высшего руководства.За последнюю неделю Борис Джонсон сделал ряд экстраординарных и часто ошибочных заявлений, которые делятся на две основные категории. Во-первых, он, похоже, считает, что Великобритания делает все возможное для борьбы с незаконным финансированием. На вопросы премьер-министра на прошлой неделе он нагло
заявил: "Я не думаю, что какое-либо правительство может сделать больше, чтобы искоренить коррумпированные российские деньги, и это то, что мы собираемся сделать. Мы можем гордиться тем, что мы уже сделали, и мерами, которые мы изложили", а затем удвоили, заявив, что "Ни одна страна не делает больше, чем Великобритания, для решения этой проблемы". Оба заявления предполагают отрыв от реальности.
Во-вторых, и министр иностранных дел, и премьер-министр молчаливо признали, что у Великобритании есть проблема с грязными российскими деньгами (и из многих других стран тоже). Министр иностранных дел неоднократно
высказывал предположение, что в случае эскалации российской агрессии против Украины олигархам и союзникам Владимира Путина негде будет спрятать свои активы. И премьер-министр
обязался "открыть русскую куклу собственности, собственности компаний в Лондоне и посмотреть, кто стоит за всем". Эти заявления вызывают вопрос: "Почему им вообще разрешили скрывать свои активы в Великобритании?".
С каждым заявлением, которое они делают, Джонсон и его руководство ясно дают понять, что они знают, что у Великобритании есть проблема с грязными деньгами, но на сегодняшний день он активно стремился отложить возможность решения этой гнойной раны, которую его собственный интегрированный обзор 2021 года признал угрозой безопасности Великобритании. Столь необходимое законодательство было отправлено на кладбище "когда позволяет парламентское время"; реформы, которые проводят те, кто работает в компаниях,
публичное признание (Q113) неоднократно откладывается; а разведывательные, следственные и правоприменительные возможности, необходимые для сдерживания потока грязных денег, прискорбно недофинансированы и перестреляны клептократами и преступниками.
Правительство часто быстро придумывает оправдания в поддержку заявления премьер-министра о том, что Великобритания делает все возможное. Тем не менее, если это правильно, то перспективы мрачные. Если это неправильно, то пренебрегать действиями, необходимыми для устранения этой национальной угрозы, безответственно.
Правительство, возможно, и объявило о достойных целях, но для того, чтобы руководство Великобритании начало действовать, потребовалась война в ЕвропеВ парламенте в четверг вечером, когда он объявил о новых санкциях в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину, премьер-министр взял на себя несколько обязательств, которые важно тщательно изучить.Во-первых, он обязался выдвинуть до Пасхи элементы отложенного законопроекта об экономических преступлениях, чтобы укрепить способность правительства использовать приказы о необъяснимом богатстве (UWO), инструмент расследования, который может потребовать от политиков и чиновников с активами в Великобритании, чтобы доказать их законность. Когда UWO впервые были представлены в 2017 году, они были перепроданы как важный шаг вперед в борьбе с незаконным финансированием, но они никогда не собирались стать панацеей от проблемы и не смогли преодолеть фундаментальные пробелы в системе.Во-вторых, он обязался "изложить более подробную информацию ... о ряде решений, которые будут включены в полный законопроект на следующей сессии, в том числе о реформах Регистрационной палаты и реестра иностранной собственности». Предполагаемая отсрочка законопроекта об экономических преступлениях является одной из причин, по которой лорд Агню ушел в отставку с такой помпой в прошлом месяце.
В – третьих, он объявил – к большому удивлению Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA) - что правительство "создаст новую специальную “клептократическую ячейку” в Национальном агентстве по борьбе с преступностью для борьбы с уклонением от санкций и коррумпированными российскими активами, скрытыми в Великобритании".Это бросается в глаза, но НКА уже много лет является домом для Международной группы по борьбе с коррупцией (ICU) и
Международного координационного центра по борьбе с коррупцией. СИС имеет конкретный мандат на расследование "отмывания денег в Великобритании в результате коррупции высокопоставленных чиновников за рубежом". Зачем нужен еще один блок? Почему бы должным образом не использовать существующие возможности, чтобы они могли выполнять работу, для которой они предназначены? Это объявление-дымовая завеса, попытка вытащить из шляпы привлекательного кролика. Без ценника, прикрепленного к этому устройству, это может быть еще одним пустым обещанием, призванным запутать десятилетие сокращений потенциала правоохранительных органов и прокуратуры.
Правительство, возможно, объявило о достойных целях, но для руководства Великобритании потребовалась война в Европе. Война не сделала эти деньги грязными – они были здесь, разъедая общество и подрывая институты страны на протяжении десятилетий. Недостатки, которые, как мы надеемся, будут рассмотрены в законопроекте об экономических преступлениях, уже давно определены, но они были проигнорированы из-за некомпетентности, незаинтересованности или того хуже.
Итак, да, нам нужно обновленное законодательство, и нам нужны меры, которые позволят NCA бороться с клептократами, не обанкротив агентство в юридической перестрелке – то, что бывший генеральный директор NCA поднял с Комитетом по разведке и безопасности для своего доклада о России. Но эти меры мало что делают для преодоления фундаментальных пробелов в возможностях и возможностях в системе.
Санкции – это инструмент делегирования - они позволяют правительству сказать: "Посмотрите, что мы сделали" и отступить, в то время как другие работают от их имениНо, хотя требуется новое законодательство, в Великобритании уже есть хорошо укомплектованный инструментарий для борьбы с незаконным финансированием. Так почему же реакция страны настолько анемична? Почему олигархам (и другим) было разрешено скрывать свои деньги в Великобритании? Были ли мы довольны тем, что деньги текут, пока они финансируют галереи, политические партии и другие "достойные причины"? Ситуация напоминает готовность предыдущих правительств предоставить джихадистам безопасные убежища в Великобритании, если они не причинили вреда. Мы знаем, как эта политика закончилась в июле 2005 года.Три фундаментальных вопроса все еще отсутствуют – вопросы, по которым парламентарии, несмотря на разрыв, должны неустанно преследовать правительство.Во-первых, лидерство. Массив министров из Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, Казначейства, Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел, Содружества и развития, которые приходят в парламент, чтобы ответить на вопросы по вопросам незаконного финансирования, ясно указывает на то, что борьба с незаконным финансированием не является приоритетом. Кто несет ответственность за успех? Карьера ни одного министра не зависит от успешного решения проблемы грязных денег Великобритании. Ближе всего к ответственности в последнее время были усилия Бена Уоллеса, когда он был министром безопасности и экономической преступности. Он искренне заботился. Когда министр кабинета министров в последний раз убедительно (если вообще) говорил об этой угрозе национальной безопасности? И Дамиан Хиндс, преемник Уоллеса, убрал экономическую преступность из своего титула.
Во-вторых, приоритеты. Несмотря на недели риторики, правительство не смогло собрать более нескольких имен для публикации во время своих "массивных" санкций в отношении России, и они были в основном скопированы с других режимов. Это говорит о том, что в правительстве понимание того, кто имеет связи с Кремлем и их финансовым профилем, скудно. Если грязные деньги представляют угрозу национальной безопасности, что делается для сбора и развития разведданных? Капризов и оценок от NCA будет недостаточно. Представьте себе, если бы такой подход был применен к этой другой угрозе национальной безопасности - терроризму.
В-третьих, ресурсное обеспечение. В Великобритании есть достаточно инструментов в коробке, но эти инструменты используются недостаточно. Например, что делается для использования доступа британских агентств (через механизм
обмена нотами) к регистрационной информации компаний, хранящейся на заморских территориях Великобритании, для активного выявления и нацеливания на подставные компании, связанные с Кремлем и его сторонниками? Журналисты и авторы, по-видимому, лучше разбираются в этой проблеме, чем правительство.
Санкции - это инструмент делегирования; они требуют, чтобы другие (в первую очередь частный сектор) приняли меры. Они позволяют правительству сказать: "Посмотрите, что мы сделали" и отступить, в то время как другие работают от их имени. Это не способ решения фундаментальных и системных проблем, которые сделали Великобританию глобальным центром незаконного финансирования.
Путь вперед не сложен. Это требует лидерства, определения приоритетов и ресурсов, которые отсутствуют в ответе правительства Великобритании, когда дело доходит до подлинного противостояния уязвимости незаконного финансирования Великобритании – уязвимости, которая, по собственной оценке правительства, является угрозой национальной безопасности и поддерживает глобальный кризис.