Китай имеет огромную благоприятную возможность стратегического сотрудничества с ИндиейВ то время как различия между США и Индией расширились, Пекин и Нью-Дели сделали аналогичные заявления по украинскому конфликту. Мохаммед Зишан21 марта 2022 года На этой фотографии, опубликованной пресс-службой МИД России, министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар (слева), министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Китая Ван И позируют для фотографии в кулуарах встречи министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества, Содружества независимых Государств и государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в Москве, Россия, четверг, 10 сентября 2020 года.Пресс-служба МИД России через APНа прошлой неделе Пекин предложил визит в Нью-Дели министра иностранных дел Китая Ван И в конце этого месяца. Ван будет в пан-южноазиатском турне, и Китай, как сообщается, спросил Индию, примет ли она его.Индия до сих пор
не была привержена этому предложению, и короткое уведомление вполне может сорвать визит. Но решение Пекина предложить такой визит — первый после столкновений в Галване в 2020 году между Индией и Китаем — все равно является важным.
В течение нескольких недель Китай имел возможность обратиться к Индии в разгар
растущего разрыва между Вашингтоном и Нью-Дели. Этот разрыв стал только шире с конфликтом на Украине, где Индия и Китай сделали
аналогичные комментарии, сочетая тихий дискомфорт по поводу одностороннего вторжения России с существующим и растущим скептицизмом Запада.
На встречах Quad Индия неоднократно нарушала единство с Японией, Австралией и США и сдерживала коалицию от осуждения России за ее вторжение. Совсем недавно Индия начала публично интересоваться дешевой российской нефтью, которая ищет новых покупателей в условиях противостояния с Западной Европой. До сих пор, в марте, Индия импортировала
почти в четыре раза больше российской нефти, чем каждый месяц в прошлом году.
Несмотря на сильную зависимость Индии от импортного топлива, менее 5 процентов ее нефти обычно поступает из России. Это делает увертюры Индии все более значимыми. Одно дело - спокойно наращивать закупки российской нефти, и совсем другое - делать это агрессивно во время бомбардировок Москвы на Украине. В ответ на
критику со стороны Белого дома Нью-Дели
возмутился, утверждая, что “страны с нефтяной самодостаточностью ... не могут достоверно выступать за ограничительную торговлю”.
В сложившихся обстоятельствах Индия быстро становится вероятным союзником как для Китая, так и для России, и больше, чем когда-либо в прошлом, у президента Си Цзиньпина есть огромная возможность обнять Нью-Дели и вбить клин между Индией и Западом.
Несмотря на все разговоры о Китае как общей угрозе, Индия, похоже, не заботится о большей части того, что касается США. До сих пор, она не выразила никакой позиции по Тайваню, Синьцзяну или усилиям Китая по замене США в качестве лидера в глобальном экономическом управлении. Для Индии спокойствие на границе с Китаем является основной и, возможно, единственной целью.
Эта позиция была четко выражена в нескольких официальных заявлениях. Еще на прошлой неделе министр иностранных дел Индии Харш Вардхан Шрингла
заявил Китаю, что “мир и спокойствие в приграничных районах необходимы для развития наших отношений”. Нью-Дели скептически относится к тому, что США будут готовы помочь Индии в этом вопросе, не требуя обязательств в других местах - будь то в Азии или Европе.
Беспокойство продолжает витать над границей, но диалог продолжается. Благодаря многочисленным раундам переговоров Индия и Китай
завершили процесс разъединения вокруг чувствительного озера Пангонг в прошлом году. Ранее в этом месяце две страны провели
пятнадцатый раунд переговоров по урегулированию нерешенных вопросов в восточном Ладакхе. До этого Ван
признал, что неудачи, вызванные пограничной вспышкой, не служили фундаментальным интересам двух стран — редкое проявление сближения Пекина по пограничному спору.
Вплоть до войны на Украине Китай не спешил улавливать и использовать
растущее расхождение Индии с США по глобальным нормам и ценностям. В конце прошлого года, на фоне дипломатического бойкота Западом зимних Олимпийских игр в Пекине, Индия первоначально присоединилась к России в поддержке роли Китая в качестве принимающей стороны. Но эта позиция должна была быть отменена, когда Китай решил показать ветерана столкновений в Галване в своей эстафете огня — неспровоцированная цель Пекина.
Однако этот недавний интерес к встрече в Нью-Дели может быть признаком того, что Китай, наконец, просыпается к огромной стратегической возможности добиться оттепели с Индией.
Внутренняя политика также поможет.
Громкие победы на недавних государственных выборах еще больше укрепили руку премьер-министра Нарендры Моди и сделают примирение с Пекином политически возможным, несмотря на память Нью-Дели о столкновениях в Ладакхе два года назад. Между тем, Си собирается добиваться беспрецедентного третьего срока в качестве президента Китая в конце этого года.
С президентом России Владимиром Путиным, повышающим ставки конфронтации с Западом, Пекин вполне может рассматривать Индию как полезного партнера в глобальной геополитической игре.