22.03.2022 19:21
Авария трубопровода на Каспии может вызвать подорожание нефти
Из-за аварии на морском терминале под Новороссийском
отгрузка нефти Каспийским Трубопроводным Консорциумом (КТК)
может сильно сократиться. Это произойдет, если потребуется ремонт второго выносного причального устройства (ВПУ) морского терминала КТК, состояние которого проверяется. Сейчас остановлена работа только одного ВПУ из трех. В консорциуме отмечают, что пока отгрузки нефти идут по плану, но вывод из эксплуатации второго ВПУ приведет к их сокращению более чем наполовину.
Причинами аварии стал аномальный шторм (5 баллов) и шквальный ветер (31 метров в секунду) на Черном море. Мощность
нефтепровода, поставляющего 80% нефти из Казахстана к терминалам в России - 67 млн тонн в год. В 2021 году по нему было прокачано около 60 млн тонн нефти или около 1,2 млн баррелей в сутки.
Как отметил эксперт ИРТТЭК Кирилл Родионов, по нефтепроводу прокачивалась низкосернистая нефть из Казахстана. В Новороссийске она загружалась в танкеры и отправлялась покупателям, крупнейшие из них - Италия, США, Китай, Турция, Франция и Испания.
По мнению эксперта, если будет остановлена работа второго ВПУ, то отгрузка нефти может сократиться приблизительно на 840 тысяч баррелей в сутки. Это меньше одного процента от мирового потребления, поэтому сильного влияния на рынок авария не окажет. А вот проблемы для Казахстана она создаст, поскольку стране либо придется сокращать добычу нефти, либо направлять ее обходными маршрутами, в том числе через Россию.
В КТК входят компании разных стран. России в лице "Транснефти" принадлежат 24% акций консорциума, плюс 7% дочерней компании российской монополии "КТК Компани". Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI), в том числе в сотрудничестве с российскими частными компаниями.
Нефть, отгружаемая КТК, не попадала под санкции США против российской экспорта, но
если она пойдет через российскую трубопроводную систему, отделить ее от нашей нефти будет невозможно, отмечает Родионов. С его точки зрения,
на ремонт ВПУ может потребовать от трех недель до одного месяца.
...
Как отметил генеральный директор КТК Николай Горбань,
найденные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК будет вынужден сократить, как минимум, более половины отгрузок нефти. Мы должны исключить любые риски попадания нефти в море, поэтому оборудование будет выведено из эксплуатации, сказал Горбань.
https://rg.ru/2022/0…nefti.html