Перспективы развития России
25,361,426 130,582
 

  Dobryаk ( Профессионал )
02 апр 2022 10:18:15

Богу да в уши такое

новая дискуссия Дискуссия  174

 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
БЮРО ОТДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК РАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 
 29 марта 2022 г.
№ 4, § 22
г. Москва
 
 Примечание:  обо всем этом писал на ГА  много лет.... Услышат ли об этом наверху?


 
 § 22. О предлагаемых изменениях в организации системы управления российской наукой и роли Российской академии наук в современных условиях.
СЛУШАЛИ: академика РАН И.А. Щербакова с обращением о том, что в связи с произошедшими в последнее время событиями и изменением роли академии наук в современных условиях возникла необходимость переформатирования государственного задания для институтов, находящихся под научно-методическим руководством тематических отделений.
ОФН РАН обратилось к членам Бюро и руководителям научных организаций РАН с просьбой сформулировать предложения, направленные на изменения государственного задания и условий их реализации.
На рассмотрение членов Бюро выносятся поступившие предложения о предлагаемых изменениях в организации системы управления российской наукой и роли Российской академии наук в современных условиях.
В обсуждении вопроса приняли участие академики РАН Месяц Г.А., Щербаков И.А., Литвак А.Г., Садовский М.В. и др.
 
I. Предложения по оценке результативности академических институтов.
 


 
 Сейчас, в связи с введением различных санкций против РФ, участились случаи необоснованных отказов в публикации статей российских ученых в западных журналах, индексируемых в базах данных WoS и Scopus. Даже в тех журналах, которые продолжают публиковать наши статьи, происходит необоснованное затягивание рецензирования, необоснованные требования внести изменения в текст, «забывчивость», утеря файлов и т.д.
Пришло время изменить систему оценки результативности научных исследований в РФ и организацию системы управления российской наукой на основе следующих положений:
1. Оценку публикационной активности проводить на основе статей, опубликованных либо в научных журналах, соучредителем, которых является РАН (как ведущая экспертная организация РФ в области науки), либо в зарубежных журналах, индексируемых WoS и Scopus. Эти журналы уравнять друг с другом и распределение журналов по квартилям не учитывать.
В государственном задании должно остаться требование по общему числу статей в указанных выше журналах без корректирующих коэффициентов. Одним из показателей научной результативности должно быть отношение статей за год к количеству ставок научных сотрудников организации.
2. Необходимо реорганизовать и упорядочить систему журналов, соучредителем, которых является РАН. Все эти журналы должны иметь собственную английскую версию. Статьи следует публиковать по системе «open aсcess». Для российских авторов публикации должны быть бесплатными, а расходы журнала и работа редакции должны оплачиваться Государством. При этом, редколлегии и редакции российских журналов следует и дальше сохранить при научных организациях, которые являются со-учредителями этих журналов наряду с РАН. От бумажных версий следует отказаться, что позволит, при необходимости, увеличить число статей в каждом номере журнала.
3. В отчетах научных организаций по открытым научным темам государственного задания следует приводить лишь результаты, опубликованные в год отчета. Каждый результат должен сопровождаться ссылкой на статью, в которой он опубликован (или на соответствующую заявку на патент).
В ежегодном отчете научной организации должен быть раздел, где кратко сформулированы наиболее интересные и значимые результаты за год, для их последующей экспертной оценки при рассмотрении Отчета. При этом обязательно должны быть приложены копии статей, в которых эти результаты были опубликованы.
Основным итогом выполнения проекта должен быть результат, а не количество статей, патентов, конференций… (примечание: это про оценки научной работы по числу болтогаек)
4. Очевидно, что экспертиза РАН не должна быть бинарной, как сейчас (финансировать или не финансировать), а должна содержать балльную оценку, которая влияла бы на финансирование проекта или темы. Должна быть, например, пятибалльная система (или неуд., уд,, хор., отл.), и баллы должны влиять на финансирование темы.
5. С целью реализации крупных стратегических научных проектов, необходимо усилить координацию исследований, для чего создать при Правительстве РФ Государственный комитет по науке и технике с широкими полномочиями и возможностями.
6. Проверка деятельности института должна проводиться раз в 5 лет комиссией экспертов, создаваемой соответствующим тематическим Отделением РАН совместно
с Министерством, которая направляется непосредственно в институт и формирует экспертное заключение о его работе. При необходимости комиссия корректирует направления научных исследований института. Отчеты ежегодные рассматриваются экспертами РАН и утверждаются Отделениями. Наукометрия и пр. – вспомогательная информация для экспертов (примечание: бухгалтеров в Минобрнауки от этого кондрашка хватит!)\

II. Предложения по поддержке академического сектора науки.
 
В сложившихся условиях следует вернуться к сметному финансированию (частичный возврат к базовому бюджету организаций), по крайней мере в части средств на обеспечение содержания институтов, а также той части работ, что выполняются в рамках проектов Госзадания, которые требуется пересмотреть.
Надо исключить науку из сферы оказания услуг государству (83 ФЗ).
Отмечая неудовлетворительное управление академическим сектором науки, как в предшествовавший докризисный период, так и в последний месяц, актуализировать решение о передаче академических институтов под прямое руководство РАН.
Нужны быстрые решения по индексации объемов Госзаданий и грантов, особо в части закупок материалов и оборудования. Причем необходимо срочное объявление новой линейки грантов, а также рассмотрение и решение в максимально положительном контексте о продолжении уже в чисто российском формате проектов, из которых выпали партнерские организации и приглашенные ученые, в случае возможности реализации таких проектов с корректировкой объема финансирования.
В целях борьбы с утечкой кадров, особенно молодых, необходимо значительное увеличение стипендий аспирантам и молодым ученым, как президентских, так и обычных (ориентир – средняя региональная зарплата).
Увеличение числа мест в аспирантуре (по желанию и заявкам).
Продолжить и расширить программу поддержки трудоустройства выпускников вузов в академические и отраслевые научно-исследовательские институты.
Снижение бюрократических требований жилищной программы молодых ученых.
Особая проблема в академических институтах складывается по части инженерных кадров, в том числе IT специалистов, крайне необходимых перед стоящими новыми вызовами, связанными с перенастройкой научного сектора на получение результатов, максимально готовых к внедрению в народное хозяйство.
Радикально увеличить оклады ИТР, работающих в академической науке.
Тотальная отмена (хотя бы временно) закупочных процедур по 44ФЗ и 223ФЗ в т.ч. по всем грантам и особо хоздоговорам по тематикам стратегии научно-технологического развития страны отказом от обязательных требований по доле закупок российских производителей (эта доля и без этого неизбежно возрастет).
Выделение средств на Программу разработки и поддержки уникального оборудования. Обращаем внимание не на закупку, а на разработку, а также доработку и сервис, в т.ч. закупленного ранее импортного оборудования.
Разработка перспективной техники и технологий в академическом секторе науки для научных и образовательных учреждений, предприятий реального сектора экономики (стимулирование импортозамещения).
Опыт Минцифры нужно просто практически целиком транслировать на академический сектор науки.
Указ Президента по поддержке IT сферы от 2 марта 2022 №83_ http://www.kremlin.ru/acts/bank/47593:
- освободить от налога на прибыль и проверок контрольными органами на трехлетний период, предоставить научным сотрудникам отсрочку от призыва в армию на время их работы, возможность льготной ипотеки по ставке 5%.
Предложения вынесены на голосование. По результатам голосования принято единогласное решение поддержать вышеизложенные предложения по оценке результативности академических институтов и предложения по поддержке академического сектора науки.
Бюро Отделения физических наук
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Поддержать предложения по оценке результативности академических институтов и предложения по поддержке академического сектора науки.
Приложение:
- таблицы с возможными примерами вспомогательной информации (2 шт., 2 листа)
Академик-секретарь ОФН РАН
академик РАН
И.А. Щербаков
Начальник Отдела физических наук РАН -
заместитель академика-секретаря ОФН РАН
по научно-организационной работе
д.ф.-м.н. Н.Л. Истомина
Верно
Отредактировано: Dobryаk - 02 апр 2022 10:28:35
  • +1.93 / 32
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Терра ( Слушатель )
05 апр 2022 23:31:25

Очень интересно - какой путь должны пройти эти замечательные предложения?Думающий Через какие кабинеты?
От всей души приветствовала бы их скорое рассмотрение и реализацию.
  • +0.15 / 3
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
05 апр 2022 23:36:09

Все знакомые гадают, каковы перспективы?
  • +0.10 / 4
  • АУ