Цитата: Boris Bakhterev от 17.04.2022 11:46:22Первое. В первой половине XX века многочисленные армии действовали на малонаселенной территории...
Второе. В первой половине XX века основным видом транспорта были трех- или полуторатонные грузовики...
Третье. Дальность действия оружия выросла с единиц километров до сотни...
Все три фактора привели к тому, что смысла в оперативном окружении противника стало меньше, а риску окружающие войска подвергаются большему. Окружающие войска и в первой половине XX века подвергались немалому, а теперь баланс выгод и недостатков операции на окружение еще больше сместился и сделал операции на окружение весьма редкими.
Довольно спорные умозаключения.
1. Население на нашем ТВД с начала прошлого века практически не выросло. РИ на 1914 год - 180 миллионов. Не знаю, где вы там "малонаселенные" территории увидели. Структура была другая, да. 85% - крестьяне, которые самостоятельно обеспечивали себя всем необходимым (и запасы имели немалые). Сейчас соотношение обратное и предельно урбанизированное население само критически зависит от централизованного подвоза всего подряд. Какими ресурсами оно может обеспечить армию, если само имеет только то, что влазит в холодильник? Запасов ГСМ в народном хозяйстве сейчас в среднем побольше, да. Так и потребности войск в этом плане многократно возросли. Ножками уже никто не топает и сотни тысяч лошадок в обозах не держит, как во времена мировых войн. Могущество боеприпасов, конечно, выросло, но к сокращению удельного расхода это явно не привело, поскольку одновременно выросла и устойчивость войск (насыщение бронетехникой, компактным и мощным оружием пехоты, эффективными средствами связи и наблюдения). Сложнее убить - выше расход. Ну и номенклатура боеприпасов выросла кратно, что тоже затрудняет снабжение.
2. Транспорт совершеннее, ага. Только вот и возможности его уничтожения на коммуникациях выросли на порядок. Обнаружить с беспилотника и в режиме онлайн накрыть каким-нибудь дальнобойным РСЗО или ОТР - полвека назад такой опции не было. Одно компенсирует другое - проще не становится. А к Гиркину просачивалось по той же причине, по которой и в какую-нибудь Восточную Гуту: гражданская война, экономика кое-как работает, люди перемещаются относительно свободно, полной изоляции ТВД нет. Это вопрос политический, а не сугубо военный.
3. Увеличение дальности поражения не отменяет необходимости физического присутствия на местности, которую вы собираетесь контролировать. А без контроля территории войну не выиграть - перестреливаться из прекрасного далека можно бесконечно. Так что наступать все равно придется, равно как и противнику - удерживать позиции. И для того, и для другого нужно снабжение, поэтому значение борьбы за коммуникации не уменьшилось от слова совсем.
Операций на окружение стало меньше по одной единственной причине: из-за недостатка сил и средств на ТВД. Последние десятилетия воюют или компактные профессиональные армии, или всевозможные парамилитарные формирования. Они физически не способны к чему-то вроде Сталинграда - слишком мало людей. Тем не менее всегда, когда есть возможность прервать коммуникации противника или хотя бы угрожать им, это пытаются делать. Пиндосы не долбили иракскую группировку в Кувейте, они вышли через пустыню на ее тылы и заставили отступать под огнем. Даже в Сирии и САА, и бабахи постоянно пытались резать коммуникации, охватывать и создавать угрозы окружения (Сухейл только так и вел свои операции - посмотрите их в динамике). И текущая операция на Украине ничем в этом плане не отличается. Отрежем от Днепра, возьмем Синельниково и Павлоград - хохлы повиснут на одной очень протяженной и очень уязвимой линии снабжения с неиллюзорной перспективой гигантского котла. И тут, я думаю, даже в их упоротых мозгах зародятся сомнения. Это ведь уже не пяток бригад под Донецком потерять, это - минус половина сухопутных войск разом. И весь вопрос тут, повторюсь, только в том, насколько мы готовы к существенным разовым потерям (как собственным, так и среди попавшего под раздачу мирняка).