osankin ( Слушатель ) | |
17 апр 2022 22:13:32 |
ЦитатаБеседа с летчиком, который 50 лет назад снял пять десятков моряков с аварийной подлодки в штормовом море
Вениамин Семенович Молодкин. Фото: из личного архива
Спасение экипажа К-19. Фото: иллюстрация Надежды Паргачевой
На этой подлодке и раньше случались серьезные аварии, за что она получила на флоте нелестное прозвище Хиросима.
Эвакуировать моряков с нырявшей на высоких океанских волнах субмарины можно было лишь с помощью вертолета. За его штурвалом сидел 27-летний старший лейтенант Вениамин Молодкин, ныне - военный пенсионер из Ярославля.
О пожаре
- По дороге к вам из Москвы пересматривал американский фильм "К-19". Настраивался, так сказать, на нужную волну. Вы ведь наверняка видели картину с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном в главных ролях, Вениамин Семенович?
- Разок посмотрел. Много лет назад. Больше не тянет. Классический Голливуд. Присочинили, добавили, приукрасили...
Но дело даже не в этом. Я не имел никакого отношения к тем событиям. В фильме речь идет об аварии ядерной силовой установки К-19, которая случилась 4 июля 1961 года.
В ту пору мне было шестнадцать лет, и, конечно, я не мог ничего знать о трагедии, разыгрывавшейся недалеко от берегов Америки. Информация о случившемся долго была засекречена, ее открыли, кажется, лет через двадцать или даже больше.
Когда я служил, слухи на флоте ходили, но никто не мог подтвердить их или опровергнуть. Подобные разговорчики не приветствовались.
История, к которой я причастен, произошла в начале 1972-го.
К-19 под командованием капитана 2 ранга Виктора Кулибабы возвращалась на базу с боевой службы в Атлантике. Утром 24 февраля по корабельной трансляции прозвучал сигнал тревоги: в трюме девятого отсека лопнул трубопровод, маcло попало на раскаленный фильтр очистки воздуха, и вспыхнуло пламя. За считаные минуты погибли все матросы и офицеры, находившиеся в отсеке. Дым и угарный газ распространились по лодке, огонь угрожал пульту управления главной энергетической установкой, агрегаты перешли на аварийные источники питания, второстепенные потребители были отключены, оборвалась связь, погас свет...
Подлодка экстренно всплыла на поверхность. Подъем со 120-метровой глубины занял считанные минуты. За время пожара экипаж потерял двадцать восемь человек. Еще двенадцать моряков оказались отрезанными в десятом отсеке, их судьба была неизвестна.
Первым оставшуюся без хода, электричества, тепла и дальней связи К-19 обнаружил корабль береговой охраны США. Американцы предложили помощь. Наши отказались.
Потом подоспел сухогруз "Ангарлес". Матросы попытались завести буксирные концы на подлодку, но океан сильно штормил, из затеи ничего не вышло.
Оставалось верить в судьбу и надеяться на подход советских военных кораблей со спасателями.
Разумеется, подробностей, которые рассказываю сейчас, в тот момент я не знал. Хронологию событий восстановил уже потом, спустя время.
...
Вы прослужили на Севере семнадцать календарных лет, но так и остались капитаном...
- Это правда. Остальные командиры экипажей были сплошь майорами и даже подполковниками, а мне звездочку не давали. Как присвоили капитана в 1973-м, так больше и не подняли. Наверное, надо было ходить по начальству, просить, в глаза снизу вверх заглядывать, а я не по этой части. Не повышают в звании - ну и ладно, обойдемся. Характер у меня такой - кланяться не умею.
Про себя рассказывать тоже не люблю, это сегодня что-то разговорился, даже осип с непривычки...
Кстати, бывший парторг нашего полка Александр Аксенов сейчас живет в Ярославле, мы вместе с ним в баню регулярно ходим, водку пьем. Тоже удивляется: "Почему, Молодкин, ты капитаном остался?"