Медицина древности
новая дискуссия
Дискуссия
91
Александр Прозоров когда-то написал выдающуюся серию "Царская любовь", где описал историю Руси от сына Дмитрия Донского до первых Романовых сквозь призму любовных отношений, для чего в большинстве книг в конце делает историческую реконструкцию (указывает основания поступков ГГ, на основании летописей и других исторических документов). В книге "Судьба княгини" автор выкладывает эссе о средневековой медицине.
Медицина древних времен (до изобретения антибиотиков)
Раз уж разговор зашел о медицине, следует развеять слухи и предубеждения, каковые успели соорудить вокруг средневековых лечебных обычаев далекие от реалий «популяризаторы». Ибо прежде всего при всех ужасах медицины многовекового прошлого – оная донесла до нас тот весьма примечательный факт, что склад мышления наших предков отличался предельным прагматизмом и логичностью, а все побасенки про их суеверность и наивность связаны в первую очередь с современной малограмотностью.
Вот несколько ярких тому примеров.
Современные «популяризаторы» любят насмехаться над старинной практикой, согласно которой лечению подвергалась не рана, а оружие, оные раны причинившие. При этом рассказчиками совершенно опускается лечебная практика того времени. Сиречь: прижигание раны огнем (технология, популярная по сей день), наполнение ее навозом (если растения от него растут пышно и быстро, значит, и раны должны хорошо зарастать, разве не логично?), плюс полив и плотные повязки.
Но вот надо же, какая странность! Практика показала, что если вместо лечения самого раненого бойца лечить таким образом пули, стрелы или ножи, а саму рану просто тампонировать болотным мхом (обладающим, кстати, бактерицидными свойствами) и накрыть чистой тряпочкой, то пострадавший в большинстве случаев не умирал, а выздоравливал.
Посему, в полном соответствии с правилами научного познания, средневековые люди начисто игнорировали рассуждения «глупо/не глупо», а следовали исключительно за практическим результатом. Раз лечение пуль и ножей эффективнее – будем лечить пули и ножи. А с вопросами, правильно сие или неправильно, – идите к философам.
Точно так же набрала популярность и гомеопатия. Пить чистую кипяченую воду вместо медицинского лечения выглядит бредом только в том случае, если забыть, что альтернативой данному варианту на протяжении веков было кровопускание. Посему гомеопатия на фоне «научной медицины» оказалась настолько эффективной, что сохраняет огромную популярность до сих пор.
Нередко – с полным на то основанием.
Когда мы говорим о вонючей и немытой Европе, нужно понимать, что проблема заключается вовсе не в дикости и суевериях тамошнего населения, а сугубо в его наблюдательности. До девятнадцатого века люди не догадывались о микробах и вирусах и о том, как хорошо они распространяются во влажной и теплой среде. Однако быстро заметили, что во время эпидемий массово заболевают именно те, кто посещает общественные бани. Постоянно влажная древесина на общих лежаках, общие деревянные шайки, мочалки, простыни и полотенца, одежда в одной общей куче…
Поскольку о микробах и вирусах никто еще не слышал – сам собой напрашивался вывод о том, что к болезням и эпидемиям приводит вовсе не контакт с лавкой, на которой посидел чумной бедолага, а само мытье. Посему массированная пропаганда отказа от мыла и мочалки в церквях и на площадях не имела никакой связи с религией. Просто тамошние власти спасали свое население как могли.
Люди выбирали вовсе не между грязью и душевой кабинкой, как уверены современные «обличители», – они выбирали между грязью и смертью. И в большинстве своем население предпочитало жизнь.
Надо признать, что точно так же, как сегодня существует течение ВИЧ-диссидентов – в Средневековье также присутствовали свои «банные диссиденты», каковые продолжали цинично умываться и купаться, несмотря на повсеместные призывы к воздержанию от оного. Во всяком случае – цеха мыловаров в городах Европы вовсе не закрылись, и общественные бани тоже продолжали работать для всех желающих.
Остается только восхититься отвагой поклонников парилок и умываний, сохранивших преданность к шайкам-лейкам, душистому мылу и полотенцам даже перед лицом смерти!
Во времена, когда врачи приходили в больничные палаты, а то и в операционные прямо из морга, не потрудившись помыть руки, – люди быстро и четко усвоили, что попасть в лапы медиков равносильно смерти. Все «холерные бунты» растут именно из этого понимания. Хочешь жить – не пускай врача в деревню. Ибо любой врач почти наверняка притащит с собой чуму или холеру. И вплоть до изобретения антибиотиков это было именно так.
Практика – критерий истины. Любой медик подтвердит: если в случае ожога принести в жертву Яриле цыпленка (зажарить в фольге на углях, съесть сразу после полудня), оставив рану просто подсыхать на воздухе, – то заживление произойдет в два-три раза быстрее, чем при использовании для лечения советов «народной медицины»: пописать на рану, а потом примотать к ней тщательно пережеванные листья подорожника. Посему неудивительно, что наблюдательные и прагматичные люди прошлого прибегали к молитве куда чаще, нежели к «врачебным рекомендациям».
Алкоголь является великолепным антибактериальным средством. Даже самая обычная бражка убивает попавший в нее холерный вибрион всего за пару часов, растворяет оболочки вирусов, истребляет дизентерийных амеб и чумные палочки. И, разумеется, это не прошло мимо внимания средневекового населения. Трудно не заметить разницы, когда алкаши, употребляющее пиво вместо воды, не заболевают холерой, даже находясь в самом центре эпидемии! Между тем исследования конца XIX века показали, что в крупных населенных пунктах Европы холерой были заражены до половины (!) питьевых колодцев. Так что – «истина в вине», «Бог любит пьяниц» и «пьяным море по колено», а пить нужно обязательно «за здоровье»!
Посему, увидев в очередном историческом фильме грязного и вонючего алкаша, предпочитающего визиту к врачу искреннюю молитву, а бабушкин амулет – лечебной пилюле, имейте в виду – перед вами вовсе не «ужас-ужас», а человек, ведущий здоровый образ жизни и имеющий хорошие шансы благополучно дотянуть до девяноста лет, оставив после себя десятки детей и внуков! Полный аналог современного трезвенника-чистюли, каждый день бегающего по дорожкам загородного парка от инфаркта к склерозу.
К суеверности, безграмотности и дикости показная «грязь» Средневековья не имеет никакого отношения. Миром XV века точно так же, как и сейчас, правил сухой логичный прагматизм. Просто он базировался на более низком уровне познаний.