Исследователи Томского политеха разработали топливо, устойчивое к экстремально низким температурам. Результаты исследования опубликованы в журнале South African Journal of Chemical Engineering.
Как поясняют в ТПУ, дизельное топливо содержит в своем составе н-парафины. Эти вещества кристаллизуются при низких температурах (-10°C и ниже), в результате горючее перестает фильтроваться топливными насосами и застывает.
Арктическое топливо, разработанное томскими учеными, выдерживает температуру до -70°C. Получить такие свойства удалось благодаря преобразованию тяжелых н-парафинов в изопарафины и легкие н-парафины; для этого топливо переработали с применением цеолитного катализатора.
Ранее для получения низкозастывающих видов топлива применялись катализаторы на основе платины. Цеолитный катализатор сделает процесс значительно дешевле, а технология позволит обеспечивать топливом для энергетики и транспорта отдаленные северные поселения.
«Наша технология не требует применения водородосодержащего газа. Это делает ее более простой, экономически выгодной и универсальной в применении. Технологию можно использовать на крупных нефтеперерабатывающих заводах, малотоннажных установках, а также непосредственно на нефтяных месторождениях. Для отдаленных северных территорий это особенно актуально, поскольку доставка туда топлива — мероприятие дорогостоящее, а иногда и вовсе невозможное», — рассказывает доцент отделения химической инженерии ТПУ Мария Киргина.
Продукты, получаемые при переработке топлива на цеолите, можно использовать для получения других востребованных видов горючего: углеводородных газов, бензинов и керосинов. Научный коллектив продолжит изучение возможностей цеолитных катализаторов; сейчас ученые заняты подбором параметров переработки углеводородного сырья.
Источник