Понемножку обо всем
233,541 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
01 май 2022 08:07:23

Столкновение христиан: почему Европа не может понять Россию

новая дискуссия Статья  260

Столкновение христиан: почему Европа не может понять Россию
Западные европейцы считают православных и восточных христиан сатрапами и кучкой контрабандистов, в то время как православные считают крестоносцев варварами-узурпаторами, стремящимися завоевать мир.


Пепе Эскобар
29 апреля 2022 года

Христианство снова в центре цивилизационной битвы - на этот раз между самими христианами.
Фото: Колыбель
 
В вездесущей, ядовитой атмосфере когнитивного диссонанса, пропитанной русофобией, абсолютно невозможно вести содержательную дискуссию о тонкостях российской истории и культуры на пространстве НАТО – феномен, который я испытываю сейчас в Париже, только что вернувшись из долгого пребывания в Стамбуле.
В лучшем случае, в подобии цивилизованного диалога, упрощенческое представление о России застряло на понимании ее, как угрожающей, иррациональной, постоянно расширяющейся империи - гораздо более злобной версии Древнего Рима, Персии Ахеменидов, Османской Турции или Индии Великих Моголов.
Падение СССР чуть более трех десятилетий назад отбросило Россию на три столетия назад – к ее границам в 17 веке. Россия исторически интерпретировалась как светская империя – огромная, множественная и многонациональная. Об этом свидетельствует история, живущая и сегодня в российском коллективном бессознательном.
Когда началась операция Z, я был в Стамбуле – Втором Риме. Я провел значительное время своих ночных прогулок вокруг собора Святой Софии, размышляя об исторических корреляциях Второго Рима с Третьим Римом, которым оказалась Москва, поскольку эта концепция была впервые озвучена в начале 16 века.
Позже, в Париже, изгнание на территорию монолога казалось неизбежным, пока один академик не указал мне на некоторую субстанцию, хотя и сильно искаженную политкорректностью, доступную во французском журнале Historia.
По крайней мере, есть попытка обсудить Третий Рим. Значение концепции изначально было религиозным, прежде чем стать политическим – инкапсулировать российское стремление стать лидером православного мира в отличие от католицизма. Это следует понимать также в контексте панславистских теорий, возникших при первых Романовых и достигших своего апогея в 19 веке.
Евразийство – и его несколько склонений – рассматривает сложную русскую идентичность как двуличную, между востоком и западом. Западные либеральные демократии просто не могут понять, что эти идеи – включающие различные бренды русского национализма – не подразумевают враждебности к “просвещенной” Европе, а утверждают разницу (они могли бы немного поучиться у Жиля Делеза, если уж на то пошло). Евразийство также тяготеет к более тесным отношениям с Центральной Азией и необходимым союзам, в той или иной степени, с Китаем и Турцией.
Озадаченный либеральный запад остается заложником вихря русских образов, которые он не может правильно расшифровать – от двуглавого орла, который является символом российского государства со времен Петра Великого, до кремлевских соборов, цитадели Санкт-Петербурга, Красной Армии, входящей в Берлин в 1945 году, парадов 9 мая (следующий будет особенно значимым) и исторических фигур от Ивана Грозного до Петра Великого. В лучшем случае – и мы говорим об "экспертах" академического уровня – они идентифицируют все вышесказанное как “яркие и запутанные” образы.
Христианский /православный раскол
Очевидно монолитный либеральный запад сам по себе также не может быть понят, если мы забудем, что исторически Европа также является двуглавым зверем: одна голова может быть прослежена от Карла Великого до ужасной брюссельской еврократной машины; а другая приходит из Афин и Рима и через Византию / Константинополь (Второй Рим) доходит до Москвы (Третий Рим).
Латинская Европа для православных рассматривается как гибридный узурпатор, проповедующий искаженное христианство, которое ссылается только на св. Августина, практикующего абсурдные обряды и пренебрегающего очень важным Святым Духом. Европа христианских пап изобрела то, что считается исторической гидрой – Византию, где византийцы на самом деле были греками, живущими под Римской империей.
Западные европейцы, со своей стороны, считают православных и христиан с Востока (см., Как они были брошены западом в Сирии при ИГИЛ и Аль–Каиде) сатрапами и кучкой контрабандистов, тогда как православные считают крестоносцев, тевтонских кавалеров и иезуитов — правильно, надо сказать —варварами-узурпаторами, стремящимися к завоеванию мира.
В православном каноне главной травмой является четвертый крестовый поход в 1204 году, который полностью разрушил Константинополь. Франкским шевалье довелось потрошить самую ослепительную метрополию мира, собиравшую в то время все богатства Азии.
Это было определение культурного геноцида. Франкисты также были связаны с некоторыми печально известными серийными грабителями: венецианцами. Неудивительно, что с этого исторического момента родился лозунг: “Лучше тюрбан султана, чем тиара папы римского”.
Итак, начиная с 8-го века, Каролинги и Византийская Европа де-факто воевали за железным занавесом от Балтики до Средиземноморья (сравните это с возникающим Новым железным занавесом холодной войны 2.0). После нашествия варваров они не говорили на одном языке, не практиковали одну и ту же письменность, обряды или богословие.
Этот перелом, что немаловажно, коснулся и Киева. Запад состоял из  католиков – 15%,  греко–католиков и 3% латинян - а в центре и на востоке 70% православных, которые стали гегемонами в 20 веке после ликвидации еврейских меньшинств в основном силами ваффен-СС дивизии "Галичина", предшественников украинского батальона "Азов".
Константинополь, даже в упадке, сумел провернуть сложную геостратегическую игру, чтобы соблазнить славян, сделав ставку на Московию против католической польско-литовской комбинации. Падение Константинополя в 1453 году позволило Московии осудить измену греков и византийских армян, сплотившихся вокруг римского папы, который очень хотел воссоединенного христианства.
После этого Россия оказывается единственной православной нацией, которая не попала под османское господство. Москва считает себя – как и Византия – уникальной симфонией духовной и светской власти.
Третий Рим становится политическим понятием только в 19 веке – после того, как Петр Великий и Екатерина Великая значительно расширили российскую власть. Ключевые понятия России, Империи и Православия слиты воедино. Это всегда подразумевает, что России нужно "ближнее зарубежье" – и это имеет сходство с видением президента России Владимира Путина (которое, что важно, не имперское, а культурное).
Поскольку огромное российское пространство веками находилось в постоянном потоке, это также подразумевает центральную роль концепции окружения. Каждый русский очень хорошо осознает территориальную уязвимость (вспомните, для начала, Наполеона и Гитлера). Как только западная граница нарушена, легко добраться до Москвы. Таким образом, эта очень нестабильная линия должна быть защищена; нынешняя корреляция - это реальная угроза Украины разместить базы НАТО.
Вперед в Одессу
С падением СССР Россия оказалась в геополитической ситуации, с которой в последний раз сталкивалась в 17 веке. Медленная и болезненная реконструкция велась с двух фронтов: КГБ – позже ФСБ – и православной церкви. Взаимодействие на высшем уровне между православным духовенством и Кремлем вел Патриарх Кирилл, который позже стал министром по делам религий Путина.
Украина, со своей стороны, стала де-факто московским протекторатом еще в 1654 году по Переяславскому договору: гораздо больше, чем стратегический союз, это было естественное слияние двух православных славянских народов на протяжении веков.
Тогда Украина попадает под российскую орбиту. Русское господство расширяется до 1764 года, когда последний украинский гетман (главнокомандующий) официально низложен Екатериной Великой: именно тогда Украина становится провинцией Российской империи.
Как Путин ясно дал понять на этой неделе: “Россия не может допустить создания антироссийских территорий вокруг страны”. Операция Z неизбежно охватит Одессу, основанную в 1794 году Екатериной Великой.
Русские в то время только что изгнали османов с северо–запада Черного моря, которым последовательно управляли готы, булгары, венгры, а затем турецкие народы - вплоть до татар. Одесса изначально была заселена, хотите верьте, хотите нет, румынами, которых османские султаны поощряли поселиться там после 16 века.
Екатерина выбрала для города греческое название, которое поначалу вовсе не было славянским. И очень похоже на Санкт-Петербург, основанный столетием ранее Петром Великим, Одесса никогда не переставала заигрывать с западом.
Царь Александр I в начале 19 века решает превратить Одессу в большой торговый порт – разработанный французом герцогом Ришелье. Именно из Одесского порта в Европу начала поступать украинская пшеница. На рубеже 20–го века Одесса действительно многонациональна - после того, как привлекла, среди прочего, гений Пушкина.
Одесса не украинская: это неотъемлемая часть русской души. И вскоре испытания и невзгоды истории снова сделают ее такой: как независимая республика; как часть конфедерации Новороссии; или присоединенной к Российской Федерации. Решать будут одесситы.
 
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!