Премьер-министр Чехии вбивает клин между Венгрией и ПольшейПолучая похвалу и признание за железный кулак по отношению к России на Востоке, Польша ослабляет свою защиту от вмешательства Запада, пишет Даниэль ДемеDANIEL DEME 02 мая 2022Фото AP/Czarek Sokolowski, fileВсе понимают, что ахиллесовой пятой исторической польско-венгерской дружбы и политического союза всегда были антагонистические отношения Польши к России. Это усугубляется тем фактом, что до вторжения на Украину в феврале Венгрия поддерживала сбалансированные — некоторые могли бы сказать, сердечные - отношения с Москвой, которые были серьезно раздуты западными СМИ в гротескный нарратив “марионетки Путина”.Тем не менее позиция Венгрии была рискованной, но эффективной стратегией правительства Виктора Орбана по смягчению последствий политических издевательств со стороны ЕС путем укрепления экономического сотрудничества между Россией и Венгрией. В результате после февральского российского вторжения на Украину элита ЕС и их меньшие, идеологически выровненные правительства-сателлиты немедленно признали историческую возможность разрушить альянс вышеградской четверки (V4), который они безуспешно пытались подорвать в течение многих лет.
Во время своего визита в Варшаву 29 апреля премьер-министр Чехии Петр Фиала, сам являющийся главой правительства страны V4, сумел добиться
фактической приостановки деятельности Центрально- и восточноевропейского альянса, который, несомненно, будет с любовью вспоминаться брюссельской элитой в том, что касается будущих перспектив трудоустройства премьер-министра Чехии. Во
время совместной пресс-конференции в Варшаве премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что формат V4 все еще существует, но “нам нужно очень тщательно прояснить вопросы, связанные с агрессией России в отношении Украины.
“Мы принципиально не согласны с сегодняшним отношением Венгрии к Украине… и мы ожидаем от Будапешта однозначной и очень сильной позиции, осуждающей российские преступления на Украине”, - добавил он. “Это действительно очень важное условие, потому что мы не можем закрывать глаза на то, что там происходит”, - заключил он.
Со своей стороны, Фиала добавил, что “мы хотим, чтобы эта позиция была очень ясной и соответствовала тому, что мы считаем уместным”.
Призыв польского премьер-министра к “тщательному разъяснению” и его “фундаментальное несогласие” - это то, на что правительство в Будапеште могло бы отреагировать реальным фактическим ответом, поскольку такие ожидания вполне справедливы в такой кризисной ситуации, как тотальная война на восточных границах альянса. Серьезные проблемы начинаются с таких выражений, как “мы ожидаем недвусмысленного ... условия” и “мы хотим, чтобы позиция соответствовала тому, во что
мы верим” Фиалы. Теперь это, несомненно, “брюссельский разговор”.
Ни для кого не секрет, что в польской и европейской политике реальной силой и стратегом, стоящим за польским правительством и премьер-министром, является лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, известный своей бескомпромиссной, граничащей с воинственностью позицией по отношению к России, но который также является политиком, понимающим важность альянса V4, а также значение исторических отношений между Венгрией и Польшей лучше, чем большинство. Однако заявления, прозвучавшие во время пятничной пресс-конференции, невольно оставляют впечатление о Моравецком как о политике, которого слишком легко поколебать.
Премьер-министр Польши должен был понять, что озабоченность Фиалы Венгрией не имеет никакого отношения к каким-либо практическим подходам к конфликту на Украине, поскольку правительство Виктора Орбана действительно недвусмысленно осудило российское вторжение и проголосовало за санкции против Москвы в ООН, а также в ЕС. Кроме того, на поле боя на Украине не будет иметь никакого значения, отправляет ли Венгрия свой устаревший запас ржавого постсоветского оружия в Украину или разрешает транзит оружия через свою территорию, что правительство Будапешта
запретило. Этот визит на самом деле был не такой уж тонкой попыткой Брюсселя поглотить польское правительство в политический альянс, который совсем недавно обернул свои реальные цели в замысловатый образ “солидарности с Украиной”.
Правительство в Варшаве должно быть более осторожным и реалистичным, чтобы не позволить использовать свой антироссийский гнев в интересах Брюсселя, позволив себе объявить совместные обязательства против единственного подлинного союзника в регионе, который у него был в прошлом веке: Венгрии. Все неофициальные голоса, исходящие из высоких мест в ЕС, предполагают, что судебные разбирательства против Польши должны быть
прекращены из-за “образцовой” моральной позиции страны в отношении России, следует включить сигнальные огни в Варшаве и быть признанным за то, что они есть: политическая медовая ловушка, которая эффектно обернется, если польское правительство попадется на нее.
В то время как похвалы и признание за то, что они представили железный кулак по отношению к России на Востоке, Польша теряет свою защиту от вмешательства с Запада. К тому времени, когда они наконец поймут, что похвала и политическая деэскалация из Брюсселя пришли с бесконечным списком условий, может быть слишком поздно менять курс.
Правительство Петра Фиалы полностью согласилось с прихотями и политическими целями все более тоталитарного руководства ЕС и абсолютно без колебаний ударит Польше в спину, как только Варшава вновь сосредоточится на борьбе за консервативные ценности и национальный суверенитет в будущем. Несмотря на нынешнюю вражду, Польша, скорее всего, сможет рассчитывать на политическую поддержку Венгрии в ближайшие годы, пока в Варшаве есть консервативное правительство.