Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен выступает с речью во время дебатов о социальных и экономических последствиях для ЕС российской войны в Украине, в среду, 4 мая 2022 года в Европейском парламенте в Страсбурге, восточная Франция. (Фото AP / Жан-Франсуа Бадиас)
Владимир Путин замышляет, как уничтожить Евросоюз? Мы не можем знать наверняка, но любые усилия с его стороны совершенно излишни, так как мы в состоянии справиться со всем этим самостоятельно. Трудно говорить о новом санкционном предложении Еврокомиссии без бессильной ярости. Шестой пакет достиг таких уровней членовредительства и глупости — это действительно отвратительно. В западном политическом мышлении существует альтернативная реальность, в которой действуют санкции. Это, конечно, странная реальность, так как может быть какое-то противоречие относительно того, почему, если санкции работают, мы разрабатываем шестой пакет, и почему война не закончилась после предыдущих пяти. Опыт показывает, что санкции в большинстве своем не работают. Это общая истина, хотя, конечно, есть исключения. Санкции могут быть эффективными, если инициатор правильно нацелен на группу, потому что и без того изолированную маленькую страну легче сжать, чем одну из крупнейших экономик мира.
Есть основания полагать, что в годы, предшествовавшие войне на Украине, Москва предвидела санкции, которые могут прийти на ум брюссельской бюрократии, насколько далеко ЕС будет готов пойти и как Россия могла бы смягчить это. Большинство экспертов говорят о том, что российская экономика готова годами работать в таких жестких условиях. В ответ Брюссель придумал новые санкции, которых Россия может избежать, но которые сразу же повалят нас на пол — это извращенная идея нефтегазового эмбарго. Будет преувеличением сказать, что это придумали в Брюсселе. Отделение Европы от российской энергетики в основном в интересах США, и, конечно, украинское правительство также агрессивно требует этого, как обычно, без учета реальности ситуации. Здравый смысл делает совершенно непонятным, почему Европейский Союз хочет в первую очередь наказать себя, а не вводить санкции против других. Не все страны решаются высказаться, ожидая, что эту роль возьмут на себя другие, но большинство уверены, что план не осуществится. Это потому, что страны ЕС столкнутся с огромными расходами в течение многих лет, если эмбарго будет согласовано. Идея не только бесконечно вредна, но и в значительной степени бессмысленна, поскольку война идет сейчас, и эмбарго вступит в силу самое большее в следующем году, но не везде.
Об этом противоречии в интервью говорил и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: “Стоит задуматься, есть ли смысл в таких дорогостоящих изменениях, которые могут иметь последствия только через четыре-пять лет, когда причиной этого является война, которая происходит сейчас”. Венгрия не может сделать ничего ответственного в этой ситуации, кроме как твердо стоять в дебатах. В вышеупомянутом интервью Орбан сказал: “Не может быть, чтобы нас игнорировали и предложения, противоречащие предыдущим соглашениям, рассматривались без учета венгерских интересов”. Мы не можем этого допустить, потому что Европейский Союз не должен быть об этом. Речь идет скорее о сотрудничестве, суверенитете и столь часто упоминаемой солидарности. Европейский Союз будет величайшим дураком в мире, если он повалит себя на пол таким образом. Из Вашингтона уже просигнализировали, что этих санкций будет слишком много, хотя администрация Байдена действительно смотрит там на другие интересы. Давайте, наконец, образумимся, дорогой Европейский Союз!