Понемножку обо всем
238,463 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
12 май 2022 20:14:50

Кое-что о зоне ЕВРО и около нее

новая дискуссия Статья  128

Кое-что о зоне ЕВРО и около нее

Оппозиция Венгрии хочет втянуть страну в валютную ловушку евро, пишет глава центробанка
Венгрия не сможет догнать первый мир

 ДЬЕРДЬ МАТОЛЧИ
29 июня 2021 года

Выборы в следующем году, по сути, о том, смогут ли институты Европейского Союза вместе с либеральной группой венгерского руководства, верящей в европейские Соединенные Штаты, привести Венгрию в еврозону в краткосрочной перспективе. Если это так, то путь внутреннего догоняющего развитых стран будет закрыт. Если нет, то мы можем продолжить национальный подъем, экономическое наверстывание упущенного и процессы реформирования ЕС, начавшиеся в 2010 году.
Что такое евро?
Единая европейская валюта - это европейский, прежде всего французский, ответ на крах биполярной мировой системы, новую гегемонистскую роль США и объединение Германии. Французы, а затем и члены ЕС за пределами немецкой зоны думали, что объединенная Германия получит доминирование со всемогущей немецкой маркой, поэтому была необходима общая валюта.
Они ошибались. Евро в конечном итоге — в результате реформ канцлера Германии Шредера — создал немецкую Европу вместо европейской Германии, которую все, даже сами немцы, боялись.
Первый 20-летний баланс евро
На первый взгляд, евро - это европейская история успеха, потому что большинство членов еврозоны являются одними из лучших в мире с точки зрения развития и уровня жизни. Однако эти страны фактически поднялись на вершину, когда у них еще была национальная валюта, и теперь ясно, что они не могли бы этого сделать с евро в качестве валюты. Пострадали все, кто принял евро, а победили те, кто сохранил свою национальную валюту.
Согласно исследованию Центра исследований европейской политики во Фрайбурге, итальянцы и французы потеряли больше всего - от 4,3 до 3,6 трлн евро за почти два десятилетия. Только немцы и голландцы выиграли с евро — по крайней мере, в принципе. На самом деле их победа была одержана не потому, что им это было удобно. Евро также в конечном итоге привел к тому, что они оказались в невыгодном конкурентном положении.
Все остальные страны проиграли, сделав весь ЕС хуже с евро. Хотя может показаться, что страны Балтии выиграли, приняв евро, в дополнение к их хорошим экономическим результатам они также понесли исторические социальные потери (высокая безработица, эмиграция молодых поколений, дезинтеграция их обществ).
Для большинства государств-членов еврозоны верно, что их 20 лет до введения евро были значительно более успешными, чем первые два десятилетия, проведенные с евро. Более того, Словакия, которая долгое время была историей успеха евро, еще больше отстала от среднего показателя по ЕС почти на 6 процентных пунктов за десятилетие до Covid-19.
Евро и страны V4
Польша, Чехия и Венгрия многое выиграли, не последовав за Словакией и Словенией в еврозону сразу после вступления в ЕС. Именно поэтому Румыния, которая тоже не присоединилась к единой валюте, также может оказаться в числе победителей. Болгария и Хорватия вряд ли еще что-то потеряют в ближайшем будущем от членства в еврозоне, потому что эти две страны также не смогли провести успешную денежно-кредитную политику без евро.
Страны Южной Европы, с евро или без него, потеряли позиции по сравнению с северными государствами-членами ЕС в первые два десятилетия истории единой европейской валюты. Самое сильное влияние евро на группу V4 заключается в том, что, за исключением Словакии, они смогли совершить исторический скачок прогресса в Европе за последние два десятилетия без евро.
По сравнению с южными странами еврозоны — Португалией, Испанией, Италией и Грецией — они достигли более сильного экономического динамизма и догоняют в первые два десятилетия евро. Это верно даже для полу-северной / полу-южной Франции. Историческая переориентация лучше всего видна во внешней торговле и инвестиционных отношениях между Германией и V4, где за последние два десятилетия мы обогнали южную группу евро.
Сегодня группа V4, особенно страны, использующие три национальные валюты, может стать двигателем роста для ЕС, потому что они сохранили больше возможностей для маневра в автономной экономической и денежно-кредитной политике. Венгрия, возможно, была самой успешной среди стран ЕС, пострадавших от мирового финансового кризиса 2007-2009 годов, с точки зрения экономической и бюджетной консолидации, роста и наверстывания упущенного, поскольку ей не пришлось соблюдать общие правила еврозоны.
Досрочное вступление в евро было бы катастрофой
Учитывая все это, неудивительно, что победа оппозиции будет означать драматический поворот и экономическую катастрофу для Венгрии. Согласно все еще секретному, но уже просочившемуся плану, либо уличная анархия, либо победа на выборах могут быть использованы для запуска референдума, который обойдет конституцию и приведет страну в еврозону.
Выйти из еврозоны невозможно, только выйдя из ЕС, чего никто в здравом уме не сделает. Это решило бы судьбу Венгрии вместе с евро.


Чехия не примет евро, говорит новое правительство
В настоящее время принятие валюты евро не будет выгодным для Чехии
автор: ЭКОНОМИКА, ЧЕШСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
03 ноября 2021 года

Лидер правоцентристской коалиции Spolu (Together) Петр Фиала, центр, обращается к своим сторонникам в избирательном штабе партии после парламентских выборов в стране, Прага, Чехия, суббота, 9 октября 2021 года. (AP Photo/Darko Bandic)
Новое коалиционное правительство Чехии не планирует принимать евро в течение своего срока, по словам председателя парламентского клуба TOP 09 Яна Якоба и заместителя председателя ODS Збинека Станюры. По их словам, Чехия не стремится выполнить условия для принятия евро, что также не было бы выгодно для страны прямо сейчас.
Коалиция SPOLU (ODS, KDU-ČSL и TOP 09) и Пираты, мэры и независимые (STAN) не планируют принимать валюту евро в течение срока полномочий вновь формирующегося правительства.
“Мы уважаем программу SPOLU. Принятие евро не стоит на повестке дня. Мы не соответствуем критериям для принятия евро, поэтому это больше вопрос для наших преемников ”, - сказал Ян Якоб.
Критики евро говорят, что это подрывает экономическую конкурентоспособность, особенно с точки зрения экспорта. Такие страны, как Польша, Чехия и Венгрия, в последние годы добились успеха в росте, отчасти потому, что у них есть возможность работать со своими собственными валютами. Например, в таких странах, как Испания и Греция, после принятия евро их производственные секторы значительно сократились.
“Государственные финансы находятся в таком состоянии, что мы не соответствуем критериям для вступления в еврозону. Мы должны перейти на евро, когда это будет выгодно Чешской Республике, чего пока нет”, - сказал Збин Станюра.
Согласно августовскому прогнозу Министерства финансов, дефицит государственных финансов в этом году составит 7,7 процента ВВП. Ожидается, что в следующем году дефицит сократится до 5 процентов. По мнению министерства, дефицит должен продолжить снижаться в ближайшие годы, до 4,1 процента в 2024 году. В прошлом году дефицит государственных финансов составил 5,6 процента ВВП. По данным Минфина, общий государственный долг должен вырасти с прошлогодних 37,7 процента ВВП до 43,5 процента ВВП в этом году.
При нормальных обстоятельствах, без последствий пандемии коронавируса, Европейский союз требует дефицита государственных финансов ниже 3 процентов ВВП и долга ниже 60 процентов ВВП для разрешения принятия евро. Однако в марте прошлого года, чтобы поддержать экономики, пострадавшие от пандемических мер, Европейская комиссия приостановила действие правил, объявив, что эти условия не вернутся до начала 2023 года.
В декабре прошлого года в совместном заявлении Чешский национальный банк и Министерство финансов вновь рекомендовали правительству не назначать дату вступления в еврозону
Однако Чешская Республика обязалась предпринять шаги, чтобы как можно скорее подготовиться к вступлению в еврозону.
Принятие валюты евро не решит экономические проблемы Польши
Генеральный директор Варшавской фондовой биржи Марек Дитль предупреждает, что вступление в еврозону не следует рассматривать как панацею от временных сдвигов в польской экономике

МАРЕК ДИТЛЬ
12 мая 2022 года


Высокая инфляция, война на Украине, колебания валютных курсов и повышение процентных ставок вызывают разговоры о потенциальном вступлении Польши в еврозону, чтобы помочь бороться с некоторыми из этих экономических препятствий. У этой идеи есть потенциал, потому что этот процесс займет всего пару лет, учитывая, что Польша соответствует критериям конвергенции валют.
Это решение будет сильно влиять на польскую экономику в течение десятилетий, и именно поэтому необходимо учитывать долгосрочные плюсы и минусы такого решения — вступление в еврозону не должно рассматриваться как панацея от временных сдвигов в польской экономике.
После пандемии коронавируса большинство стран ОЭСР имеют дело с инфляцией, которая в настоящее время подпитывается ростом цен на ресурсы и продовольствие из-за войны на Украине. Инфляция также является проблемой для еврозоны, на ее уровень и конкретные источники влияет ряд внутренних факторов в каждой стране. Среди стран еврозоны самые высокие темпы инфляции наблюдаются в странах Центральной и Восточной Европы: Эстония достигла 19 процентов, Литва - 16,6 процента, Латвия - 13,2 процента. В Словакии инфляция составляет 10,9 процента.
Инфляция в Польше находится на аналогичном уровне 12,3 процента, но процентные ставки намного выше, чем в еврозоне.
Является ли базовая ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) на уровне “нуля” оптимальной для этих стран еврозоны? Я считаю, что польская денежно-кредитная политика на самом деле была бы лучше для этих стран. Благодаря тому, что в Польше Совет по денежно-кредитной политике решает, какая процентная ставка нам подходит, мы можем постоянно реагировать на колебания инфляции. И само собой разумеется, что влияние повышенных ставок на уровень инфляции откладывается на несколько кварталов.
Если бы Польша была в еврозоне, мы бы не наслаждались таким комфортом, и мы бы зависели от решений ЕЦБ, разделяемых всеми странами валютного союза. Последствия нынешней политики Франкфуртского банка были бы крайне неблагоприятными, как и для граждан стран Балтии и Словакии.
Стоит отметить, что высокий уровень инфляции в странах “Нового союза”, которые относительно беднее, может породить социальные проблемы, потому что те, кто больше всего страдает от высоких цен, всегда самые бедные.
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!