России принципиально важно развивать альтернативные каналы поставок на фоне проблем с логистикой вызванных эпидемией коронавируса и санкциями. Наиболее крупным и перспективным из новых маршрутов является
Северный морской путь (СМП). Нормальная работа этого транспортного коридора зависит от наличия ледокольного флота, способного обеспечить проводку судов в арктических широтах. Объединенная судостроительная корпорация (
https://www.aoosk.ru…0-arktika/) уделила достаточно внимания развитию современных ледокольных судов. Сегодня Россия располагает универсальными атомными ледоколами проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал» (мощность 60 МВт). Они способны работать на предельной толщине сплошного ровного припайного льда до 2,8м. Скорость прохождения ледоколом на переднем и заднем ходу — 1,5-2 узла при полной мощности энергетической установки на глубокой воде. Эти характеристики позволяют обеспечить круглогодичную навигацию по СМП.
Значительные вложения уже сделаны и делаются в портовую инфраструктуру (
https://tass.ru/ekonomika/6321263). Общий объем инвестиций, предусмотренный до 2024, года составит более 735 млрд руб. Активно развивается направление СПГ (
https://www.nipigas.…tik-spg-2/). Ведутся работы по созданию 15 уникальных газовозов СПГ (
https://neftegaz.ru/…tik-spg-2/) ледокольного типа, 3 из которых уже в высокой степени готовности.
У СМП есть ряд неоспоримых преимуществ, которые стали еще более очевидными на фоне глобального потепления в последние годы. Прежде всего это более короткая протяженность: 14000 км против 23000 км на Южном маршруте.
При следовании Южным маршрутом есть несколько узких мест, которые способны сильно осложнить логистику. В первую очередь это Малаккский пролив. В данном регионе процветает пиратство (
https://ru.wikipedia…0%B2%D0%B5), причем с использованием самых современных технических средств.
Вторым сложным регионом является Аденский залив. Близость Сомали, где также процветает пиратство, создает проблемы для логистики.
И еще одно узкое горлышко — это Суэцкий канал. Мы все прекрасно помним историю с cухогрузом Ever Given (
https://www.bbc.com/…t-58288512), который сильно осложнил мировую логистику, просто сев на мель.
В связи с огромным количеством судов (
https://www.seatrade…ts-doubles), находящихся в ожидании погрузки или разгрузки в портах Китая вследствие коронавирусных ограничений, можно ожидать резкого увеличения грузопотока по Южному маршруту по мере снятия этих ограничений. Конечно, проблемы во всех узких местах сильно обострятся.
Но у СМП есть проблема — страхование грузов. Исторически значительную часть морского фрахта страхуют британские компании. И на фоне событий на Украине английские страховщики ввели военный коэффициент на страхование всех грузов, связанных с РФ. Повышенный коэффициент от английских компаний может доходить до 5% от стоимости груза, и часто компании отказываются страховать операции, связанные с Россией. Это вызывает проблемы и по операциям перестрахования. Понятно, что невозможно мгновенно выстроить страховую систему, которую наши “партнеры” создавали столетиями. Но работать в этом направлении необходимо. Россия может опираться на ресурсы страховых компаний и банков с государственным участием. Можно привлекать для страхования компании из Китая, Индии, Сингапура и других стран.
Несмотря на ряд серьезных проблем, у СМП есть все необходимое для развития альтернативного маршрута перевозок.
https://t.me/lady_north/1147