Конструктивизм, супрематизм, кубизм, дизайн
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - советский художник, график, фотограф, дизайнер, скульптор, плакатист и педагог. Один из признанных творцов русского авангарда, классик конструктивизма, пионер дизайна и новой фотографии. Родился в Санкт-Петербурге в семье театрального бутафора и прачки.
Варвара Федоровна Степанова (1894-1958) - русская- советская художница-авангардистка, живописец, театральный художник, модельер, полиграфист, представительница конструктивизма, дизайнер и поэт, жена художника Александра Родченко. Фигура Степановой находится как бы в тени великого А. Родченко. Классик конструктивизма, революционер фотографии заслоняет от исследователей творческое наследие своей супруги и соратницы. Между тем Варвара Степанова (наряду с Любовью Поповой, Надеждой Удальцовой, Ольгой Розановой) – одна из талантливейших «амазонок авангарда», как называли в 1920-е годы этих женщин-художниц. Ее работы в области сценографии, книжной графики, дизайна тканей и производственной одежды получили признание в Советской России и за рубежом.
Александр Родченко родился Санкт-Петербурге здании театра на Невском проспекте в семье театрального бутафора Михаила Михайловича Родченко (1852-1907) и прачки Ольги Евдокимовны Палтусовой (1865-1933). С ранних лет мальчик был связан с миром искусства: семья жила над театром, поэтому на улицу они выходили через сцену. «Закулисная жизнь» быстро наскучила ему, идти по стопам отца он не хотел. Да отец и сам надеялся, что сын получит «настоящую» профессию. После переезда в 1901-м году в Казань Родченко стал учиться на зубоврачебного техника и несколько лет работал по специальности, но врачебное дело было ему не по душе.
В 1911-м году Родченко бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи. В Казанской художественной школе он проучился с 1911 по 1914 год, одновременно подрабатывая уроками и оформительскими работами для Казанского университета. Среди преподавателей особенно ценил Н.И. Фешина. Любимыми художниками были Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Обри Бердслей и японцы Утамаро и Хокусай.
«Казанская художественная школа отличалась большой терпимостью ко всяким новаторствам своих студентов. Правда, в этой глубокой провинции наша „левизна“ была очень относительной. Например, мы, т.е. Никитин и я, писали одновременно под Врубеля и Гогена, „левее“ до нас не доходило» (Из воспоминаний А. Родченко).
В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.
В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих. Где бы ни жили Родченко и Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего».
В конце 1915-го года вслед за возлюбленной Александр Родченко переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. После демобилизации через общих друзей молодой живописец познакомился с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов. Тогда Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней в обмен на помощь в организации. Это стало первой экспозицией художника.
Организуя выставку, Родченко общался и с другими знаменитыми художниками. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой геометрических фигур и оттенков на полотнах, живописца не впечатляли. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых форма была важнее содержания, а практичность становилась основой произведения.
Александр Родченко начал преподавать во ВХУТЕМАСе — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.
Работ очень много, покажу основные направления
А.М. Родченко (1981-1956). Фигура. 1915 г. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкин, Отдел личных коллекций.
Композиция. 1917 г.
Фигура в круге. 1920-1922 гг.
Обложка журнала «Кино-фот». 1922 г. № 4.
На снимке В. Маяковский в роли поэта Ивана Нова в фильме
«Не для денег родившийся», 1918 г.
Один из первых рекламных плакатов «Техника-Триумф».
1919-1920 гг. Колллаж. 28,3 x 23,5 см.
Родченко одним из первых стал использовать коллажи в плакате, типографском дизайне
А.М. Родченко (1891-1956). Ленгиз. Книги по всем отраслям знания. Рекламный плакат для
ленинградского отделения Госиздата. 1925 г. Фотобумага на картоне, гуашь. 63 х 88 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.
Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Про это». 1923 г.
Фотомонтаж на бумаге, наклейка, черная и красная тушь, розовая бумага. 42,5 x 32,5 см.
Музей В. Маяковского, Москва.
«И это стоит столетья
как было.
Не бьют
и не тронулась быта кобыла…»
А.М. Родченко (1891-1956), В.В. Маяковский (1893-1930). Плакат. Окна РОСТА. Освобождение Крыма.
«Враг последний готов!». 1920-1923 гг.
Проект чайного трактирного сервиза. Реконструкция.
По заказу керамического факультета ВХУТЕМАСа. 1922 г.
Шахматный стол для «Рабочего клуба» на фоне линейных композиций. 1925 г.
Реконструкция. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.
Свою автобиографию Александр Родченко назвал «Черное и белое». Как и у каждого художника, в жизни Родченко были черные и белые полосы. Подобная игра цветов составляла также основное творческое пространство для фотографа: два цвета и множества оттенков серого между черным и белом, с помощью которого можно выразить все тональности изображаемого.
Александр Михайлович Родченко умер 3 декабря 1956 года в Москве в возрасте 64 лет, не дожив до первой персональной выставки, организованной Варварой Степановой. Похоронен на Новом Донском кладбище вместе с женой, скончавшейся двумя годами позже.