Кредит: Silvio / Adobe Stock Для Карла Маркса коммунистическая революция не должна была произойти в Китае. Скорее, в своем Коммунистическом манифесте он написал о Германии, что она “находится накануне буржуазной революции, потому, что она совершит этот переворот при более прогрессивных условиях европейской цивилизации ”. Именно в постиндустриальных, поздних капиталистических странах должны были родиться революционеры - в Германии, Франции и Великобритании. Китай не соответствовал проекту. Вторая мировая война разорила Китай. По оценкам, она убила примерно 20 миллионов китайских граждан, и это оставило послевоенную промышленность, работающую едва ли на одну пятую их предыдущей продукции. Китай был в основном сельскохозяйственной экономикой, большинство граждан были необразованными крестьянами, живущими за пределами крупных городов; они были далеко от интеллектуально пробужденного пролетариата, который представляли себе Маркс и Энгельс. Как же тогда укоренилась китайская версия коммунизма — философия маоизма (термин, который относится к Мао Цзэдуну, лидеру китайской коммунистической революции)? Не с точки зрения исторических и экономических факторов, а с точки зрения культурных и философских? Какие древние, традиционные и современные идеи были вокруг, что заставило Китай так хорошо принять идеологию, рожденную в городах Западной Европы? Справедливость и гармония Если верить политическому философу Джону Роулзу, то европейская политическая традиция основана на “первой добродетели” справедливости. От Великой хартии вольностей до Черной жизни важнее всего справедливость. Как описывает Роулз, это идея о том, что “каждый человек обладает неприкосновенностью, основанной на справедливости, которую не может преодолеть даже благосостояние общества в целом”. Мы не можем жертвовать немногими ради многих или творить зло во имя высшего блага, потому что это не то, что есть справедливость. Однако в китайской интеллектуальной истории гармония рассматривается как гораздо более великая добродетель. Четыре основные философские традиции — законничество, конфуцианство, даосизм и буддизм — все утверждают, что лучше защищать целостность и благополучие всего сообщества, чем отдельного человека. Ссоры, раздоры и сепаратизм - это плохо. Вежливость, уважение и единство - это хорошо. Во многих отношениях они кажутся несовместимыми. Но в марксизме мы могли бы увидеть общую почву. Китайская основа марксизма Странно, как часто философия склонна сходиться к удивительно похожим выводам, несмотря на то, что происходит из разных культур и традиций. Это верно и для китайской мысли и философии марксизма. В даосизме Лао-цзы утверждается, что все во вселенной заключено в космические объятия со своей противоположностью. С инь и ян у вас есть две принципиально разные силы, которые работают друг с другом, чтобы создать все в мире. Все изменения и прогресс - это связь между этими противоположностями. Если мы немного изменим слова, поразительно, насколько это похоже на марксистскую диалектику. Если мы заменим инь-ян “тезисом” и “антитезисом”, то получим, по существу, одну и ту же философию. Однако это не значит, что они идентичны, поскольку Маркс видит эти противоположности в конфликте, в то время как даосизм видит их в гармонии. В конфуцианстве мы также видим основу для философии маоизма. Во-первых, Конфуций в свое время был революционером в борьбе с элитарностью и авторитаризмом. Конфуцианский акцент на взаимности и всеобщем уважении (независимо от социального положения) легко переводится в лозунг “пролетарии всех стран объединяйтесь”, исходящий из Европы. Во-вторых, конфуцианство - чрезвычайно коммунитарная философия. Человек не может существовать или достичь завершения, находясь в изоляции, но должен занять свое место в социальном теле. Дело не в том, что личность не имеет значения в китайской мысли (как иногда утверждают). Напротив, самые высокие интересы и развитие человека могут иметь место только в сообществе. Такой взгляд на личность, определяемый целым, хорошо подходит для централизованной, тоталитарной формы коммунистического правительства. Маоизм против марксизма Итак, мы видели, как китайская традиционная мысль может хорошо подойти марксизму. Но мы не должны переоценивать это. Китайский коммунизм стоит особняком, как нечто само собой разумеющееся. С философской точки зрения мы можем выделить два основных направления, которые однозначно определяют философию маоизма. Во-первых, там, где Маркс считал, что история - это экономическая неизбежность, Мао считал, что идеология является гораздо большей движущей силой. Для Мао класс был не каким-то экономическим фактором, а скорее одним из убеждений, ценностей и идеологии. Таким образом, “классовая борьба” не обязательно должна быть борьбой фабричных рабочих против владельцев, но скорее может существовать внутри фабричных рабочих. В сердце человека может даже возникнуть “классовая борьба”. Во-вторых, Маркс видел классовую борьбу как некое утопическое решение, где пролетариат победит и установит бесклассовое, мирное коммунистическое общество. Мао, однако, верил, что все вещи в жизни сосуществуют и определяются их противоположностями. Для Мао нет решения или синтеза, но есть перманентная революция и борьба — точка, которая также отличает Мао от Лао-цзы. Во многом второе вытекает из первого. Если “класс” определяется как политические и личные ценности, которые мы все имеем, имеет смысл предположить, что легкого решения никогда не будет. Потребность копить и потребность делиться, потребность вести и потребность быть ведомым - все это война внутри нас. Для философии маоизма (и китайской философии в более широком смысле) политика является лишь внешним выражением этой борьбы. Маоизм - это очень специфическая китайская разновидность коммунизма. Не такой уж легкий переход Мы рассмотрели в основном философские и идеологические предпосылки китайского коммунизма и особенно маоизма, но было бы неправильно полностью игнорировать историческую, практическую сторону. Китай не был какой-то страной готовых революционеров, ожидающих услышать маоистский путь вперед. Захват власти Мао был определен войной. Сторонники свергнутого республиканского правительства Чан Кайши были сосланы, заключены в тюрьму или убиты. Соперничающие революционные группы были очищены. Культурная революция 1960-х годов была попыткой установить философию маоизма как единственную идеологию Китая. Считается, что во время нее было убито около 1,6 миллиона человек. Мао хотел отсеять “четыре старых” - обычаи, культуру, привычки и идеи; тибетцы были вынуждены разрушать монастыри, а уйгурским мусульманам запретили читать арабские тексты. Все традиционные философии, упомянутые выше, внезапно были преданы анафеме: в Китайской Народной Республике не было места для даосской и конфуцианской политической мысли. Современное возрождение Идея “Одного Китая” всегда была ложью. Китай никогда не был и до сих пор не является идеологическим однородным блоком. Когда Мао оборвал все связи с китайской традиционной философией, насчитывающей тысячелетия, это всегда было недолгим. Это то, что даже современный Китай начинает ценить. Считается, что конфуцианство, особенно в наши дни, переживает возрождение в китайских школах и даже в правительстве. Министерство образования рассматривает возможность включения конфуцианства в правительственные учебники; статуя мудреца была установлена перед Национальным музеем в Пекине; и даже нынешний президент Си Цзиньпин прославил Конфуция в своей речи в 2014 году. Добродетели сыновства (уважение и верность родителям), а также гармония и социальная стабильность являются полезными инструментами в будущей политике Си Цзиньпина. Похоже, что современный Китай гораздо более восприимчив к альтернативным идеям. Когда Си говорит: “Китайские коммунисты не являются ни историческими нигилистами, ни культурными нигилистами”, философы и либералы во всем мире должны приветствовать. Но мы также не должны слишком волноваться. Альтернативные идеи прекрасны, если они дополняют философию маоизма.