Понемножку обо всем
238,377 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
26 май 2022 06:57:22

“Ватиканская ненависть” и русофобия

новая дискуссия Статья  197

“Ватиканская ненависть” и русофобия
Проф. Слободан Антоник, факультет социологии Белградского университета (перевод для блога the Saker)
 25 мая 2022 

“Ватиканская ненависть” - это не цитата из публикации о геноциде сербов в Хорватии в 1941-1945 годах. Это фраза, используемая трехкратным лауреатом Пулитцеровской премии Торнтоном Уайлдером в его романе “Мост Сан-Луис-Рей”, чтобы описать ненависть, которая сильна, глубока, настойчива и жестока.
Конечно, не все в Ватикане ненавидят, и не все ненавистники католики. Однако народы, принадлежащие к культурной сфере восточного христианства, иногда искренне поражаются глубине и интенсивности ненависти, исходящей от влиятельных западных идеологов, некоторых мощных институтов и многочисленных “добровольных исполнителей” различных проектов уничтожения. Формально они тоже европейцы и христиане, но принадлежат к несколько иной традиции и культуре.
Сербы несколько раз пробовали это на вкус в 20 веке. Они сталкиваются с этим даже сегодня. Примером может служить писатель и лауреат Нобелевской премии Герта Миллер, румынско-немецкий романист, которая публично сказала, что большинство немцев думают о сербах, когда она одобрила бомбардировку НАТО Югославии в 1999 году. А Германия, по крайней мере, пока нынешний президент Сербии был премьер-министром, считалась нашим главным западным другом. Каковы же тогда наши враги?
Сербы, по крайней мере, когда речь идет о Восточной Европе, не являются единственной мишенью западной ненависти. Есть, конечно, и русские. Как правильно заметила одна американка сербского происхождения, глядя там телевизор, “враги западного мира были стабильны и неизменны в течение 30 лет: Сербия и Россия. Страшные православные сербы, которые в терроре вырезали огромное количество мирных демократических мусульман и не менее страшные русские коммунисты, которые уничтожили демократию и свободу в Чечне”.
О ненависти Запада к России написаны целые научные монографии, три из которых переведены в нашей стране: “Русофобия: два пути в одну пропасть” (перевод 1993 года) Игоря Шафаревича; “Русофобия” (перевод 2016 года) Джульетто Кьеза; “Россия и запад – тысячелетняя война: русофобия от Карла Великого до украинского кризиса” (перевод 2017 года) Гай Метан.
Слово “Русофобия” есть в названии всех трех книг. Это слово может вводить в заблуждение. Фобии - это иррациональные и неоправданные страхи, как бояться мыши, когда она прыгает на стол (мусофобия), хотя это существо не будет есть нас или кусать нашу ногу. Однако в случае с Россией речь идет не о фобии, а о глубокой и постоянной ненависти – хороший пример недавно привел Джеймс Джатрас:
“Москва могла бы вернуть Украине Крым, сопроводить киевские войска на Донбасс по красной ковровой дорожке и повесить Башара Асада на флагштоке в Дамаске. Но, санкции, введенные Вашингтоном в отношении Москвы, сохранятся и даже постепенно усилятся. Посмотрите, сколько времени нам понадобилось, чтобы избавиться от закона Джексона-Веника (закон, ограничивающий торговые отношения с СССР, принят в 1974 году и отменен только в 2012 году). Русофобский импульс, который контролирует американскую политику, исходит не от того, что делают русские, а от того, кто они есть: Russia delenda est!”
Теперь в Сербии у нас есть недавно изданная книга, в которой говорится о ненависти к России в нашей стране. Это "Русофобия среди сербов 1878-2017", Деян Мирович. Откуда это у сербов, учитывая, что русские помогли нам избавиться от турок и восстановить государство, что из-за нас в 1914 году они воевали с Австро-Венгрией (и Германией), что в 1944 году они помогли нам избавиться от немецкого нацизма, и что сегодня они защищают наши претензии на Косово иногда лучше, чем официальный Белград?
Первым источником русофобии в Сербии за последние два столетия, безусловно, является просачивание антируссизма с Запада. Сербия воспринимается на Западе как маленькая ”Балканская Россия", традиционный русский оплот на Балканах. Именно поэтому все антироссийские стратегические проекты выделяют значительные средства на подавление популярности России в Сербии, в первую очередь через открытую антироссийскую пропаганду.
Еще одним источником антируссизма является идеология местной элиты, которая хочет “модернизировать” Сербию, но путем ее вестернизации. Эта элита, которая существовала в 19 и 20 веках, как и сегодня, хочет, чтобы Сербия захватила не только западные технологии, но и западные институты, западную культуру и даже западный образ мышления (“протестантский дух”). Поскольку моделью, к которой должна стремиться Сербия, могут быть только западные страны – Франция или Великобритания в 19 веке, а сегодня ЕС – Россия должна быть изображена в худшем свете, поскольку она не может быть моделью ни для чего – даже в искусстве, культуре или религии.
Третьим источником антируссизма в нашей стране на протяжении последних двух столетий были разные политические интересы и разные частные интересы правящих элит Сербии (Югославии) и России (СССР). Например, в 19 веке Россия хотела взять Константинополь. Вот почему болгары, населяющие восточные Балканы, которые можно было бы считать воротами Стамбула, были для нее важнее сербов, которые географически находились дальше, на западе. Поэтому русские в то время предпочитали болгар, поддерживая Великую Болгарию, а не Великую Сербию. Таким образом, они поставили под угрозу сербские интересы не только в Македонии, но и в юго-восточной Сербии. Таков был реальный фон определенной холодности, сложившейся в политике сербских королей Милана и Александра Обреновичей по отношению к России (политика, получившая личный отпечаток в “секретной конвенции”, заключенной между сербским князем Миланом и Австро-Венгрией).
Другим примером расхождения интересов, безусловно, является период титоизма 1948-1989 годов. Тито и его соратники после 1948 года, опасаясь за выживание своего режима, жестоко преследовали не только советофилов, но и русофилов. 20-летнюю студентку Веру Сенич пытали в течение двух лет (1950-1951) в концлагере Голи Оток только за то, что она часто посещала Советский культурный центр для просмотра русских фильмов, любила русскую литературу и вела дневник, в котором выражала свои сокровенные мысли по отношению к официальной политике сохранения дистанции от России.
Радивой Бербаков был приговорен в 1980 году к двум с половиной годам тюремного заключения, которые он отбывал в тюрьме Сремска Митровица, за “вражескую пропаганду”. Заключалось это, в том числе, и в “предвзятости в пользу русского искусства и литературы, в смысле преувеличения достоинств искусства и литературы в СССР”, что вполне вписывается в его заявление о том, что он “любит русских и что никто не может запретить ему любить их”.
Конечно, титовская номенклатура знала, что политический переворот в Югославии приведет к тому, что титовцы потеряют не только власть, но и личную свободу. Именно поэтому в то время, как показывает нам Мирович в своей книге, значительная часть сербской общественности была пропитана не только антисоветской, но и откровенно антироссийской пропагандой и идеологией.
Когда речь идет о сегодняшнем антируссизме в Сербии, его основным источником является сочетание первого и второго факторов. В результате современные антироссийские проявления здесь варьируются от бессознательного поглощения западных идеологических и пропагандистских клише до беззастенчивой русской ненависти, артикулируемой проатлантистскими, ненавидящими себя сербами.
Например, действительно темная, угрожающая и опасная “ватиканская ненависть”, на которую намекал Торнтон Уайлдер, регулярно вспыхивает в текстах некоторых обозревателей финансируемой Западом белградской ежедневной газеты “Данас”. Там мы можем прочитать, что “царская Россия втянула Сербию в Первую мировую войну”, а также что “русские” принимали участие в убийстве тогдашнего премьер-министра Зорана Джинджича в 2003 году, исходя из ложной предпосылки, что “убийство премьер-министра было первым шагом в возвращении Сербии в орбиту Советского Союза".
В Сербии, согласно этой точке зрения, существует “квислинговое отношение к России”, то есть в нашей стране существует “российская сеть” с “экстремистскими группировками под явным контролем сербских и российских спецслужб”. Линия, предложенная этими кругами, заключается в том, что “путинская Россия отнимает у нас остатки европейского суверенитета и идентичности, экономического потенциала и здравого смысла”, предупреждая, что в Сербии происходит “эволюция от сербского шовинизма к квислинговому путинизму”.
Их модными словами являются то, что “путинский режим признает мужчин олигархами и мужчинами, а женщин - шлюхами или бабушками”, что “босс в Москве оказывает давление на Сербию, чтобы она отклонилась от демократического международного порядка”, и что для Сербии “интеграция в ЕС является приоритетом”.
В Сербии также ведется “антироссийская пропаганда подстрекательства” с нелепыми утверждениями, что “половина министров, похоже, была контрабандой ввезена из Донецкой Республики”. Предполагаемая концепция “Великой Сербии” изначально была объектом их презрения. Теперь они придумали, что Сербия “рискует стать российской провинцией”. Сербам говорят, что зависимость от России “разрушает наши демократические институты и вводит нас в грязные источники финансового капитала”, что в конечном итоге приводит сербов к “патологической советофилии”, а также позволяет “предательскому поведению со стороны государственных органов и даже кругов внутри Сербской православной Церкви”.
Конечно, ни один другой приватизационный проект в Сербии, кроме НИС, не был осужден этими идеологами как сомнительный. Единственная проблема, которую они видят в области приватизации, - это продажа ранее государственного нефтяного предприятия "НИС" российским интересам. А еще есть предполагаемый “Путинский шпионский центр”, российский форпост МЧС, расположенный в городе Ниш, обвиняемый в “взращивании преступных традиций и разрушении хрупких демократий в регионе”.
Русофобское лобби утверждает, что в Сербии “с 2004 года СМИ под присмотром каждого правительства готовят общественное мнение не только к новым конфликтам с соседями, но и к Третьей мировой войне, в которой мы будем сражаться на стороне России, Китая, Северной Кореи, Кубы и Венесуэлы”. Автор этой конкретной диатрибы продолжает задаваться вопросом, “как Вучич может позиционировать Сербию в победоносном лагере в возникающем международном конфликте”.
Россия и Китай являются, по мнению этого лобби, “факторами мирового беспорядка”, поскольку, как они абсурдно утверждают, “ежегодное общее количество жертв государственно-партийного террора в России и Китае почти равно жертвам Маутхаузена”. Следовательно, если Белград, который, по их словам, является “вонючей дырой”, решит встать на сторону России, “Сербия останется балканской ГДР”.
Разве вы не чувствуете в этих словах страшную, глубокую ненависть не только к России, но и к Сербии – только потому, что Сербия тоже славянская, националистическая, православная и стремится маршировать под собственного барабанщика?
Эта ненависть развязана прежде всего для того, чтобы превратить сербов в кого-то другого: западных “протестантов” и “граждан”, точнее потребительскую толпу, которая живет на территории, а не в стране, и которую завтра может заменить какое-то другое, более “современное” и “политкорректное” население.
Извержения такой ненависти необходимы для того, чтобы вылепить “сербско-европейского” обывателя, из мозга которого раздавлен и вырван страшный “малоросс” внутри него. Нет сомнений, что это конечная цель атлантистской политики на Балканах. Но это не может произойти без интронизации в сербском обществе эквивалента “ватиканской ненависти” – глубокой, систематической и жестокой.
Важно уметь распознавать эту ненависть. Это противоречит не только нашим сущностным интересам, но и нашей цивилизационной идентичности, которая делает нас особенными как народ и как культура. Широкая общественность интуитивно отвергает это. Но в контексте объявленного “международного конфликта” – который якобы наконец-то “отделит зерна от плевел” – это служит ранним объявлением тоталитарных репрессий против каждого из нас, кто любит свою страну и думает сам за себя.
Поэтому каждый из нас должен рискнуть стать жертвой “ватиканской ненависти”. Даже вы, читающий этот текст, дорогой читатель.
  • +0.03 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!