Спецслужбы
1,454,565 8,690
 

  Vediki977 ( Слушатель )
28 май 2022 17:19:01

ПРАВДА «МАЙОРА ЗОРИЧА»

новая дискуссия Статья  193

Прототипом Александра Белова, главного героя фильма Владимира Басова «Щит и меч», считается Александр Святогоров, на боевом счету которого немало головоломных операций в немецком тылу. Но как быть с тем, что сюжет картины имеет мало общего с реальными событиями из жизни отважного разведчика?



«Настоящий» Иоганн Вайс
Завоевавшие всенародную любовь фильмы нередко обрастают целым ворохом легенд. «Щит и меч» исключением не стал. В Интернете клубится немало историй о том, кем на самом деле был Иоганн Вайс. Большинство авторов, не приводя ни единого доказательства и не ссылаясь на документы — сегодня это в порядке вещей, — в цветах и красках описывает судьбу некоего потомка обрусевших немцев, внедрённого советской разведкой в одну из абверовских школ, готовивших диверсантов для заброски на нашу территорию. Отказаться от сотрудничества с НКВД герой не мог: мол, все этнические немцы находились под подозрением в сочувствии фашистам, и за отказ грозил лагерь или даже смерть. Особых подвигов он не совершал, разве что сообщал командованию сведения о разведшколе и своих «коллегах», уже заброшенных к нам в тыл. Смысл подобных историй прозрачен: всё, показанное в фильме, выдумка, «суперагентов», подобных Вайсу, у советской разведки не было и быть не могло.
Между тем и в картине, и в романе, на основе которого она была снята, преувеличений не так много, как могло бы показаться. Обстановка в Прибалтике после присоединения Литвы, Латвии и Эстонии к СССР оставалась весьма напряжённой. В убийстве известного инженера, согласившегося принять советское гражданство, нет ничего из ряда вон выходящего. Германия всеми силами стремилась вернуть прибалтийских немцев на родину, для воплощения планов фюрера нужны были и рабочие руки, и мозги. И это давало возможность НКВД направлять разведчиков в рейх под видом репатриантов.
Разумеется, «карьера» у них складывалась по-разному. У многих действительно достаточно скромно, но большая победа всегда есть сумма большого числа отдельных, пусть даже относительно небольших усилий. Удачи, как и таланта, хватает не всем. А талантливых людей в любой профессии — разведчики не исключение — не так много. «Карьерный взлёт» Белова-Вайса, конечно, выглядит фантастическим — из простого шофёра, пусть и работающего в ведомственном абверовском гараже, до порученца, что называется, по особо важным делам. При этом не будем забывать, что немцы больше всего ценят в людях дисциплину, исполнительность и пунктуальность. А личную преданность испокон веков ценит любое начальство. Так что человек, обладающий всеми этими качествами, мог действительно пойти довольно далеко.
Прототипом Белова-Вайса считается Александр Пантелеймонович Святогоров. Довольно часто его указывают даже как консультанта картины. Достоверных подтверждений этому обнаружить не удалось. В титрах стоят фамилии других сотрудников Управления внешней разведки, причём подлинные. Обеспечением «государственной кинобезопасности» Юрий Андропов, только-только занявший пост председателя КГБ СССР, озаботится несколько позже. О знакомстве Басова и Святогорова можно говорить исключительно в предположительном ключе, опять-таки из-за отсутствия достоверных свидетельств. А главное, фильм снимался по одноимённому роману, добавим — без существенных сюжетных изменений. Значит, о Святогорове должен был знать автор — писатель Вадим Кожевников. Но и этот факт подтвердить не представляется возможным. Скорее всего, консультанты, работавшие с Кожевниковым на стадии создания романа, познакомили его с какими-то эпизодами из жизни Александра Пантелеймоновича, как говорится, не называя имён и не раскрывая деталей. А писатель воспользовался ими по собственному усмотрению.
 

За фабричной заставой, где закаты в дыму
Отец Саши был простым харьковским рабочим. Сын пошёл по его стопам. В 1932 году он окончил строительный техникум и был направлен на металлургический комбинат «Запорожсталь». Природная изобретательность сразу дала себя знать: едва приступив к работе, Александр стал выдавать руководству завода одно рационализаторское предложение за другим. Стране нужен был металл, предприятие развивалось стремительно, грамотных специалистов не хватало. Неудивительно, что сметливый и добросовестный молодой рабочий — на завод он пришёл 19-летним — достаточно быстро дорос до руководящих должностей — сначала мастера, затем начальника смены. Как видим, если что и роднит двух Александров — киношного и реального, так это хорошая подкованность по технической части, пусть и в совершенно разных областях.
Кто знает, как сложилась бы судьба Александра, если бы однажды его не пригласили на беседу в НКВД. Маховик репрессий уже набрал обороты, многие боялись собственной тени. Святогорову предложили дать показания на рабочего, из которого пытками выбили признание в шпионаже в пользу Японии. Александр Пантелеймонович хорошо знал этого человека. Никаким шпионом тот, разумеется, не был — оговорил себя, не выдержав истязаний. И Святогоров дал совсем не те показания, каких от него ждали. Как ни странно, и подсудимый был оправдан, и его защитник не пострадал.
Вероятно, в запорожском управлении НКВД эту историю запомнили. За Святогоровым закрепилась репутация не просто честного и порядочного, но ещё и отважного человека. Как бы то ни было, в 1939 году его пригласили уже не для беседы, а на работу в качестве, совершенно неожиданном. По приказу Лаврентия Берия, возглавившего НКВД после расстрела Николая Ежова, начался пересмотр дел, по которым могли быть вынесены несправедливые приговоры. Александра, как человека кристальной честности, и привлекли к этой работе. Отдав должное честности и смелости Святогорова, рискнём предположить, что это был лишь пробный камень. Руководство с самого начала предназначало Александра для гораздо более сложной, ответственной и опасной деятельности. В противном случае его бы оставили на дознавательской работе, а не направили в разведку.
Война застала Святогорова в Запорожье. Он служил в отделе, занимавшемся экономическими преступлениями. В августе 1941-го немцы вплотную подошли к городу, и запорожские чекисты занялись минированием стратегических объектов, выявлением диверсантов и борьбой с мародёрами. Они покинули город только глубокой осенью вместе с последними частями Красной армии. Вскоре полковника Леонова, руководившего запорожскими чекистами, назначили начальником разведуправления НКВД Украинской ССР. Капитан Святогоров стал одним из его ближайших помощников, отвечая за организацию разведывательно-диверсионной деятельности на территориях, занятых врагом, — в Запорожской, Харьковской и Ворошиловградской (ныне Луганской) областях. Ненависть к оккупантам была настолько сильной, что недостатка в добровольцах не ощущалось. Согласно открытым источникам в одних окрестностях Запорожья действовало более полусотни партизанских отрядов общей численностью порядка двух с половиной тыс. человек.


Александр Святогоров
 
Первой крупной операцией, спланированной и проведённой Святогоровым, было уничтожение командира 68-й пехотной дивизии вермахта генерал-майора Георга фон Брауна, военного коменданта Харькова. Ещё до того, как оставить город, сапёры произвели минирование самых красивых и благоустроенных домов в центре города в расчёте на то, что фашисты разместят в них важные учреждения: штаб, комендатуру, городскую управу и, конечно, резиденции командования. Генерал фон Браун выбрал для себя дом, в котором до войны жил первый секретарь ЦК компартии Украины Никита Хрущёв. Мощную радиоуправляемую мину, созданную гением взрывного дела Ильёй Стариновым, заложили на глубину более трёх метров под одной из хозяйственных построек во дворе особняка ещё при отступлении. А чтобы немецкие сапёры её «не заметили», в подвале здания установили и не слишком аккуратно замаскировали кучей угля другой заряд.
Обманку обнаружили и больше ничего искать не стали. Группа Святогорова, следившая за домом, установила, что генерал намерен устроить приём. Сведения были оперативно переданы на Большую землю, и, когда празднество было в самом разгаре, заряд привели в действие с помощью радиосигнала с расстояния свыше 300 км. Генерал и два десятка высших офицеров харьковского гарнизона были уничтожены. В «Щите и мече» тоже есть эпизод с уничтожением немецкого генерала — бригаденфюрера СС Франца, непосредственного начальника Вайса в конце войны. Заметим в скобках, как виртуозно сыграл эту роль Анатолий Кубацкий, которому до той поры доставались главным образом смешные и нелепые сказочные короли. Однако киношного генерала ждал другой финал — он вместе со своими подручными погиб при крушении самолёта, устроенного отважным Зубовым-Хагеном. Если Вадим Кожевников и знал харьковскую историю Святогорова, то под его пером она преобразилась буквально до неузнаваемости....
 

Полная статья по ссылке
Ссылка
  • +0.16 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!